Презентация, доклад на тему Мастер и Маргарита презентация

Содержание

родился 15.05.1891г.; окончил медицинский факультет Киевского университета (1916 г.); проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал в качестве актера;несколько месяцев работал в одном из госпиталей Киева, а

Слайд 1МАСТЕР И МАРГАРИТА рэквием по Булгакову
Дописать раньше, чем умереть...
Мокроусова Н.П.

учитель русского языка
и литературы ОШ№93
МАСТЕР И МАРГАРИТА  рэквием по БулгаковуДописать раньше, чем умереть...Мокроусова Н.П.      учитель

Слайд 2 родился 15.05.1891г.;
окончил медицинский факультет Киевского университета (1916 г.);

проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал в качестве актера;
несколько месяцев работал в одном из госпиталей Киева, а позже получил назначение в небольшую земскую больницу;
1918 год – возвращение в Киев;
1920 год – живет во Владикавказе;
1921 го – отправление в Москву, работа в редакции газеты;
в мае 1930 года был принят в Московский Художественный театр на должность режиссера ( с которой впоследствии изгнан);
10 марта 1940 года скончался в Москве от тяжелого наследственного заболевания почек.

«Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним — писателем»

родился 15.05.1891г.; окончил медицинский факультет  Киевского университета (1916 г.); проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка

Слайд 3История создания романа
1928
Замысел

1929
Начало
работы

1928 – 1938
8 редакций
Первоначально
роман о Дьяволе,
без

Мастера и
Маргариты


1930
сжёг
рукопись


1931 – 1932
Продолжение
работы,
появление
образов
Мастера
и Маргариты

1936
Заключительная
глава


1936
Название
романа


1940
Редактирование ,
переписывание

Опубликован впервые в журнале «Москва» в 1966–1967 г.г.

История создания романа1928Замысел 1929Начало работы1928 – 1938 8 редакцийПервоначальнороман о Дьяволе,без Мастера и Маргариты1930сжёг рукопись1931 – 1932Продолжениеработы,появление

Слайд 4“Теперь я занят совершенно бессмысленной с житейской точки зрения работой —

произвожу последнюю правку своего романа. Все-таки, как ни стараешься удавить самого себя, трудно перестать хвататься за перо. Мучает смутное желание подвести мой литературный итог”.

Письмо Вересаеву:

“Теперь я занят совершенно бессмысленной с житейской точки зрения работой — произвожу последнюю правку своего романа. Все-таки,

Слайд 5Время и пространство в романе
Реальное
Москва
20 – 30 годы
ХХ века
Библейское


(мифологическое)
Ершалаим
1 год н.э.

Фантастическое
Перемещение
во времени и
Пространстве
(Воланд и его свита)



Время и пространство в романеРеальное Москва 20 – 30 годыХХ векаБиблейское (мифологическое)Ершалаим1 год н.э.Фантастическое Перемещение во времени

Слайд 6Зеркальное отражение:
Ершалаим - Москва. Есть общий мотив в описании этих двух

городов в двух столь непохожих романах. Почти в одних и тех же выражениях описаны два города (тучи, гроза, тьма, пришедшая с запада…);
Иешуа Га-Ноцри - Мастер. Они обретают каждый свою истину, но не знают, не понимают, не угадывают своих предателей.
Каифа - Берлиоз. Антагонистом Иешуа в романе Мастера является "исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа", а антагонистом Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.
Иуда из Кириафа - Алоизий Могарыч. Иуда ив Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч "хотел получить" и получил "комнаты" Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.
Левий Матвей - Иван Николаевич Понырев. Протагонисты обоих романов имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри - Левия Матвея, Мастер - Ивана Николаевича Понырева. Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был "сборщиком податей", Понырев - антирелигиозным поэтом.
Толпа в мире античном и современном. Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17).
Дом Грибоедова - бал у Сатаны. Безудержное веселье в ресторане совпадает с описанием пира мертвецов.
Зеркальное отражение:Ершалаим - Москва. Есть общий мотив в описании этих двух городов в двух столь непохожих романах.

Слайд 7Воланд - тайна и загадка
Даже мнения о нем расходится: «…на поэта

иностранец с первых же слов произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а…  как бы выразиться – заинтересовал, что ли».
Кто же все-таки Воланд на самом деле? Для Бездомного он – иностранный шпион, для Берлиоза – профессор истории, сумасшедший иностранец, для Степы Лиходеева – «черный маг», для Мастера – литературный персонаж.

Воланд - сгусток противоречий, как и вся жизнь за все тысячелетия, которые осмысливает Булгаков. Воланд – «часть той силы, которая вечно хочет зла и совершает благо». Как в философии, так и в действиях Воланд противоречив, особенно когда речь идет о нравственных вопросах. В одном он последователен - это в своем доброжелательном отношении к Мастеру и Маргарите (высокая оценка роли искусства, способного вопреки всем препятствиям нести людям правду и справедливость).

Воланд - тайна и загадкаДаже мнения о нем расходится: «…на поэта иностранец с первых же слов произвел

Слайд 8Свита Воланда
Все фокусы, эксцентрические номера показывают «демоны низшего порядка»: кот Бегемот,

Коровьев, Азазелло и вампирша Гелла.

Свита Воланда олицетворяет собой зло, но в каждом из них оно представлено своеобразно. Различен и характер и предназначение каждого из них. Высказывание Воланда о том, что именно на фоне добра можно увидеть зло, что добро без зла ничего не стоит, объясняет их поступки тем, что Добро и Зло – вещи неразделимые.

Свита ВоландаВсе фокусы, эксцентрические номера показывают «демоны низшего порядка»: кот Бегемот, Коровьев, Азазелло и вампирша Гелла.Свита Воланда

Слайд 9Смысл действий Воланда и его свиты
Необычная компания, состоящая из бывшего регента, двух

демонов, причем один из них перевоплощается в кота, и девушки-вампира, выполняют поручения Воланда, помогают ему в  его миссии.
Они призваны выявить недостатки общества и наказать людей за их грехи. Они не творят зла, они вершат справедливость.
По ходу столкновения безобразного с дьявольской силой оказывается, что даже Воланд, Коровьев, Азазелло, кот Бегемот более привлекательны, умнее, чем те мерзавцы, хапуги и мошенники, которых они разоблачают или проделывают с ними разные фокусы.
Воланд и его свита, вопреки литературной традиции, не искушают людей, а обнажают человеческие пороки. Наказанием для людей становится пережитый ими ужас.
Смысл действий Воланда и его свитыНеобычная компания, состоящая из бывшего регента, двух демонов, причем один из них

Слайд 10Иешуа Га-Ноцри
Булгаков всячески подчеркивает, что Иешуа - человек, а не Бог.


Писатель сделал своего героя худым и невзрачным со следами физического насилия на лице: представший перед Понтием Пилатом человек "был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшийся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора".
После побоев, а тем более во время казни, внешность Иисуса никак не могла содержать признаков величия, присущего пророку. На кресте в облике Иешуа проступают довольно уродливые черты: "...Открылось лицо повешенного, распухшее от укусов, с заплывшими глазами, неузнаваемое лицо", а "глаза его, обычно ясные, теперь были мутноваты".
Внешнее неблагообразие И. Г.-Н. контрастирует с красотой его души и чистотой его идеи о торжестве правды и добрых людей.
Иешуа Га-НоцриБулгаков всячески подчеркивает, что Иешуа - человек, а не Бог. Писатель сделал своего героя худым и

Слайд 11Иван Бездомный
Иван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт,

становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии.
По предсказанию Воланда, Иван оказывается в сумасшедшем доме.

Иван Николаевич Понырев убежден, что нет ни Бога, ни дьявола, а он стал жертвой гипнотизера.

Вера оживает у профессора только раз в год, в ночь весеннего полнолуния, когда он видит во сне казнь Иешуа, видит Иешуа и Пилата, мирно беседующих на широкой, заливаемой лунным светом дороге, видит и узнает Мастера и Маргариту.
В образе Бездомного проявился скептицизм Булгакова относительно возможности перерождения к лучшему тех, кто был привнесен в культуру и общественную жизнь Октябрьским переворотом 1917 г., утопией оказалась идея, что они смогут стать творцами новой национальной культуры. "Прозревший" и превратившийся из Бездомного в Понырева Иван ощущает подобную связь лишь во сне.

Иван БездомныйИван Бездомный (он же - Иван Николаевич Понырев) - поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории

Слайд 12Мастер
Булгаков назвал 13-ю главу, в которой Мастер впервые выходит на сцену,

«Явление героя». В литературоведении укоренились суждения о том, что прототипом Мастера послужили : 1) Булгаков; 2) Гоголь.

Первая версия: Мастер - «историк, сделавшийся писателем», - Булгаков готовил к «выпуску» учебник истории. Мастеру «примерно 38 лет» - Булгакову было 38 лет к моменту завершения первой редакции книги «Мастер и Маргарита». Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате схожа с газетной кампанией против Булгакова в связи с романом «Белая гвардия». Как и Мастер, Булгаков сжёг первую редакцию романа «Мастер и Маргарита».

Вторая версия: Н. В. Гоголь - прототип Мастера по той причине, что сжег рукопись своего романа, был по образованию историком и имел внешность, схожую с портретом Мастера - острый нос, клок волос, свешивающийся на лоб. Но Гоголь - писатель, а Мастер себя таковым не считает.

МастерБулгаков назвал 13-ю главу, в которой Мастер впервые выходит на сцену, «Явление героя». В литературоведении укоренились суждения

Слайд 13

Ещё одна версия:
Булгаков опирался на философию
Григория Сковороды,
украинского философа XVIII в..




Сковорода знал древнееврейский, греческий, латынь, немецкий и немного итальянский. И Мастер у Булгакова знает несколько иностранных языков: английский, французский, немецкий, латынь, греческий и немного читает по-итальянски.
Сковорода ни одно из своих сочинений при жизни не напечатал (как и булгаковский герой).
Сковорода, недовольный своей книгой «Асхань», «ожелчившися, спалил ее». Сжигает свой роман и Мастер.
Не менее чётко отражена в романе Булгакова и идея поиска покоя. Эта тема является постоянной в философских трудах Сковороды и его поэзии. Покой - это награда за все земные страдания человека, покой для философа-поэта олицетворяет вечность, вечный дом. Отсюда и смысл «определения свыше» посмертной судьбы Мастера в романе Булгакова: «Он не заслужил света, он заслужил покой».

Слайд 14Маргарита
Маргарита - ведьма и святая одновременно. Аналогичную модель можно найти у

А. Блока (Вечная Женственность, стихи о Прекрасной Даме) Как и многие символисты, Блок опирался в своей поэзии на философию Владимира Соловьева.

В начале романа Маргарита - подруга Мастера, она «восприимчива ко лжи и злу не менее, чем к истине и добру», сострадая возлюбленному, с успехом лжёт мужу.
Постепенно она перерождается и в конце повествования обретает нравственную силу, делающую её способной противостоять злу.
Когда «все обманы исчезли» и красота Маргариты, прежде «обманчивая и бессильная», преображается в «красоту неземную», эта «непомерной красоты женщина» избавляет Мастера от страданий, способствует возрождению созданного им романа и побеждает смерть.

Главным прототипом послужила третья жена писателя Е.С. Булгакова.
В литературном же плане Маргарита восходит к Маргарите «Фауста» В. Гёте.

С образом Маргариты в романе связан мотив милосердия (она просит после Великого бала у Сатаны за несчастную Фриду, успокаивает испуганного разгромом четырехлетнего мальчика).
Маргарита любит гениального писателя - Мастера (в ранних редакциях названного Поэтом). Она символ вечной женственности.

МаргаритаМаргарита - ведьма и святая одновременно. Аналогичную модель можно найти у А. Блока (Вечная Женственность, стихи о

Слайд 15Главные герои романа Мастер и Маргарита — люди женатые, но их

семейная жизнь была не очень счастливой.

Почему же между этими героями вспыхнула любовь? В глазах Мастера, как и в глазах Маргариты, горел «какой-то непонятный огонек», коль вспыхнула такая любовь, выжигающая оба сердца дотла. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. У этой любви оказался мирный домашний характер. Маргарита не могла расстаться с Мастером ни на минуту, даже когда его не было: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!”.
История Мастера и Маргариты, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем.

Главные герои романа Мастер и Маргарита — люди женатые, но их семейная жизнь была не очень счастливой.

Слайд 16Он не заслужил света,
он заслужил покой…
Фауст и Маргарита (Гёте) воссоединяются на

небесах, в свете. Вечная любовь гетевской Гретхен помогает ее возлюбленному обрести награду - традиционный свет, который его слепит, и потому она должна стать его проводником в мире света.

Булгаковская Маргарита тоже своей вечной любовью помогает Мастеру обрести то, что он заслужил. Но награда героя здесь - не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда, точнее, на границе двух миров - света и тьмы, Маргарита становится поводырем и хранителем своего возлюбленного: "Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я".

Он не заслужил света,он заслужил покой…Фауст и Маргарита (Гёте) воссоединяются на небесах, в свете. Вечная любовь гетевской

Слайд 17"Все обманы исчезли", "меняется облик всех летящих к своей цели" -

эти слова имеют символический смысл, они относятся не только к шести всадникам, скачущим в ночи. Они указывают на наступление Страшного Суда и, стало быть, относятся ко всем: "Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты". Воланд говорит: «Все будет правильно. На этом построен мир». Это значит, что действительность существует все-таки ради добра. Мировое зло и страдание – нечто переходящее, они закончатся вместе со всей драмой события.

Роман «Мастер и Маргарита» - роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свету, или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Делая свой собственный выбор, помните:
«Каждому будет дано по его вере».


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть