Слайд 2Мастер и Маргарита
Жанр романа трудно однозначно определить, поскольку роман очень
многослоен, в нем слились и сатира, и фарс, и фантастика, и мистика, и история любви, и философская притча . Булгаков назвал его фантастическим романом.
Сюжетные линии:
Слайд 3Что есть добро и зло?
Что есть истина?
Кто правит миром и
управляет человеком?
Что такое преступление и каков путь к спасению?
Возможно ли прощение?
Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью?
Кто сильнее: грозный прокуратор Понтий Пилат или бродячий философ Иешуа?
Слайд 4«ЛЮДИ КАК ЛЮДИ». ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ В КОНФЛИКТЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ПОШЛОСТЬЮ
Слайд 5 За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете
настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!
Слайд 6М. Булгаков - прямой наследник великой традиции русского философского романа XIX
века - романа Толстого и Достоевского.
Образцом следования нравственной заповеди любви является в романе Маргарита. В критике отмечалось, что это единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования...
С образом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера в доме застройщика с неизменной для художественного мира Булгакова настольной лампой, книгами и печкой становится еще уютнее после появления здесь Маргариты - . музы Мастера.
В. Агеносов (Из статьи «Триждыромантический мастер»)
Слайд 7Он и Она
«Ромео и Джульетта»
«Тристан и Изольда»
«Дафнис и Хлоя»
Нет повести печальнее
на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Слайд 9Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами, испытывая лишь недостаток, как и
сам
М. Булгаков, в практическом начале. Он податливо проникается крайним отчаянием, а также свободно возносится в самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой…В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его гениальность…
Слайд 10У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания.
В романе
четко звучит мотив ответственности и вины творческой личности, которая идет на компромисс с обществом и властью, уходит от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность реализовать свой творческий потенциал.
Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой - воплощением "безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества."
Слайд 11
Судьба романа- судьба Мастера
Долг Мастера- возвратить человеку веру
в высокие идеалы, в добро и справедливость, призвать к неутомимому поиску истины.
Роман о всепобеждающей силе любви и творчества:
«Рукописи не горят!»
Слайд 12Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут
прийти в мир вечного Света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита.
Покой - это и возможность творчества, и несбыточная романтическая мечта художника.
Слайд 13У Булгакова Маргарита борется за свое счастье до конца, готова на
все, даже на сделку с самим Сатаной…
Слайд 14…любовь Маргариты на редкость самоотверженна, так может любить только истинно земная
женщина…
«За мной, читатель. И только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».
Слайд 15
https://vk.com/video?z=video-38683579_171093326%2Fpl_cat_updates
«Баллада о прокуренном вагоне»
Слайд 16
Почему Воланд несёт в романе не только зло, но и благо?
Легко
ли творить добро?
Возмездие и милосердие? Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?
Покой – это наказание или награда?
Почему Мастер не заслужил света?
Слайд 17Погром в квартире Латунского
Место эпизода в идейном замысле
Действия Маргариты и звуки
Характер
героини
Слайд 18https://www.youtube.com/watch?v=bsYjpwTVfQ4
Слайд 19На балу у Воланда
Место эпизода в развитии сюжета
Пространство и время
ИВС
Почему Маргарита
хозяйка бала?
Поступок, достойный королевы
Как ведёт себя Маргарита на балу у Сатаны?
Мотив падения
Слайд 20На балу у Воланда https://www.youtube.com/watch?v=PppuZueEOB8
«… иду на все из-за него,
потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. … Я погибаю из-за любви!».
Слайд 21Диаграмма Венна
Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании
убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому по заслугам.
Слайд 22…так кто ж ты, наконец?
- Я – часть той
силы, что вечно
хочет
зла и вечно совершает благо.
Гёте. «Фауст»
Слайд 23
Как же победить Зло и Тьму?
Для этого
нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи.
Однако это ещё не будет конечным торжеством добра.
Чтобы Свет окончательно победил Тьму, люди должны научиться творить чудо человечности, нужен “...акт милосердия, которое, в отличие от понятной и доступной человеку справедливости, остаётся для человека и чудом, и тайной”.
Слайд 24Диаграмма Венна
Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. Булгаковская Маргарита
обретает бытие после смерти за свою любовь.
Слайд 25Любовь-
Жертва?
Взаимопонимание?
Страсть?
Идеал женщины?
Слайд 26Любовь-
Настоящая: бескорыстие, самоотверженность, способность помогать всем, чем можешь, разделять не только радость,
но и неудачи, быть опорой.
Верная: верна чувству, не теряет надежды на встречу (для нее безразлично, на каком свете).
Вечная: пройдя через испытание , отстояла право на любовь.
Со способностью любить ближнего больше, чем себя, начинается восхождение человека по лестнице любви
Слайд 27
Любовь - это философский камень, который обладает свойством все превращать в
золото, в добро. Любовь возвышает человека над миром, с ее помощью он постигает духовное, возвышенное, обретает покой. Если любовь истинна, она не может угаснуть, она бессмертна, вечна.
Булгаковская Маргарита - символ женственности, верности, красоты, самопожертвования во имя любви. Именно в любви женщины, а не в себе черпает силы мастер, вновь возвращенный в свою квартиру в арбатском переулке.
Слайд 30Заключительная сцена
https://www.youtube.com/watch?v=xZ1uFizMa7w&t=415s
https://www.youtube.com/watch?v=60e0Z1dLRnE