Презентация, доклад на тему Ломоносов-реформатор системы стихосложения и русского языка

Содержание

Цели урока:раскрыть содержание реформы русского стихосложения;показать роль М.В. Ломоносова в её создании

Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения
«…с Ломоносова

начинается наша литература; он был её отцом и постулатом; он был её Петром Великим»
(В.Г. Белинский)
Михаил Васильевич Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения«…с Ломоносова начинается наша литература; он был её

Слайд 2Цели урока:
раскрыть содержание реформы русского стихосложения;
показать роль М.В. Ломоносова в её

создании
Цели урока:раскрыть содержание реформы русского стихосложения;показать роль М.В. Ломоносова в её создании

Слайд 3Тредиаковский Василий Кириллович (05.03.1703-17.08.1769)
Русский поэт, переводчик, филолог 18 века, один из основателей

силлабо-тонического стихосложения в России.
Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввел эти понятия в русскую культуру и общественное сознание.
Тредиаковский Василий Кириллович (05.03.1703-17.08.1769)Русский поэт, переводчик, филолог 18 века, один из основателей силлабо-тонического стихосложения в России.Впервые в

Слайд 4Силлабическое стихосложение – система стихосложения, в основу которого положено:
одинаковое число слогов

в стихотворной строке (чаще 13);
пауза в середине строки;
ударение в середине стихотворной строки (на 6 или 7 слоге) и на предпоследнем слоге (другие ударения в строке располагались свободно).
Силлабическое стихосложение – система стихосложения, в основу которого положено:одинаковое число слогов в стихотворной строке (чаще 13);пауза в

Слайд 5сатира I
«на хулящих учения к уму своему»
Кантемир Антиох Дмитриевич
У́ме недозрелый,/

пло́д недо́лгой нау́ки!  Поко́йся, не понуждай/ к перу́ мои́ ру́ки:  Не писав летящи дни века проводити  Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти. 
сатира I«на хулящих учения к уму своему» Кантемир Антиох ДмитриевичУ́ме недозрелый,/ пло́д недо́лгой нау́ки!  Поко́йся, не понуждай/

Слайд 6Отсутствие закономерности в постановке ударения приводило к тому, что стихи мало

отличались от прозаической речи
Отсутствие закономерности в постановке ударения приводило к тому, что стихи мало отличались от прозаической речи

Слайд 7Тредиаковский Василий Кириллович
«Ударные слоги, расположенные в системе, делают стих ритмичным и

выразительным»

1735 г. «Новый и краткий способ к сложению стихов российских»

Тредиаковский Василий Кириллович«Ударные слоги, расположенные в системе, делают стих ритмичным и выразительным»1735 г. «Новый и краткий способ

Слайд 8«…дерзаю надеяться, что благороднейшая, преславнейшая,величайшая и цветущая Россия удостоит меня… что…

первый я… привел в порядок наши стихи…»

В.К. Тредиаковский

«…дерзаю надеяться, что благороднейшая, преславнейшая,величайшая и цветущая Россия удостоит меня… что… первый я… привел в порядок наши

Слайд 9Ломоносов Михаил Васильевич (19.11.1711-15.04.1765)
Ученый – энциклопедист, основатель Московского университета, поэт, филолог, поборник

развития отечественного просвещения, реформатор

Разработал систему силлабо-тонического, или слогоударного, стихосложения.

Ломоносов Михаил Васильевич (19.11.1711-15.04.1765)Ученый – энциклопедист, основатель Московского университета, поэт, филолог, поборник развития отечественного просвещения, реформаторРазработал систему

Слайд 10Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения, которая определяется:
количеством слогов,
числом ударений,
их расположением в

стихотворной строке.

В России с 30-х годов 18 века

М. В. Ломоносов
«Письмо о правилах российского стихотворства»

Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения, которая определяется:количеством слогов,числом ударений,их расположением в стихотворной строке. В России с 30-х

Слайд 11М. В. Ломоносов допускает стихи:
хорические
ямбические
дактилические
(отдает предпочтение ямбу).

Нет амфибрахия.
Его ввел

Сумароков А.П.
М. В. Ломоносов допускает стихи:хорические ямбическиедактилические(отдает предпочтение ямбу).Нет амфибрахия. Его ввел Сумароков А.П.

Слайд 12Сумароков Александр Петрович (25.11.1717-12.10.1777)
поэт, драматург,
создатель репертуара первого русского театра.

Сумароков Александр Петрович (25.11.1717-12.10.1777)поэт, драматург,создатель репертуара первого русского театра.

Слайд 13В силлабо-тоническом стихе по названиям стоп, которые его образуют, различают пять

основных размеров:

двусложные:

- хорей — ́U
Н: Бу/ря/ мгло/ю/ не/бо/ кро/ет, Вих/ри/ снеж/ны/е/ кру/тя;
(А.С. Пушкин)
- ямб U—́
Н: Вы/со/кой/ страс/ти/ не/ и/ме/я Для/ зву/ков/ жиз/ни/ не/ ща/дить, Не/ мог/ он/ ям/ба/ от/ хо/ре/я, Как/ мы/ ни/ би/лись/, от/ли/чить. (А.С. Пушкин)

В силлабо-тоническом стихе по названиям стоп, которые его образуют, различают пять основных размеров: двусложные:- хорей — ́UН:

Слайд 14Трехсложные размеры стихосложения:
дактиль — ́UU
Н: Как/ хо/ро/шо/ ты,/ о/ мо/ре/ ноч/но/е, –

Здесь/ лу/че/зар/но/, там/ си/зо/-тем/но...
(Ф.И. Тютчев)
амфибрахий U— ́U
Н: Не/ ве/тер/ бу/шу/ет/ над/ бо/ром,
Не/ с гор/ по/бе/жа/ли/ ручь/и…
(Н.А. Некрасов)
анапест UU — ́
Н: При/ни/ма/ю/ те/бя/, не/у/да/ча, И/ у/да/ча/, те/бе/ мой/ при/вет…
(А. Блок)

Трехсложные размеры стихосложения:дактиль — ́UUН: Как/ хо/ро/шо/ ты,/ о/ мо/ре/ ноч/но/е, –    Здесь/ лу/че/зар/но/, там/

Слайд 15Иногда стих лишен рифмы. Это белый стих.
Н: Приди — открой балкон.

Как небо тихо; Недвижим теплый воздух, ночь лимоном И лавром пахнет, яркая луна Блестит на синеве густой и темной.
Иногда стих лишен рифмы.  Это белый стих.Н: Приди — открой балкон. Как небо тихо;

Слайд 16М.В. Ломоносов создает национальное стихосложение, свойственное строю русского языка, даёт начало

новой поэзии
М.В. Ломоносов создает национальное стихосложение, свойственное строю русского языка, даёт начало новой поэзии

Слайд 17В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758г.) М.В. Ломоносов

сформулировал теорию «трех штилей»

Цель теории – очищение и упорядочение русского литературного языка.

В «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1758г.) М.В. Ломоносов сформулировал теорию «трех штилей»Цель теории

Слайд 19Теория имела демократический характер:
способствовала сужению области употребления старославянских слов;
приближала литературный язык

к разговорному;
произведения доступны широкому кругу читателей.
Теория имела демократический характер:способствовала сужению области употребления старославянских слов;приближала литературный язык к разговорному;произведения доступны широкому кругу читателей.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть