Презентация, доклад на тему Логико-смысловой анализ текста (11 класс)

Содержание

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (1-е задание).

Слайд 1Логико-смысловой анализ
исходного текста.




Учитель русского языка
и литературы МБОУ «СОШ

№17»
Г. Пскова Болдырева Наталия Николаевна
Логико-смысловой анализ исходного текста. Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №17»Г. Пскова Болдырева Наталия Николаевна

Слайд 2Готовимся к ЕГЭ
по русскому языку
(1-е задание).

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (1-е задание).

Слайд 3Задание 1 не требует специальных знаний, но умение вдумчиво читать текст пригодится.

Это задание проверяет, умеете ли вы работать с информацией.
Задание 1 не требует специальных знаний, но умение вдумчиво читать текст пригодится. Это задание проверяет, умеете ли вы

Слайд 4
Задание предполагает логико-смысловой анализ небольшого текста научного стиля. В

тексте необходимо выделить ключевые слова,
проследить причинно-следственные связи между частями и выбрать 2 предложения, в которых заключена главная информация. Для этого
необходимо использовать различные приемы сжатия текста.
Задание предполагает логико-смысловой анализ небольшого текста научного стиля. В тексте необходимо выделить ключевые слова, проследить

Слайд 5Тексты различны: некоторые, кроме основной информации, содержат дополнительную, в некоторых есть

как явно выраженная, так и скрытая информация. Понять текст — это значит уловить логику его построения, понять связи между частями, всесторонне проанализировать содержание.
Тексты различны: некоторые, кроме основной информации, содержат дополнительную, в некоторых есть как явно выраженная, так и скрытая

Слайд 6Обратите внимание:
предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут
противоречить содержанию текста,
включать

информацию, которой в тексте нет,
передавать лишь часть информации,
подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной,
дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей.
Обратите внимание:предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могутпротиворечить содержанию текста,включать информацию, которой в тексте нет,передавать лишь

Слайд 7Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые
в кратком виде передают все

основные компоненты содержания,
чётко формулируют доминирующую мысль.
Чаще всего правильным ответом будут предложения, которыев кратком виде передают все основные компоненты содержания,чётко формулируют доминирующую мысль.

Слайд 8Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать

его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания. Задайте себе простые вопросы: 
- О чём этот текст или фрагмент текста?
- Что в нём сообщается?
- Какова главная информация?
Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая

Слайд 9 Если в тексте выражены причинно-следственные связи, то, естественно, нужно разобраться, что

является причиной, а что — следствием.
Если информация касается цели, условий и других возможных компонентов содержания, то важно понять, являются ли данные компоненты в тексте доминирующими.
Совет.
Переходите к анализу ответов только после того, как внимательно проанализируете и хорошо поймёте текст.
Если в тексте выражены причинно-следственные связи, то, естественно, нужно разобраться, что является причиной, а что — следствием.

Слайд 10Прочитайте внимательно текст.
Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания

того вопроса, который затрагивается в данном тексте.
Обратите внимание на главную часть СПП.
Вычеркните второстепенную информацию (пояснения, комментарии, описания,детали, повторы).
Соотнесите полученное с вариантами ответов.
Выберите нужные ответы и запишите их.

Алгоритм работы над заданием

Прочитайте внимательно текст.Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном

Слайд 11Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

Алмазная крошка из-за своей

твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

 Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

 Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

Алмазы, ценные, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, – чрезвычайно твёрдые камни. Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. Например, всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента

Слайд 12Текст 1
У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о

собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников и каждый второй родитель считают себя уверенными пользователями Интернета. Оценка уровня цифровой компетентности на основе специального индекса показывает, что это завышенное и неадекватное мнение: на самом деле этот уровень как у родителей, так и у подростков, составляет треть от максимально возможного.
Что касается мотивации, то ни родители, ни подростки не проявили устойчивую установку на самосовершенствование в цифровом мире. Их мотивация составляет лишь 20% от максимально возможной.
(Галина Солдатова, член-корреспондент РАО, профессор психологического факультета МГУ, директор Фонда развития Интернет)
Текст 1У большинства родителей и подростков сложилось достаточно позитивное представление о собственной цифровой компетентности: практически 80% школьников

Слайд 13В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся

в тексте?
1) Мнение о собственном уровне цифровой компетентности завышено у взрослых. 2) Собственная оценка уровня цифровой компетентности у большинства родителей и подростков оказывается завышенной. 3) Большинство родителей и подростков не осознают, что сложившиеся у них представления о своей цифровой компетентности завышены, и поэтому не имеют установки на самосовершенствование. 4) Мнение о своём уровне цифровой компетентности завышено у подростков. 5) Ни родители, ни подростки не имеют устойчивой мотивации к совершенствованию в цифровом мире, потому что их самооценка завышена.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?1) Мнение о собственном уровне

Слайд 15Книга Этторе Ло Гатто представляет собой непринуждённое, спонтанное повествование о жизни

и работе не только переводчика, критика и учёного, но и редкого энтузиаста, упорного, возможно, упрямого, который всегда был другом России и русских, где бы он их ни встречал — в Ленинграде, Москве или Париже. Все, о ком пишет Ло Гатто, — известные личности: одни стали знамениты ещё до того, как он с ними познакомился, другие — впоследствии. Имена многих героев книги открылись российскому читателю лишь недавно, так как речь идёт как о деятелях литературы и искусства, остававшихся после революции в СССР, так и эмигрировавших. Ло  Гатто всегда считал русскую литературу неделимой, связанной единством языка и единством любви к России, только любовь эта выражалась в разных формах и была пережита по-разному. (Этторе Ло Гатте «Мои встречи с Россией», предисловие Анны Ло Гатто Мавер)
Книга Этторе Ло Гатто представляет собой непринуждённое, спонтанное повествование о жизни и работе не только переводчика, критика

Слайд 16В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся

в тексте?
1) Книга переводчика, критика и учёного Этторе Ло Гатто рассказывает об известных деятелях российской культуры и литературы, многие из которых эмигрировали из СССР после революции.  2) Этторе Ло Гатто, известный переводчик, критик и учёный, встречался со многими русскими деятелями культуры и в России, и за рубежом. 3) Этторе Ло Гатто рассказал в своей книге об известных деятелях русской культуры, с которыми он был знаком и которые представляют единую культуру, независимо от того, остались ли они после революции в России или уехали в эмиграцию. 4) Этторе Ло Гатте, ведущий исследователь русской литературы в Италии, мечтал о том времени, когда произведения русских писателей и поэтов, эмигрировавших за рубеж после революции, разрешат издавать на родине. 5) Этторе Ло Гатто — переводчик, критик и учёный, редкий энтузиаст и друг России.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?1) Книга переводчика, критика и

Слайд 18Научно-популярные книги, как правило, пишутся двумя категориями авторов: учёными, лично добывающими

факты (таковы книги К. А. Тимирязева, В. А. Обручева, Э. Сетон-Томпсона, А. Е. Ферсмана, С. И. Вавилова, Тура Хейердала, Н. Н. Плавильщикова, И. А. Ефремова, Б. Гржимека), и писателями-популяризаторами — вспомним О. Писаржевского, Д. Данина, В. Полынина и др. Если строго придерживаться такого разделения, то Дэвида Эттенборо, казалось бы, следовало отнести ко второй группе авторов. Но его книги — это глубокое проникновение в проблематику, в дух науки, представляемой широкому читателю. Вот с чем связан успех его книг у читателя.
(Н.Н. Воронцов, профессор, предисловие к книге Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)
Научно-популярные книги, как правило, пишутся двумя категориями авторов: учёными, лично добывающими факты (таковы книги К. А. Тимирязева,

Слайд 19В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся

в тексте?
1) Книги Дэвида Эттеннборо пользуются успехом у читателя, потому что писатель-популяризатор глубоко проникает в проблематику и дух науки в книгах, предназначенных широкому читателю. 2) Научно-популярные книги создаются учёными или писателями-популяризаторами, к которым и относится Д. Эттенборо, книги которого несутт широкому читателю дух науки. 3)Многие выдающиеся учёные создавали научно-популярные книги: К. А. Тимирязев, В. А. Обручев, Э. Сетон-Томпсон, А. Е. Ферсман, С. И. Вавилов, Тур Хейердал, Н. Н. Плавильщиков, И.А. Ефремов, Б. Гржимек и другие. 4) Важно различать, кто создал научно-популярную книгу: выдающийся учёный или писатель-популяризотор, поскольку доверять можно лишь книгам, написанным учёными. 5) Научно-популярные книги бывают разного качества, потому что одни из них пишут настоящие учёные, а другие — писатели-популяризаторы.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?1) Книги Дэвида Эттеннборо пользуются

Слайд 21Удивительное приспособление — перо!
Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных,

а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес на вес, любой материал, всё равно — естественного происхождения или созданный человеком. Состоит оно из обыкновенного кератина, того самого рогового вещества, что и чешуя рептилий или наши ногти, но особые свойства пера связаны сего необыкновенно сложным строением.
Почти все свойства, выделяющие птиц среди других живых существ, так или иначе связаны с наличием у них перьевого покрова. Собственно, птица — это и есть по определению существо, имеющее перья. (Д. Эттенборо «Жизнь на Земле»)
Удивительное приспособление — перо!Как теплоизолятор оно почти не имеет себе равных, а по аэродинамическим свойствам превосходит, вес

Слайд 22В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся

в тексте?
1) Почти все свойства, отличающие птиц от других существ, связаны с наличием у них перьевого покрова, потому что перо — уникальное приспособление, не имеющее равных по целому ряду параметров. 2) Теплоизолирующие и аэродинамические свойства пера птицы уникальны. 3) Перо птицы состоит из обычного кератина, того же вещества, что и чешуя рептилий, и ногти человека, но оно отличается сложным строением. 4) Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо состоит из кератина. 5) Птица — это существо, имеющее перьевой покров, а перо имеет простой состав, но сложное строение, что обеспечивает уникальные теплоизоляцию и аэродинамические свойства.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?1) Почти все свойства, отличающие

Слайд 24Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый

распад и окисление её, а также скорое извлечение обеспечивают экстренную мобилизацию энергетических ресурсов организма при нарастающих затратах энергии во время интенсивных мышечных и умственных нагрузок, эмоциональном возбуждении и проч.
Тем, кто пытается исключить сахар из рациона, следует помнить, что углеводы — единственный источник, за счёт которого в норме покрываются энергетические расходы мозга, то есть сохраняется способность к мышлению.
(Игорь Сокольский, кандидат фармацевтических наук, «Беседы о питании», «Наука и жизнь» №8, 2010)
Непосредственным источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. Быстрый распад и окисление её, а также

Слайд 25В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся

в тексте? 
1) Благодаря быстрому распаду и окислению глюкозы в крови организм не может использовать энергетические ресурсы при интенсивных нагрузках. 2) Сахар из рациона исключать нельзя, потому что углеводы — единственный источник, позволяющий питать мозговую деятельность. 3) Источником энергии в организме человека является глюкоза в крови. 4) Благодаря своим свойствам глюкоза в крови является источником энергии, потребляемой организмом человека при мышечных и умственных нагрузках. 5) Источником энергии, необходимой человеку при мышечных и умственных нагрузках, являются глюкоза в крови: именно за счёт углеводов сохраняется способность к мышлению.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1) Благодаря быстрому распаду и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть