Слайд 1Урок литературы 11 класс
«Литературный процесс
30-х – начала 40-х годов XX
века»
Автор: Чаплыгина Г.В., учитель русского языка и литературы,
МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина
2017 г
Слайд 2Литература и искусство
1932 г. – образованы Союз композиторов, Союз архитекторов и
Союз художников
1934 г. – Союз писателей.
Членство в союзе являлось необходимой и неотъемлемой частью художественного творчества и основой материального благосостояния деятелей культуры.
Отлучение от союза превращало художника в изгоя, а его произведение становилось недоступным для масс.
Господствующий творческий метод – социалистический реализм (соцреализм).
Идейная направленность произведения – решающая в оценке значимости произведения искусства.
Слайд 323 апреля 1932 года выходит постановление ЦК ВКП(б)
«О перестройке литературно
- художественных организаций»
Цель: объединить всех писателей в единый Союз советских писателей.
Слайд 4 17 августа 1934 года состоялся Первый съезд советских писателей
На съезде присутствовали М. Горький (был избран председателем), А. Фадеев, А.Н. Толстой, С.Я. Маршак и многие другие
Слайд 5Литературный термин
Социалистический реализм, являясь основным методом советской художественной литературы и
литературной критики, требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в её революционном развитии.
Слайд 6История возникновения и развития реализма
Луначарский был первым литератором, заложившим его
идеологический фундамент. Ещё в 1906 году он ввел в обиход такое понятие как «пролетарский реализм». К двадцатым годам, применительно к этому понятию он стал употреблять термин «новый социальный реализм», а в начале тридцатых посвятил «динамичному и насквозь активному социалистическому реализму», «термину хорошему, содержательному, могущему интересно раскрываться при правильном анализе», цикл программно-теоретических статей, которые публиковались в «Известиях»
Слайд 7 Термин «социалистический реализм» впервые предложен председателем Оргкомитета СП
СССР И. Гронским в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. Он возник в связи с необходимостью направить РАПП и авангард на художественное развитие советской культуры. Решающим при этом явилось признание роли классических традиций и понимание новых качеств реализма. В 1932—1933 Гронский и зав. сектором художественной литературы ЦК ВКП(б) В. Кирпотин усиленно пропагандировали этот термин
Слайд 8На 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году Максим Горький утверждал:
«Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он, сообразно непрерывному росту его потребностей, хочет обрабатывать всю, как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью»
Слайд 9Принципы соцреализма
Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа,
так и использование народных речевых оборотов и пословиц.
Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и своё сознание, отношение к окружающей действительности).
Слайд 10Новые темы 30-х годов
производственная тема;
коллективизация сельского хозяйства;
бурный всплеск исторического романа.
Слайд 11Романы о самовоспитании
новой личности
«Как закалялась сталь» Н. Островского (о преодолении
болезни);
«Два капитана» В. Каверина (о преодолении своих недостатков).
Особое место занимают произведения А. Платонова «Котлован». «Чевенгур», «Ювенильное море».
Слайд 12Тема коллективизации
«Поднятая целина» М. Шолохова;
«Бруски» Ф. Панфёрова;
«Лапти» П. Замойского;
«Ненависть» Н. Шухова;
«Девки»
Н. Кочина;
поэма «Страна Муравия» А. Твардовского.
Слайд 13Тема коллективизации
В полной мере отразить трагические стороны «великого перелома»
в деревне, производимого сверху и повлекшего страшный голод во многих областях страны, перегибы раскулачивания – всё это в той или иной мере будет затронуто лишь позднее, после разоблачения культа Сталина.
Слайд 14Изменения в образах героев
Герой действующий, не знающий нравственных мук
и слабостей.
Шаблонные персонажи: сознательные коммунист, комсомолка, бухгалтер из «бывших», колеблющийся интеллигент, диверсант.
Слайд 15Колхозный роман
«Бруски», «Лапти» Фёдора Замойского.
В подобных
произведениях освещалось колхозное движение, вовлечение крестьян в колхозы, строительство, говорилось об упрочении новой жизни в деревне.
Слайд 16Расцвет переводческой литературы
А.А. Ахматова,
Лозинский
Б. Л. Пастернак
Слайд 17Жанр исторического романа
В. Шишков «Емельян Пугачёв»;
О. Форш «Радищев»;
В. Ян «Чингиз-хан»;
С. Бородин
«Дмитрий Донской»
А. Степанов «Порт-Артур»;
И. Новиков «Пушкин в Михайловском»;
Ю. Тынянов «Кюхля»;
Центральное место занимает роман А. Толстого «Пётр Первый».
Слайд 18Лучшие прозаические произведения 30-40-х годов
Романы М. Шолохова «Тихий Дон» 1928-40, «Поднятая
целина» 1932-60
Эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» 1925-36
Роман А. Толстого «Петр Первый» 1930-45
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», 1928-1940