Слайд 1СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
УРОК-ПРОЛОГ
Литература
8, 11;
сентябрь, 2015
МБОУ «Дрезненская СОШ №1»
Крючкова Надежда Сергеевна
Слайд 2Звонок раздался, когда Андрей Петрович уже поте- рял всякую надежду.
— Здравствуйте,
я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?
Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные.
У Андрея Петровича
ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались cтраховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.
Слайд 3
.
Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей
Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература ?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия…
«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.
— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
— Я, собственно… — собеседник замялся.
— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович
— Давайте завтра, — решительно сказал Максим.- В десять часов вас устроит?
- К девяти я отвожу детей в школу,
а потом свободен до двух.
— Устроит, —
обрадовался Андрей Петрович.-
Записывайте адрес
— Говорите, я запомню.
.
У Ан
Слайд 4В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате,
почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.
— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?
Слайд 5Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти
не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.
Слайд 6
ками
Чтение с остановками
Остановка 1
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, ситуация, в которой
оказался Андрей Петрович, возможна в наше время?
Почему он не может найти работу?
Выпишите КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (слайды 5,6), которые помогают ответить на этот вопрос.
Слайд 7Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать
аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг.
Слайд 8
Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие
деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.
.
Слайд 9
.
В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых,
перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.
Слайд 10
«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая
от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть!
Слайд 11
Остановка 2
-Как вы думаете, в какое
время происходит действие рассказа?
- Какая деталь в тексте помогает сделать подобный вывод?
- Выпишите из текста фразу, которая передаёт состояние героя в ожидании ученика
-Как вы считаете, что произой-
дёт дальше?
Слайд 12Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите,
— засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
— Нигде? — спросил Максим тихо.
Слайд 13— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался
кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?
— Да, продолжайте, пожалуйста.
Слайд 14—
В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электро-
. ника.Но и в электронном варианте спрос на литературу падал стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие , уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков. Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.
.
Слайд 15.
— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. Литература
умерла, потому что не ужилась с прогрессом. Но дети растут без поэзии, без того, что определяло духовный мир человека. Максим, у вас есть дети?
— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Вы научите меня?
— Да, — Максим замялся. —погодки.
Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.
Слайд 16
Чтение с остановками
Остановка 3
-Скажите сами себе, только честно :
вам было бы комфортно жить в стране без «бумажных книг»? Аргументируйте свой ответ.
- Установили время действия? Как называют этот тип литературы?
-Как , по вашим предположениям, могут дальше развиваться события?
Слайд 17Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
— Пастернак, — сказал он
торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…
— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
— Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит ?
?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.
Слайд 18. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить
продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит ?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра. …Один день сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл.
НО …
.
Слайд 19
Чтение с остановками
Остановка 4
-Обсудите в парах, каким может быть
начало следующего абзаца текста.
-Запишите фразу, которую вы предлагаете.
-Сравните с авторским текстом:
«Но ………………………………………..».
Слайд 20НО однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро
промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.
— Номер отключён от обслуживания, —еханический голос.
— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос
Слайд 21
—
Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх
стенах стало больше невмоготу — А, Петрович! — приветствовал старик Нефёдов, сосед снизу. — Давно не виделись. А чего не выходишь, стыдишься, что ли? Так ты же вроде ни при чём.
— В каком смысле стыжусь? — оторопел Андрей Петрович.
— Ну, что этого, твоего, — Нефёдов провёл ребром ладони по горлу. — Который к тебе ходил. Я всё думал, чего Петрович на старости лет с этой публикой связался.
— Вы о чём? — у Андрея Петровича похолодело внутри. — С какой публикой?
— Известно с какой. Я этих голубчиков сразу вижу. Тридцать лет, считай, с ними отработал.
— С кем с ними-то? — взмолился Андрей Петрович. — О чём вы вообще говорите?
— Ты что ж, в самом деле не знаешь? — всполошился Нефёдов. — Новости посмотри, об этом повсюду трубят..
Слайд 22Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый,
трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.
Слайд 23«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей
Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться.
Слайд 24Коту под хвост, пришла итоговая мысль.
Всё коту под хвост. Всё
это время он обучал робота.
Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего…
.
Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.
Слайд 25— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка,
моя сестра. Мы от Макса.
— От… От кого?!
— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…
Андрей Петрович, превозмогая
ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну,
наглухо завернул фрамугу.
Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.
Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше
— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?.
Слайд 26СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
— Мело, мело по всей земле во все пределы! —
звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.
— Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?
Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.
— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.
Майк Гелприн, Нью-Йорк
Слайд 27Остановка 5
Мы дома : Д.З. Напишите небольшое
рассуждение на тему: «Как вы
понимаете смысл названия рассказа «Стать человеком»?
Слайд 28ССЫЛКИ:
1Текст рассказа: автор Майк Гелприн, Нью-Йорк
2Слайды №№2,3,11,15,17,20,23,25,26:https://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http://img503.imageshack.us/img503/2199/bscap0021kq.jpg&uinfo=sw-
3 Слайд №7 E52CE890P58КНИГА2https://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http%3A%2F%2Fnalog.r62.ru%2FResources%2FConsal%2Fimg%2Fimg-bg.jpg&uinfo=sw-1067-sh-600-ww-1055-wh-421-pd-1.5-wp-16x9_1600x900-lt-121&_=1430673246949&p=11&text=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%8B%20%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&redircnt=1430673182.1&noreask=1&pos=348&rpt=simage&lr=10745&pin=1
4 Слайд
№ 8Gjhnhtns heccrb[ gbcfntktq