Слайд 1Лирический герой Есенина как выражение русской национальной психологии
Автор - Шаповалова О.В.
, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика
Слайд 2Лирический герой Есенина как выражение русской национальной психологии
Слайд 3Лирическая система
Лирическая система Есенина скрепляется образом лирического героя, эмоционального. Противоречивого, с
тончайшими, нежнейшими движениями души и в то же время скандалиста и хулигана.
Слайд 4Лирический герой и автор
Лирический герой и автор – одно лицо. «Судьба»
лирического героя Есенина стала отражением судеб, мыслей, чувств, настроений, ожиданий многих его современников и не только.
Слайд 5Лирическая автобиография
Все творчество Есенина представляет собой лирический автобиографический роман, героем которого
является образ Поэта. Трагедия Есенина – это трагедия русского человека, искавшего идеальную «Инонию», после разочарования пережившего кризис веры и пришедшего к бессмысленности существования..
Слайд 6Русский феномен
Поэзия Есенина – исповедальная (русский феномен). Фантастическая искренность и обнаженность
чувств характерны для нее. Лирический герой Есенина отличается противоречивостью и стихийностью в проявлении чувств.
Слайд 7В лирике Есенина особое место занимают природные, особенно древесные образы: клен,
береза, рябина и т.д., важные для национальной картины мира, для создания природного пейзажа и пейзажа души лирического героя – пейзажа русской души в целом..
Слайд 8Природные циклы, цветение, увядание, новое возрождение всего живого в мире природы
– постоянная тема Есенина. В его поэзии принято выделять природные циклы: весну, лето, осень, зиму с их цветовым колоритом.
Слайд 9Цветовой колорит
1913 – 1914 – голубой (гармония, весна)
1916 – розовый (лето)
предчувствие катастрофы, взрыва стихийных сил.
1923 – 1924 – желтый (осень) время увядания
конец 1925 черно-белый (зима)
Слайд 11Ранняя лирика Есенина
В гармоничном мире златой Руси существует соответствующий лирический герой.
Он простой пастух, разгульный гусляр, смиренный инок, восхищенный созерцатель природы.
Слайд 12Поэт Есенин явился в мир, ожидая чудес и счастья, и мир
открылся ему как бескрайняя сказка, поразив изобилием красок, одарив богатством впечатлений. В ранних стихах поэт хотел бы раствориться в природе, слиться с родиной; он приемлет все: дневное и ночное, кроткое и грозное.
Слайд 13Народное мироощущение
Есенин выступал продолжателем огромной традиции литературы XIX в. Раннее творчество
впитало в себя целую радугу народного мироощущения:
Признание святости земледельческого труда
Радость весеннего обновления жизни
Врачующее душу единение с природой.
Слайд 14Дух сомнения
Дух материализма, блуждания и сомнения проникал и в поэзию Есенина,
что выразилось в желании поклониться не Творцу, но только Его творению, воспеть словно сам по себе прекрасный белый свет.
Слайд 15Общее помрачение
Падение самодержавия полностью «вынуло» из национальной судьбы ее духовный стержень,
опрокинуло в сердцах миллионов живые ценности русского мира. Поэзия Есенина оказалась в эпицентре общего помрачения.
Слайд 16Языческое начало
В ней произошел сокрушительный взрыв языческого начала. Образы стихов, объемные
раньше, перешли в одну земную плоскость. Созерцание бытия сменилось участием в «перевороте вселенной».
Слайд 17Поэма «Инония»
В ней помраченное сознание поэта создало грешный рай без Христа;
незримый коровий бог должен был избавить мир от христианского искупительного пути..
Слайд 18«Штурм небес»
Дети революции начали «штурм небес», решили утвердить новый миропорядок, вознести
человека на место Бога. Последствия были страшными. Сумерки накрыли Россию. Столь же сумеречным стал после «Инонии» поэтический мир Есенина.
Слайд 19Роковая схватка
Тема роковой схватки непримиримых противников звучит в стихотворении «Я последний
поэт деревни».
Слайд 20«сгибшая надежда»
Мечта провалилась. Тема утраченной молодости, «сгибшей надежды» уже никогда не
покидала его.
Слайд 22Дорогой Христа
Долгие шесть лет, пока Есенин возводил свой поэтический рай, а
потом переживал его уничтожение, Россия шла дорогой Христа, восходила на Голгофу. Блудные сыновья не избежали крестного пути.
Слайд 23«Черный человек»
Поэт прикоснулся к темным тайнам вселенской утопии, цель которой была
предать живую душу адскому огню. Черный человек посетил его художественный мир. Есенин убедился воочию, куда привело поклонение собственным силам.
Слайд 24Горькие уроки
Не один Есенин усваивал горькие уроки. Его стихи имели огромное
общенациональное значение. В них тосковала больная русская совесть.
Слайд 25«Я душой стал как желтый скелет…»
Тема города в творчестве С.Есенина
Слайд 26Образ страшного города
В циклах «Исповедь хулигана» и «Москва кабацкая» возникает образ
страшного, враждебного города.
Слайд 31«Москва кабацкая»
Есенин не отрекается от классической лиры. Не возвеличивает образ кабака,
не паясничает для забавы окружающих, до чего классическая литература никогда не опускалась, но корчится в муках одиночества и опустошенности..
Слайд 32Путь по преисподней
Путь поэта по преисподней приводит его на самое дно,
и страдание грешника достигает здесь апогея: попрано, растоптано, распято самое высокое чувство, самое великое слово - любовь.
Слайд 33«Я не знал, что любовь – зараза, я не знал, что
любовь – чума…»
Слайд 34«Я не знал, что любовь – зараза, я не знал, что
любовь – чума…»
Возвращение из мира теней, одиночества и забвения в мир живых людей, радостей созидания – на круги своя- возможно только через любовь. Вечная, совершенная, неземная, она исцелит его страдающую душу.
Слайд 35«По-смешному я сердцем влип…»
Стихи С.Есенина о любви
Слайд 36«»
Есенин вернулся в Россию другим. Он выстрадал и с новой силой
понял за границей необходимость при любых обстоятельствах быть вместе со своим народом..
Слайд 37«»
Волшебным образом изменилось его отношение к слову. Русская речь открылась ему
как бездонная кладовая смыслов, народного чувства, опыта, как самая точная мера хорошего и дурного..
Слайд 38«»
Ясная «пушкинская» мудрость осенила его стихи. Он не оспаривал наступившую реальность,
принимал ее такой, какая она есть, оставаясь при этом самим собой.
Слайд 39«»
Любовь к женщине исцелила страдающую душу поэта, который испытывал благоговение перед
возлюбленной. Скорее даже не перед ней, а перед тем образом, который создал в своем воображении.
Слайд 40вечное чувство
Любовь эта была чистой, возвышенной, неземной, и это было то
чувство, которое вечно и которое единственно достойно запечатлеться в поэзии.
Слайд 41Обретение себя
Обретение поэтом самого себя? cогласия с самим собой и с
окружающим миром становится центром лирического цикла.
Слайд 42«»
Не возлюбленная, не жена, не поклонница – «сестра и друг», явившаяся
как спасение, нужна поэту, чтобы раскрыть душу, чтобы разобраться в мучительных несообразностях жизни, чтобы просветлеть и приблизиться к высокому восприятию мира в любых проявлениях – пушкинскому восприятию.
Слайд 43«Только горько видеть жизни край…»
Слайд 44«Вновь я посетил…» XX столетия
«Возвращение на родину»
«Русь советская»
Слайд 45«Русь советская»
К Есенину приходит понимание того, что Россия, позабывшая в мечтах
о земном блаженстве, что она - Святая Русь, отвергнувшая Небесного Отца и отца земного – это и есть край осиротелый
Слайд 46«Русь советская»
Поэтическое чувство говорило художнику, что не столько он отрекся от
малой родины, сколько она сама вместе с большой страной отреклась от себя.
Слайд 47«»
Советская – это лишь эпоха в жизни великого, духовно неиссякаемого народа.
Написанная
в один из наиболее темных периодов национального самозабвения, поэма стала подвигом, совершенным для всех времен.
Слайд 48«Русь уходящая»
Поэт, пропуская через сердце жестокий раскол, тяжело переживал великую драму
строительства земного рая с его ложной, навязанной живому человеку мертвой проблематикой.
Слайд 49«Анна Снегина» - итоговая поэма
Лирическое начало произведения словно стремилось исцелить то
гнетущее, страшное, что несло начало эпическое, вдохнуть забытую истину в испепеленное ненавистью пространство.
Слайд 50«»
В поэме звучит призыв к национальному примирению и возрождению подлинно русской
духовности.
Слайд 51«»
Последняя пора жизни Есенина – время подлинного расцвета его лирического дарования.
Слайд 52«»
Сентиментальная жалость уступила место высокому и чистому милосердию.
Слайд 53«»
Обретение себя, возвращение к живым светоносным истокам означало состоявшуюся встречу поэта
с его родными обителями.
Слайд 54«»
Вековая народная нравственность, особый склад национального характера («нежность грустная русской души»)
получили прямое выражение..