Презентация, доклад на тему Лингвистическая игра Эрудит для 8 класса

Содержание

Цель:1. Расширение лингвистического кругозора, углубление знаний через игру.2. Формирование коммуникативных способностей, языковой чуткости, творческого применения знаний.3. Воспитание интереса к теории и практике, культуре речи.

Слайд 1“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как

стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”. (А.Н.Толстой)

Лингвистическая игра «Эрудит»

Составитель:
Плотникова Валентина Павловна
2019 год

“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный –

Слайд 2Цель:
1. Расширение лингвистического кругозора, углубление знаний через игру.
2. Формирование коммуникативных способностей,

языковой чуткости, творческого применения знаний.
3. Воспитание интереса к теории и практике, культуре речи.
Цель:1. Расширение лингвистического кругозора, углубление знаний через игру.2. Формирование коммуникативных способностей, языковой чуткости, творческого применения знаний.3. Воспитание

Слайд 3Блиц- турнир
1.Что такое лингвистика?
2.В каком разделе науки о языке изучают части

речи?
3. В каком разделе науки о языке изучают знаки препинания?
4. В каком разделе науки о языке изучают звуки?
5. В каком разделе науки о языке изучают начертания звуков?
6. В каком разделе науки о языке изучают произношение и постановку ударения?
7. В каком разделе науки о языке изучают слово и его лексическое значение?
8. В каком разделе науки о языке изучают словосочетание и предложение?
9. В каком разделе науки о языке изучают части слова и образование слов?
10. В каком разделе науки о языке изучают правильное написание слов?
11. В каком разделе науки о языке изучают устойчивые сочетания слов?
Блиц- турнир1.Что такое лингвистика?2.В каком разделе науки о языке изучают части речи?3. В каком разделе науки о

Слайд 4Фонетика. Орфоэпия
1.Найти слово, в котором количество букв и звуков совпадает:
а)собьют б)яблоко

в)соевый г)лечить

2.Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие
а)куб б)стол в)лист г)ёж

3.Сколько звуков  [с] встречается в предложении: «Близ озера сквозь листву тускло светит осеннее солнце».

4. Поставьте ударение в словах: баловать, каталог, красивее, обеспечение, оптовый, щавель, танцовщица, туфля, включит, украинский.

5. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова СЪЕЗД:
А) [с`й`с т]
Б) [с й`э с т]
В) [с`е с т]
Г) [с й`е с т]

Фонетика. Орфоэпия1.Найти слово, в котором количество букв и звуков совпадает:а)собьют б)яблоко в)соевый г)лечить2.Найдите слово, в котором все

Слайд 6Конкурс болельщиков
1. Отгадайте метаграмму (для этого нужно заменить в слове одну

букву (или звук) другой)
Я с  [Л]  смягченным под землей,
Бываю каменный и бурый,
А с твердым – в комнате любой,
В геометрической фигуре.
Со звуком  [С] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С  [М] берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
С твердым [Л] я на стене,
Книги, например, на мне.
Но как только  [Л] смягчите –
Сразу в танец превратите.


Конкурс болельщиков 1. Отгадайте метаграмму (для этого нужно заменить в слове одну букву (или звук) другой)Я с  [Л]

Слайд 7
2. Как называется фонетическое средство художественной изобразительности, которое при помощи согласных

звуков помогает нарисовать картину, создать образ?

Вол лежал на солнцепёке.
Жук жужжал, жужжал,
Жужжал, жужжал.
Вол лежал, лежал
Лежал, лежал.
Жук жужжал в густой осоке.

2. Как называется фонетическое средство художественной изобразительности, которое при помощи согласных звуков помогает нарисовать картину, создать образ?

Слайд 8

Говор негромкого грома
Гулко грохочет вдали….
Всё ещё веет истома
От неостывшей земли…
Вновь громовые

угрозы,
Молнии резкий зигзаг.
Неба тяжёлые слёзы
Клонят испуганный мак.

Говор негромкого громаГулко грохочет вдали….Всё ещё веет истомаОт неостывшей земли…Вновь громовые угрозы,Молнии резкий зигзаг.Неба тяжёлые слёзыКлонят испуганный

Слайд 9Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Полночной порой в болотной глушиЧуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Слайд 103. Как называется фонетическое средство художественной изобразительности, которое при помощи гласных

звуков помогает нарисовать картину, создать образ?

Мело , мело по всей земле во все пределы.
Свеча горела на земле, свеча горела.
3. Как называется фонетическое средство художественной изобразительности, которое при помощи гласных звуков помогает нарисовать картину, создать образ?

Слайд 11Лексика и Фразеология
Заменить заимствованные слова исконно русскими:

Презентация  
Шоу
Имидж
Санкции


Лексика и ФразеологияЗаменить заимствованные слова исконно русскими: Презентация  ШоуИмиджСанкции

Слайд 122. Раскрыть смысл фразеологизмов античного происхождения:

Ахиллесова пята
Нить Ариадны
Гордиев узел
Авгиевы

конюшни
2. Раскрыть смысл фразеологизмов античного   происхождения:Ахиллесова пятаНить АриадныГордиев узелАвгиевы конюшни

Слайд 133. Англичане говорят: «Как две капли воды».
Шведы говорят: «Как

две ягоды».
Немцы говорят: «Как яйцо и яйцо».
А как говорят русские?

Англичане: «Знаю, как кисть своей руки».
Французы: «Как собственный карман».
А как говорят русские?

Немцы: «У него денег, как сена».
Французы: «Он сшит из золота».
А как говорят русские?
3. Англичане говорят: «Как две капли воды».  Шведы говорят: «Как две ягоды».  Немцы говорят: «Как

Слайд 14Конкурс болельщиков
1.Как называются виды спорта, имеющие следующий перевод:
Ручной мяч


Свободный стиль
Катание на поверхности
Вращение
Двойное состязание
Сани для катания с гор
2. Определите значение фразеологизмов:
С открытым забралом
При царе горохе
Лавры Герострата
Камень преткновения
Угостить берёзовой кашей




Конкурс болельщиков1.Как называются виды спорта, имеющие следующий перевод:  Ручной мяч  Свободный стиль  Катание на

Слайд 153. Распределите слова по двум столбикам:
архаизмы

историзмы
Лицедей, чело, опричник, уста, урядник ,ланиты, купец,
зерцало, пиит.

4. Какие фразеологизмы пословицы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:
«У него ещё за ушами не просохло».
«Для каждой собаки наступит её день».
«Чёрная овца в семье».
«Старый заяц».

5. Назовите пословицы и поговорки о языке.
3. Распределите слова по двум столбикам:   архаизмы

Слайд 17Конкурс капитанов
Изобразить фразеологизм

Конкурс капитановИзобразить фразеологизм

Слайд 18Морфология. Грамматика
1. Определить части речи: трое, тройник, трижды,
утроить, три, тройка, тройной.

2. Определите

род существительных: мужской, женский, средний, общий, нет категории рода:
судья, скряга, сани, Хельсинки, мадам, сирокко, стремя,
невежда, вуз, мисс, кашне, скульптор, кофе, вуаль, кенгуру,
атташе, Миссисипи, брюки.

Морфология. Грамматика1. Определить части речи: трое, тройник, трижды,утроить, три, тройка, тройной.2. Определите род существительных: мужской, женский, средний, общий,

Слайд 193. От каких прилагательных нельзя образовать краткую форму? Почему?
Верблюжий, зимний, могучий,

жгучий, городской, стеклянный.

4. Какие из существительных являются одушевлёнными?
Адресаты, куклы, покойники, трупы, персонажи, тузы, народы.
3. От каких прилагательных нельзя образовать краткую форму? Почему?Верблюжий, зимний, могучий, жгучий, городской, стеклянный.4. Какие из существительных

Слайд 20Конкурс болельщиков
1. Какие три местоимения самые чистые?
2. Какие два местоимения

мешают ездить по дорогам?
3. Какое местоимение требует чистоты?
4. Какое местоимение считается самым хвастливым?
5. Назовите пословицы и поговорки, в составе которых есть числительные.
6. Какое слово является лишним:
носок, мозоль, георгин, помидор,
ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки,
Уссури, Миссипи, такси, село.
Конкурс болельщиков1. Какие три местоимения самые чистые? 2. Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? 3. Какое

Слайд 21Конкурс капитанов
Поставьте существительные в форму  родительного падежа множественного числа:
7 «А» – грабли, копытце,

яблоки.
7 «Б» – кочерга, туфля, макароны.
7 «В» – дно, оладья, черешня.

Поставьте существительные в форму
именительного падежа множественного числа:
7 «А» – свитер, директор.
7 «Б» – конструктор, инспектор.
7 «В» – договор, профессор.
Конкурс капитановПоставьте существительные в форму  родительного падежа множественного числа:7 «А» – грабли, копытце, яблоки.7 «Б» – кочерга, туфля, макароны.7

Слайд 22Орфография
Укажите ряд, в котором в обоих случаях пишется -НН-.
А) коше…ая трава, отчая…ый

жест
Б) жаре…ые в масле грибы, соломе…ая шляпка
В) книги прочита…ы, серебря...ые ложки
Г) прикова…ый узник, ветре…ый день
Укажите ряд, в котором слова с НЕ пишутся раздельно.
А) задачи (не)решены, (не)кого спросить
Б) (не)широкая дорога, очень (не)ловкий
В) (не)выученное вовремя правило, (не)ответив на вопросы
Г) (не)изменяемые слова, сказал (не)громко.
Укажите ряд, в котором в обоих словах пишется буква Я.
А) люб…щие разговаривать, пассажиры дремл…т
Б) стро…щийся дом, иголки кол...тся
В) крас…щие вещества, травы стел…тся
Г) пен…щиеся волны, соседи разбуд…т













ОрфографияУкажите ряд, в котором в обоих случаях пишется -НН-.А) коше…ая трава, отчая…ый жестБ) жаре…ые в масле грибы, соломе…ая шляпка

Слайд 24Морфемика. Словообразование
1. Выписать слова с окончанием -ий.
Комментарий, пролетарий, лисий, синий, близкий,

барсучий, зодчий.
2. В каких словах выделяется приставка?
Убеждённый, отпуск, неточный, поощрять, причёска, опухоль.
3. В каких словах есть суффикс –ик?
Лётчик, ключик, мячик, счётчик, карманчик.


Морфемика. Словообразование1. Выписать слова с окончанием -ий.Комментарий, пролетарий, лисий, синий, близкий, барсучий, зодчий.2. В каких словах выделяется

Слайд 25Конкурс болельщиков
1. Образуйте патронимы (названия жителей).
Архангельск
Киров
Кировск
Курск
Псков
Санкт – Петербург

2. Найдите лишнее.
А) пылинка,

соломинка, снежинка, песчинка;
Б) лампочка, шапочка, косточка, тумбочка;
В) перчик, ларчик, шкафчик, огурчик.
Конкурс болельщиков1. Образуйте патронимы (названия жителей).АрхангельскКировКировскКурскПсковСанкт – Петербург2. Найдите лишнее.А) пылинка, соломинка, снежинка, песчинка;Б) лампочка, шапочка, косточка,

Слайд 26Блиц – турнир
1. Как назывались древнейшие славянские азбуки?
2. Кто ввел

прописные и строчные буквы?
3. Сколько букв в русском алфавите?
4. Сколько гласных звуков в нашем языке?
5. Как называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению?
6. Название какой единственной в мире национальности является именем прилагательным?
7. Не цветы, а вянут, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любознательные.
8. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди.
9. Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на нее бросают деньги и слова.
10. Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки.
11. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться.
12. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман.

Блиц – турнир1. Как назывались древнейшие славянские азбуки? 2. Кто ввел прописные и строчные буквы? 3. Сколько

Слайд 27Молодцы!

Молодцы!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть