Слайд 1Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся с ОВЗ на уроках русского языка
и литературы
Учитель Лукаш Л.В.
Слайд 2На современном этапе основная цель обучения – подготовить обучающегося к жизни
так, чтобы он смог реализовать все свои возможности. Личностно ориентированный подход в процессе обучения предполагает помощь ученику в осознании себя личностью, в раскрытии своих возможностей, в становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно значимых и общественно приемлемых целей самореализации и самоутверждения.
Слайд 3Создание личностно - ориентированной модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
предполагает учитывать их особые образовательные потребности, способствует созданию условий для усвоения образовательных программ, коррекции физического и психического развития, их социальной адаптации. Личностно - ориентированный подход реализует принципы единства диагностики и коррекции недостатков развития и развитие общих способностей, обеспечивает индивидуализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Личностно - ориентированная модель предполагает вариативность образовательного маршрута.
Слайд 4Личностно - ориентированный подход предполагает разработку индивидуальных коррекционных программ с учётом
структуры дефекта ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Отличие личностно - ориентированной модели от других заключается в осуществлении планирования и контроля эффективности с учётом имеющихся образовательных возможностей и способностей обучающихся.
Слайд 5Базовыми этапами реализации модели являются: диагностический;
коррекционно-развивающий;
аналитический.
На диагностическом этапе разрабатывается
стратегия. Психиатр, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог осуществляют комплексное обследование: проводят диагностику всех сфер развития ребёнка, вносят данные в индивидуальную карту. В заключение первого этапа разрабатывается индивидуальный план развития.
Слайд 6Коррекционно-развивающий этап включает:
– выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья коррекционных программ, методов и приёмов обучения в соответствии с его образовательными потребностями;
– организацию индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
– системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса;
– реализацию системы оздоровления;
– коррекцию и развитие высших психических функций;
– развитие личностной сферы ребёнка и психокоррекцию его поведения;
– реализацию программ сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 7На аналитическом этапе определяется эффективность личностно - ориентированного подхода.
Её показателями
являются: оценка объёма усвоения образовательного содержания, наличие положительных результатов в формировании познавательной, коммуникативной и других видов компетентности детей, их социализации.
Слайд 8Для организации эффективной учебной работы с детьми с ОВЗ используется личностно-ориентированный
подход, который реализуется через внедрение современных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии (система мер по охране и укреплению здоровья учащихся: динамические паузы, создание благоприятного психологического климата на уроке, упражнения на релаксацию, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз); педагогику сотрудничества (работа в парах, группах); компетентностно – ориентированное обучение (индивидуальный и дифференцированный подход, разноуровневые задания); метод проектов.
Слайд 9ИКТ - применение их в учебной деятельности позволяет разнообразить формы и виды
работ с обучающимися с ОВЗ, активизировать их внимание.
Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы для детей с ОВЗ, компьютерные технологии применяют на всех этапах обучения. Используют иллюстративный и наглядный материал, тренажеры, опорные схемы, таблицы, тренинги, презентации, тестирование при изложении нового материала, в закреплении изученного материала, в системе контроля умений и навыков учащихся, при повторении и систематизации знаний учащихся, при самостоятельной работе.
Слайд 10Современный урок литературы невозможно представить без сопоставления художественных произведений с другими
видами искусства.
Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.
Слайд 12Построение схем, таблиц с использованием ИКТ позволяет экономить время, более эстетично
оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов повышают интерес к уроку.