Слайд 1
Тема: М. Ю. Лермонтов
«Песня царя Ивана Васильевича про купца Калашникова»
УРОК
ПО РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 2Михаил Юрьевич Лермонтов
1814 - 1841
Заболотский П.Е.
Портрет поэта М. Ю. Лермонтова.
1837.
Из коллекции Третьяковской галереи.
Слайд 3«По той части Садовой улицы, которая идет к Сухаревой башне, против
самых Красных ворот, стоит каменный трехэтажный дом, ныне Голикова, с балконом на углу. В 1814 году на этом месте стоял дом меньших размеров, который впоследствии был расширен и надстроен.
Ранее этот дом принадлежал генерал-майору и кавалеру Федору Николаевичу Толю.
В этом-то доме и поселились Лермонтовы.
Здесь у них со 2-го на 3-е октября родился сын", - пишет П.А. Висковатый в книге «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество»
Слайд 4По материнской линии
М. Лермонтов происходил из известного в России и
богатого дворянского рода Столыпиных.
Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта.
Неизвестный художник. 1810-е
Слайд 5По мужской линии род Лермонтовых (отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов,
капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губ.) ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия).
Находясь на службе у польского короля, в 1613 г. Лермонт перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и в 1621 г. за хорошую службу царю получил грамоту на владение землей в Галическом у. Костромской губ.
От него и пошли Лермонтовы, уже во втором колене принявшие Православие.
Юрий Петрович Лермонтов, отец поэта.
Неизвестный художник. 1810 г.
Слайд 6Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра
Д.
А. Столыпина, внук которого - Председатель кабинета министров
П. А. Столыпин -приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта.
Неизвестный художник. Начало XIX века
Слайд 7М. Ю. Лермонтов в детстве.
На портрете мы видим шести -
восьмилетнего мальчика с каштановыми, гладко причесанными волосами, умным, сосредоточенным взглядом.
Неизвестный художник.
1820-1822 годы.
Слайд 8Детские годы будущего поэта с марта 1815 г. прошли в
с.
Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии в имении бабушки.
Тарханы.
Усадьба.
Ныне - Государственный музей-заповедник
М.Ю. Лермонтова
Слайд 9И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий
барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами
Тарханы легко узнать в этих строках и сейчас.
Слайд 10Памятник М. Ю. Лермонтову в Тарханах
Слайд 11Вторая ссылка на Кавказ
В 1840 году за дуэль с французским
посланником М.Ю. Лермонтов сослан на Кавказ.
На Кавказе в 1841 году 15 (27) июля убит на дуэли Н.С. Мартыновым в Пятигорске.
В 1842 году тело привезено из Пятигорска и захоронено в Тарханах.
Слайд 12Памятник на месте дуэли Лермонтова
Автор - скульптор
Б. М. Микешин.
Дуэль
состоялась 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера.
Ввиду стремительно наступавших из-за гор грозовых туч секунданты поторопились избрать местом поединка небольшую поляну у дороги.
Слайд 13
Шумит Тарханский парк, склоняется над часовней старый дуб,
посаженный М. Ю. Лермонтовым.
И нескончаемым потоком идут и идут сюда люди. Исполнилось желание поэта:
…Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мною вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Слайд 15«Песня…про купца Калашникова»
Мысль о всесилии и несправедливости царя выражена Лермонтовым в
«Песне…про купца Калашникова», написанной в том же 1837 году. Попадая в художественный мир «Песни…», напоминающий мир народного эпоса, мы переносимся в далекий XV век, когда на Руси царствовал Иван IV, за свою суровость и жестокость прозванный Грозным.
Обратившись к далекому прошлому, поэт нашел в нем не только пример достойного поведения, но и горькие последствия самовластия царя и безнаказанности слуг.
Характеры персонажей раскрываются в диалогах, в их поступках.
Слайд 17Иван IV – Иван Грозный
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про
тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярский звон
И причитывали да присказывали.
Православный народ ею тешился,
Слайд 18Купец Калашников
За прилавкою сидит молодой купец,
Статный молодец Степан Парамонович,
По прозванию Калашников;
Шелковые
товары раскладывает,
Речью ласковой гостей он заманивает,
Злато, серебро пересчитывает,
Да недобрый день задался ему:
Ходят мимо баре богатые,
В его лавочку не заглядывают.
Слайд 19Алёна Дмитревна
На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит
плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются.
во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитревной.
Слайд 20Кирибеевич и Алёна Дмитревна
От вечерни домой шла я нонече
Вдоль по улице
одинешенька.
И послышалось мне, будто снег хрустит;
Оглянулась — человек бежит.
Мои ноженьки подкосилися,
Шелковой фатой я закрылася.
И он сильно схватил меня за руки
И сказал мне так тихим шепотом:
"Что пужаешься, красная красавица?
Я не вор какой, душегуб лесной,
Я слуга царя, царя грозного,
Прозываюся Кирибеевичем,
А из славной семьи из Малютиной..."
Слайд 21Эпизод кулачного боя на Москве-реке
Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на
кулачный бой…
Вот молча оба расходятся,-
Богатырский бой начинается…
И подумал Степан Парамонович:
"Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!"
Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
Слайд 22Вопросы по раскрытию образа Калашникова:
1. Какое значение имеют картины ХVI века
для раскрытия характера Калашникова?
2. Какими качествами должен обладать человек, чтобы в условиях деспотизма и террора отважиться защищать свою честь перед всем народом?
3. Как Лермонтов описывает Калашникова?
4. В чем его грех?
Слайд 23Вывод по образу Калашникова
Калашников – простой человек, купец, но его душевные
качества и твердость характера позволяют автору поставить его в один ряд с самим царем.
Купец Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить. И в этом его трагедия. Но он не мог не защитить честь своей семьи.
Купец в бою убил царского опричника, тем самым оскорбив царя. За это его ждала неминуемая смерть.
Слайд 24Вопросы по раскрытию образа Кирибеевича:
1) Как описывается в начале «Песни...» Кирибеевич?
2)
Когда меняется тон гусляров по отношению к Кирибеевичу и почему?
3) С каким чувством гусляры описывают смерть Кирибеевича и почему?
Слайд 25Вывод по образу Кирибеевича
Образ крайне противоречивый.
Гусляры поют о нем как о
«добром молодце» из песни: удалой боец, молодой боец, плечи богатырские, сердце жаркое.
С точки зрения народной совести, Кирибеевич, действительно, разбойник, ибо крадет счастье у семьи купца Калашникова.
И в то же время гусляры в песне передают общее горе, сожаление по поводу смерти опричника.
Слайд 26Вопросы по раскрытию образа Ивана Грозного:
Вспомните характеристики царя Ивана IV из
истории.
Каким вы представляете царя Ивана Грозного и время его правления после прочтения произведения М.Ю.Лермонтова?
Справедливо ли поступает царь, казня купца?
Слайд 27Вывод по образу Ивана Грозного
Важное место в системе образов поэмы занимает
Иван Грозный. Он дан в духе народных представлений, зафиксированных во многих фольклорных произведениях, в которых отмечалось соединение в характере царя черт справедливости и вместе с тем деспотизма.
В поэме царь выступает как защитник своего верного слуги Кирибеевича и одновременно как жестокий правитель, обрекающий на смерть любого, кто посягнёт на его власть.
Слайд 28В.Г. Белинский о поэме.
«Песня…» была опубликована анонимно (ссыльный поэт не мог
подписать ее своей фамилией).
В.Г.Белинский уже в первом своем отзыве на поэму сразу же отметил появление нового таланта в русской поэзии:
«Не знаем автора этой песни, но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование».