Слайд 1М.Ю.Лермонтов
«Герой нашего времени»
Слайд 2История создания романа.
Замысел написания романа относится к 1836 г. –
героем романа должен стать молодой гвардейский офицер на фоне столичной жизни.
В 1837 г., после первой ссылки на Кавказ, замысел романа меняется – в основу должны лечь впечатления Лермонтова от поездки в Пятигорск, Кисловодск, в казачьи станицы, на Терек, пребывание в местах боевых действий, посещение Тамани, встреча с ссыльными декабристами.
Роман Лермонтов писал в период 1837 – 1840 гг.
Точной датировки отдельных глав нет.
Слайд 3Смысл названия
«Один из героев начала века»
«Один из героев нашего
века»
?
« нашего времени»
?
30-е гг. XIX века
Герой
Слайд 4Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М, 1997
Человек, совершающий
подвиги,
необычный по
своей храбрости, доблести,
самоотверженности.
Главное действующее лицо
литературного произведения.
Человек, воплощающий
в себе черты эпохи, среды.
Тот, кто привлек к себе
внимание (чаще о том,
кто вызывает восхищение,
подражание, удивление)
ГЕРОЙ
Слайд 5Сюжет и композиция.
Роман состоит из пяти самостоятельных повестей, которые объединены
общими героями и общим названием.
Каждая из пяти повестей имеет свой жанр.
«Тамань» – остросюжетная и в то же время лирическая повесть;
«Княжна Мери» - дневник;
«Фаталист» – записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.
Слайд 6Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
Отсутствие единой сюжетной линии.
Состоит из 5
повестей, каждая имеет свой жанр, сюжет и название. Их объединяет главный герой.
Сюжет не совпадает с фабулой.
Слайд 7Сравним.
Хронологическая последовательность.
«Журнал Печорина»:
«Тамань»,
«Княжна Мери»,
«Бэла».
«Фаталист».
«Максим Максимыч».
Как повести располагаются в романе.
«Бэла».
«Максим Максимыч».
«Журнал Печорина»:
«Тамань»,
«Княжна
Мери»
Слайд 8«Герой нашего времени»
Хронологический порядок (фабула произведения)
Молодой человек, сосланный за дуэль, из
Петербурга по пути в Казань останавливается в Тамани
«Тамань»
После участия в боевых действиях Печорин получает отпуск
Едет на курорт в Пятигорск
Завязывает интригу с Мери и стреляется с Грушницким на дуэли
«Княжна Мери»
Ссылают в отдаленную крепость
Начало повести «Бела»
Становится свидетелем и участником трагедии Вулича
Погибает Бела -конец повести
Путешествуя, встречается с автором-повествователем
«Фаталист»
«Максим Максимыч»
Слайд 9Построение романа
«Герой нашего времени»
Раскрытие характера героя Лермонтовым
Сначала показывает, как понимает
его или не понимает служака Максим Максимыч «Бела»
Умный и проницательный автор-повествователь наблюдает за Печориным «Максим Максимыч»
Раскрытие Печорина в собственном дневнике «Журнал Печорина»
«Тамань»
«Княжна Мери»
«Фаталист»
Слайд 101. Автор отказывается от хронологической последовательности, он выбирает наиболее значимые эпизоды,
уделяет больше внимания психологическим размышлениям, нежели описанию событий.
2. Нарушение хронологии вызвано необходимостью соотнесения героя с другими персонажами, которые должны появляться в романе в определенной последовательности: «дикая черкешенка», «добрый штабс-капитан», «честные контрабандисты», «водяное общество», «друзья – Вернер, Вера, княжна Мери», а затем сама «госпожа судьба».
3. Порядок следования глав обусловлен и тем, от чьего лица ведется повествование.
Выбор рассказчика в каждой части романа неслучаен и служит общему замыслу романа.
4. Композиция романа подчинена одной цели: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни.
Слайд 11Печорин жил в первые годы после разгрома декабрьского восстания… Лучшие люди
казнены, сосланы в сибирские рудники, другие отреклись от своих вольнодумных идей. Чтобы сохранить в себе веру в будущее, найти в себе силы для деятельного труда, нужно было иметь благородное сердце, нужно было суметь увидеть реальные пути борьбы и служения истине. Большинство мыслящих людей 30-х годов составляли те, кто не сумел или не успел еще обрести эту ясность цели, отдать свои силы борьбе, у кого укоренившийся порядок жизни отнимал веру в целесообразность служения добру, веру в грядущее его торжество. Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности, который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием “лишнего человека”.
Эпоха Лермонтова
Слайд 12
Задумавшееся поколение
Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса
передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
Характернейшая черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.
Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.
Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.
Слайд 13Полемика вокруг романа
Николай I – «отвратительный» роман
Охранительная критика –
нет ничего русского, «порочный» герой списан автором у западноевропейских романистов
Консервативная критика – клевета на русскую действительность, «весь роман – эпиграмма»
В. Кюхельбекер – «…все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин»
В.Г. Белинский – «богатство содержания», «глубокое знание человеческого сердца и современного общества»
В.И. Левин – Печорин может считаться «первым подлинно художественным положительным героем в русском реалистическом романе»
Слайд 14
Жанр романа
романтическая новелла
путевой очерк
психологическая новелла
авантюрная новелла
остросюжетная повесть
дневник
«светская» повесть
записки
романтическая новелла
социально-психологический
философский роман
Слайд 15Жанр.
«Герой нашего времени» – это первый русский реалистический психологический роман в
прозе.
Автор ставит перед собой задачу раскрыть «историю души человеческой», о чем и пишет в предисловии к «журналу Печорина».
Его внимание особенно обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя.
Слайд 16Перекличка двух героев
Белинский сказал о Печорине: «Это Онегин нашего времени,
герой нашего времени. Несходство между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою»
Герцен назвал Печорина «младшим братом Онегина».
Сходство:
Представители светского общества.
Общее в истории жизни героев: вначале погоня за светскими удовольствиями, затем разочарование в них и таком образе жизни.
Попытка найти применение своим душевным силам.
Героями овладевает скука.
Критически относятся не только к окружающим людям, но и беспощадно судят себя и свои поступки.
Различия.
Печорин – человек 30-х годов (время реакции). Одаренная, неординарная личность, что проявляется в уме, сильных страстях, воле. Его характер и поведение отличаются противоречивостью: в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ума и сердца. Способен на глубокую любовь. Типичный герой своего времени.
Слайд 17Перекличка двух героев
Онегин
Печорин
Принадлежат к светскому обществу
Ненавидят этот
Слайд 18
К типу «лишнего человека» критики
XIX в. и некоторые литературоведы в ХХ в. относят Евгения Онегина, Печорина, Обломова, героев романов Тургенева (Рудина, Лаврецкого).
Само наименование вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» И.С. Тургенева. Сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение – это Онегин, затем – Печорин, тургеневские персонажи.
Это социально-психологический тип, которому свойственно отчуждение от официальной России, от родной среды ( обычно – дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время – душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.
Это дворяне, не нашедшие себе места в жизни, не увидевшие применения своим силам, нередко слабые и безвольные.
Слайд 19В «Предисловии» Лермонтов посетовал на простодушие и молодость русской публики, привыкшей
к сочинениям, в которых господствует прямое нравоучительное начало. Его роман – произведение иного, реалистического плана, в котором на смену авторскому нравоучению приходит тонкая ирония, позволяющая показать героя во всей его полноте. Лермонтов указал на типичность этого героя, портрет которого составлен «из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». А потому Печорин – характер реалистический, соответствующий действительности.
Главная цель автора – жизненная правда.
Слайд 20Система рассказчиков в романе.
Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя
как бы с трех точек зрения.
Слайд 21Этот человеческий тип характерен для России первой половины 19 века: это
человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен.
Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учетом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. По уровню офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить.
Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит.
Слайд 22Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем как таинственный, загадочный
человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить.
Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлеченность образа уступают место конкретности и реалистичности.
«… Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление…»
Трагическая исповедь героя.
«История души человеческой … полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Слайд 23Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: все начинается с внешнего, осуждающего
и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера.
И, наконец, последнее слово за самим Печориным – его искренняя и трагическая исповедь.
Слайд 27Сцена похищения Бэлы
В.Г. Бехтерев, 1936 г.
М. Зичи, 1881 г.
И.Е.
Слайд 28Проверим, насколько внимательно мы читали повесть «Бэла»
Как долго находились на Кавказе
Максим Максимович и автор путевых заметок?
5 лет
Сколько раз повышался в чине при Алексее Петровиче Ермолове Максим Максимыч?
Максим Максимыч – типичный представитель офицерского гарнизонного корпуса русской армии, несшего основные тяготы в опасной службе на Кавказе подпоручиком, когда Алексей Петрович Ермолов приехал «на Линию» . Получил при нем два чина за дела против горцев. Десять лет стоял в крепости с ротой у Каменного брода, в Чечне («Бэла») . Дослужился до штабс-капитана в крепости за Тереком.
Слайд 29Проверим, насколько внимательно мы читали повесть «Бэла»
Как у горцев празднуют свадьбу?
Сначала
мулла прочитает им что-то из
Корана, потом дарят молодых и всех их родственников, едят,
пьют бузу, потом начинается джигитовка, и всегда один какой-нибудь оборвыш, засаленный, на скверной, хромой лошаденке,
ломается, паясничает, смешит честну́ю компанию; потом, когда
смеркнется, в кунацкой начинается, по нашему сказать, бал.
Бедный старичишка бренчит на трехструнной... забыл как по
ихнему... ну, да вроде нашей балалайки. Девки и молодые ребята
30становятся в две шеренги, одна против другой, хлопают
в ладоши и поют. Вот выходит одна девка и один мужчина на
середину и начинают говорить друг другу стихи нараспев, что
попало, а остальные подхватывают хором.
Слайд 30Проверим, насколько внимательно мы читали повесть «Бэла»
Как звали коня Казбича?
Карагёз
Что предлагал
Азамат Казбичу за его коня?
Предлагает даже украсть для него свою сестру Бэлу.
Кто был старше по чину: Печорин или Максим Максимыч?
Максим Максимыч по званию выше. Он был штабс-капитаном, а Печорин был прапорщик.
Слайд 31Проверим, насколько внимательно мы читали повесть «Бэла»
Как называл Печорин Бэлу?
Черкешенкой
Какой срок
установил Печорин в пари с Максим Максимычем, что добьётся любви Бэлы?
через неделю Бэла будет его.
Как отомстил Казбич за потерю коня?
убивает Бэлу в отместку за похищение своего любимого коня
Слайд 32Проверим, насколько внимательно мы читали повесть «Бэла»
«Мы спустились с Гуд-горы в
Чертову долину…». Каково происхождение названия долины?
Название Чертовой долины происходит от слова "черта", а не черт», ибо здесь когда-то была граница Грузии
Почему удар, которым Казбич ранил Бэлу, Максим Максимыч назвал «самый разбойничий удар»?
«Такой злодей: хоть бы в сердце ударил — ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину... самый разбойничий удар!»
Слайд 33Печорин приносит несчастье и страдание Максиму Максимычу, Бэле.
Он ими не понят.
пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства.
на смену любви приходит разочарование и охлаждение.
на смену дружескому расположению – раздражение и усталость от постоянной опеки.
Слайд 34Бэла и Печорин
«он часто грезился ей во сне…
и ни один мужчина
никогда не
производил на нее такого
впечатления…»
Полюбить не может, так как
Печорин - иноверец
Страдает от противоречия
НО
«…наряжал ее , как куколку,
холил и лелеял…»
«…я ее еще люблю… я за нее
жизнь отдам…»
«Я опять ошибся: любовь дикарки
немногим лучше любви знатной
барыни; невежество и простосердечие
одной так же надоедают, как и
кокетство другой…»
НО
Попытка приблизиться
к человеку другой веры
заканчивается
трагически
Слайд 35Как складываются взаимоотношение героев.
Что толкает Печорина на похищение Бэлы?
Эгоизм или желание
испытать чувство любви, которое им уже забыто?
Печорин «наряжал ее, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой.
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны».
Бэла страдает от противоречия, которое живет в ней самой с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне… и ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления»), а с другой – она не может его полюбить, так как он иноверец.
Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил.
«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки.
Любовь к Бэле – это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств.
Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоничное равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически.
Печорин – человек, который живет «из любопытства», он говорит: «целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».
Слайд 37
1. Отношение к прошлому, которое связывало героев.
Все прошедшее мучительно.
Все прошедшее мило.
Не
может и не хочет вспоминать спокойно с М.М. прошлого, особенно историю с Бэлой.
Общие воспоминания становятся основой для беседы, которую с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.
Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы.
Воспоминание о прошлом придают М.М. некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.
Неожиданная встреча с «прошлым» не разбудила в душе героя никаких чувств, он как был равнодушен и безразличен к себе, таким и остается. Может быть поэтому на вопрос М.М.: «У меня остались ваши бумаги… я их таскаю с собой… Что мне с ними делать?», Печорин отвечает: «Что хотите…»
Отказ от продолжения встречи и разговора: «право, мне нечего рассказывать, дорогой М.М… Однако прощайте, мне пора… я спешу…»
«Добрый М.М. сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном!», он с презрением бросает на землю тетрадки Печорина: «Вот они все… поздравляю вас с находкою… Хоть в газетах печатайте. Какое мне дело!»
Непонимание и обида на Печорина, разочарование: «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему 6не пара… Вишь каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге…»
Слайд 38Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой
натуры, и прежде всего, своего характера.
Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.
Всегда старается преодолевать обстоятельства
Покорен обстоятельствам.
Встреча М.М. с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, М.М…, у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее н6есчастлив. Разумеется, это им плохое утешение , только дело в том, что это так».
Слайд 39
- Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?..
Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?..
Скучал! - отвечал Печорин, улыбаясь.
А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..
Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся...
Да, помню! - сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...
Последняя встреча героев
Слайд 40Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес
по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.
<…> сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах <…> Эти слова были произнесены с иронической улыбкой. <…> Тут он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами.
Он посмотрел на меня с удивлением, проворчал что-то сквозь зубы и начал рыться в чемодане; вот он вынул одну тетрадку и бросил ее с презрением на землю; потом другая, третья и десятая имели ту же участь: в его досаде было что-то детское; мне стало смешно и жалко...
Максим Максимыч
Слайд 42Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и
стремительны, впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать.
Отношение Печорина к персонажам повести:
«Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство – как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен.
«Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно».
Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина.
«Странное существо…»
Ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство.
Слайд 43Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во
все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно движется навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.
Слайд 44 молод, неопытен
чувства пылки и стремительны
впечатлителен, романтичен
ищет приключений,
готов рисковать
все поступки – желание проникнуть во все
тайны мира
НО
ощущение мира как тайны, интерес к жизни
сменяются равнодушием и разочарованием
«Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих,
мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казен-
ной надобности!..»
Печорин
Слайд 47Печорин
Водяное общество
Грушницкий
Вернер
Вера
Мери
Слайд 48
Примитивность представлений «водяного» общества
Противоречивость характера Печорина: «врожденная страсть противоречить»
Эгоизм Печорина: «Быть
всегда на стороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов – вот что я называю жизнью»
Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман
Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть
Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей.
Слайд 50
Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает,
что из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать».
Слайд 53Сцена погони за Верой
«При возможности потерять ее навеки
Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья…»
«Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на 10 минут <…> изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал…»
«…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк…»
«Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно…»
Слайд 54Ночь перед дуэлью
Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос,
1975 г. Печорин – Олег Даль
М.А. Врубель, 1890 г.
Д.А. Шмаринов, 1941 г.
Отрывок из к/ф «Княжна Мери»,
реж. И. Анненский, 1955 г.
Печорин – Анатолий Вербицкий
Слайд 55Дуэль с Грушницким
Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос,
1975 г.
Печорин – Олег Даль,
Грушницкий – Андрей Миронов
Отрывок из к/ф «Княжна Мери»,
реж. И. Анненский, 1955 г.
Печорин – Анатолий Вербицкий, Грушницкий – Л. Губанов
М.А. Врубель, 1890 – 1891 г.г.
Д.А. Шмаринов, 1941 г.
Слайд 57Печорин ищет ответ на вопрос: «Существует ли предопределение?»
Героя занимают мысли о
судьбе и воле человека. Речь идет о предметах более значимых, чем человеческие чувства, взаимоотношения, противостояния тому или иному кругу общества. Один из присутствующих замечает: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дан рассудок, почему мы должны давать отчет в своих поступках?»
Слайд 59Человек, у которого есть вера и цель, оказывается сильнее, чем человек,
который не верит в судьбу, не верит в себя. Если для человека не существует ничего более важного, чем собственные желания, то он неизбежно теряет волю. Печорин понимает этот парадокс так: «А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни на блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»
Слайд 60«Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно, она существовала,
и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения»
Самоанализ Печорина направлен на формирование себя как личности.
Слайд 63«Фаталист»
Тема судьбы и воли человека
«И если точно есть
предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?»
« А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению…»
Печорин
Наличие у человека веры и цели
Отсутствие у человека веры в судьбу, в себя
Сила
Слабость
Слайд 64Расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая
половина души. Кто же виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность?» Сам Печорин отвечает на этот вопрос так: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца, они там и умерли», «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так очень достоин сожаления»
Слайд 66Герой нашего времени…
это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.
М.Ю.Лермонтов