Презентация, доклад на тему Лермонтов. Демон. Урок литературы в 8 классе.

Содержание

Проверка домашнего задания1. Мотивы одиночества, неразделённой любви в лирике М.Ю. Лермонтова.2. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.3. Философская лирика М.Ю. Лермонтова.

Слайд 1М.Ю. Лермонтов. «Демон»
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Романтический

колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность.
Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

М.Ю. Лермонтов. «Демон»Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка

Слайд 2Проверка домашнего задания
1. Мотивы одиночества, неразделённой любви в лирике М.Ю. Лермонтова.
2.

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.
3. Философская лирика М.Ю. Лермонтова.

Проверка домашнего задания1. Мотивы одиночества, неразделённой любви в лирике М.Ю. Лермонтова.2. Тема поэта и поэзии в лирике

Слайд 3"Демон"
"Демон" – поэма, над которой М.Ю.Лермонтов работал на протяжении всего своего

творческого пути. Образ Демона владел чувствами и мыслями поэта с четырнадцатилетнего возраста. Он много раз переделывал начатую поэму. Но с каждой новой переделкой поэма становилась всё более художественной по содержанию и по форме.

Слайд 41. Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время

пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

1. Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже

Слайд 52. Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел

поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру. У Пушкина читаем:

В дверях эдема ангел нежный Главой поникшею сиял, А демон мрачный и мятежный Над адской бездною летал. Дух отрицанья, дух сомненья На духа чистого взирал И жар невольный умиленья Впервые смутно познавал. «Прости, – он рек, – тебя я видел, И ты недаром мне сиял: Не все я в мире ненавидел, Не все я в мире презирал».

2. Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле

Слайд 63. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную»

героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др.

3. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем

Слайд 7Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая

образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве.

Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между

Слайд 8Демон
Сатана (поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона)
Люцифер (драма «Каин» Джорджа Байрона)
Мефистофель

(трагедия «Фауст» Гёте)
Воланд (роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова)

Демонизм – вера в злого духа, свойство демонических натур.

Демон Сатана (поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона)Люцифер (драма «Каин» Джорджа Байрона)Мефистофель (трагедия «Фауст» Гёте)Воланд (роман «Мастер и

Слайд 9Каков же Демон Лермонтова?
Перескажите кратко сюжет.
Как вы понимаете первую строку

(«Печальный демон, дух изгнанья…»)?
Определение «печальный» погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён способностью к страданью. Но «демон», «дух изгнанья» – бесплотное созданье, чуждое «грешной земле». Вместе с тем «дух изгнанья» – персонаж библейской легенды (в прошлом «счастливый первенец творенья», изгнанный из «жилища света»).

Каков же Демон Лермонтова? Перескажите кратко сюжет.Как вы понимаете первую строку («Печальный демон, дух изгнанья…»)?Определение «печальный» погружает

Слайд 10Работа над образом главного героя
Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю.

Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу


Работа над образом главного герояКаким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков

Слайд 11Работа над образом главного героя
Можем ли мы сказать, больше положительного или

отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?
в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

Работа над образом главного герояМожем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского

Слайд 12Образ Тамары
С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары?

Составьте ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе.
1 группа – портретная характеристика
Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.
2 группа – судьба героини:
будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой.


Образ Тамары С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее портретную характеристику, рассказ о

Слайд 13Любовь героев
– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.
Демон, «прикованный незримой силой», поражен

красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

Любовь героев– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое

Слайд 14– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?
Демон надеется, что через

любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии
– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару? Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь

Слайд 15Любовь героев
– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало

красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.
Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.
Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные:

Любовь героев– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над

Слайд 16Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

И вечность

дам тебе за миг;… И будешь ты царица мира, Подруга первая моя;…
Я дам тебе все, все земное – Люби меня!..
Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?И вечность дам тебе за миг;… И будешь

Слайд 171. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?
2. Почему Бог прощает Тамару,

а ее душа попадает в рай?
Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить душу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему?2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

Слайд 18Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина

поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:
И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои…

Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий.

Слайд 19Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для

рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:
…И сладкой речью упованья Ее сомненья разгонял, И след проступка и страданья С нее слезами он смывал.

Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна

Слайд 20Какие определения даны Демону в поэме? Какой образ создается в 1

части? Назовите основные черты.
Противоречивость, пугающее равнодушие, мир небесной гармонии и красоты чужд ему, земля представляется «ничтожной», весь Божий мир он окидывает презрительным оком. Демон безразличен и к цели, сущности бытия:
Он сеял зло без наслажденья,
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья-
И зло наскучило ему…

Какие определения даны Демону в поэме? Какой образ создается в 1 части? Назовите основные черты.Противоречивость, пугающее равнодушие,

Слайд 21Бог и Демон
– В чем смысл противостояния Демона и Бога?
– Какую

роль в поэме играет Ангел?
– Сравните 2 эпизода: встреча Ангела с героем в келье и на небесах.
– Кто побеждает в этом поединке?
– Можно ли сказать, что Демон повержен?

Бог и Демон– В чем смысл противостояния Демона и Бога?– Какую роль в поэме играет Ангел?– Сравните

Слайд 22Домашнее задание
Прочитать «Невский проспект» Н.В. Гоголя, иметь тексты.

Домашнее заданиеПрочитать «Невский проспект» Н.В. Гоголя, иметь тексты.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть