Слайд 1
2017 год
ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра гуманитарного образования
Курсовой проект
«Роль школьных музеев в активизации познавательной деятельности учащихся по литературе».
Выполнила: Кожукова Светлана Юрьевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кочелаевская СОШ».
Слайд 2ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Показать значение музеев в учебно-воспитательном процессе, и
конкретно – в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
Слайд 3Актуальность проблемы активизация познавательной деятельности учащихся.
Активизация познавательной деятельности учеников – одна
из актуальных проблем школьного образования на современном этапе.
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.
Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных дидактических средств.
Слайд 4 СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Музей как социальный институт
-
Функции музейной образовательной среды
- Урок литературы в музее
- Практическая часть
- Заключение
Список использованной литературы
Слайд 5введение
В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что
обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. Педагогами ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами музеев города имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.
Слайд 6Музей как социальный институт
- Основными функциями музейной деятельности, определяющими его место и
роль в обществе и культуре, являются функция документирования, функция образования и воспитания и функция организации свободного времени.
- Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком музейных предметы, которые могут выступать подлинными свидетельствами объективной реальности, комплектует музейные фонды, занимается их хранением и изучением.
- Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.
- Функция организации свободного времени является производной от функции образования и воспитания, так как посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера.
- В качестве самостоятельных социальных функций музея выделяют также его научно-исследовательскую, хранительскую(охранную), а также коммуникативную функции.
Слайд 7Музей как социальный институт
Музей – “хранилище реликвий” (вьетнамский термин). Сегодня в
мире их насчитывается свыше 12 тысяч. Музей – это не только собрание ценностей, но и экспозиции, выставки, экскурсии. Миллионы людей ежегодно пополняют свои знания, посещая музеи. Конечно, жителям небольшого городка сложно побывать в Лувре или Эрмитаже. Но даже это сегодня возможно с помощью компьютерных технологий.
Слайд 8Музей как социальный институт
В Законе РФ «Об образовании» определены требования к
образовательной деятельности, где среди важнейших названа задача формирования культурно-исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности.
Слайд 9Функции музейной образовательной среды
Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции,
но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность учащихся, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы.
Слайд 10Уроки литературы в музее
Привлечение педагогами музейных материалов
в учебный
процесс делает уроки более интересными, выразительными,
запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к
учебной деятельности.
Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве
источника информации о людях и событиях, способны
воздействовать эмоционально, вызывать чувство
сопричастности, так как позволяют проникнуть в мир прошлого.
Ученик может взять в руки музейный предмет , который вызовет
эмоциональный всплеск. Ведь предмет хранит энергию того или иного
исторического события.
Например, при изучении бытовой сказки «Солдатская шинель» учитель может применить технологию музейной педагогики, используя один из экспонатов – солдатскую шинель. Услышав историю появления данного экспоната в музее, дети смогут потрогать ее руками, представить солдата того времени, события, которые пришлось пережить воину.
Слайд 11Уроки литературы в музее
С целью патриотического воспитания на уроках литературы
одной из задач является формирование потребности в постоянном общении с историческим прошлым родного края посредством использования материалов музея.
Изучая произведения Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет, дети глубже проникаются их содержанием, если видят перед собой документы, личные вещи, альбомы с воспоминаниями героев Великой Отечественной войны.
Музейные экспозиции- живые свидетели происшедшего - позволяют достичь нравственной высоты.
Во время изучения темы Великой Отечественной войны на уроках литературы материалы о наших земляках-героях дают большую возможность понять и приблизиться к тому времени . Ведь на примере людей, которые жили рядом с тобой, легче понять и оценить серьезность их поступков.
Слайд 12Уроки литературы в музее
Во время урока, посвященного изучению
повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой»,обращаемся к альбому, где даны воспоминания наших односельчан, воевавших под Москвой, Фоменкова И.П., Болдова А.Д.. Сведения о Тишкиной А.В., служившей в зенитно - артиллерийском полку Московского округа, делают урок по повести «А зори здесь тихие» более живым, документальным. Изучая повести «Это мы, Господи!», «Побег из ада», вспоминаем о ветеране нашей школы Силкине С.П,. оказавшегося в годы войны в немецком плену.
После таких уроков порой ученики забывают, где художественный вымысел, а где
страшная реальность войны.
Слайд 13Уроки литературы в музее
(фрагмент вступления)
Учитель. Великая Отечественная война унесла миллионы
человеческих жизней...
Среди нас нет никого, в чей бы дом не пришла война и не
осталась там болью навечно…
А с этих музейных стендов смотрит на нас судьба целого
поколения. Это наши деды и прадеды. Это судьба наших
земляков, ушедших в те далёкие годы на фронт.
В этих музейных экспозициях - явь, запечатлённая
документально.
Сегодня на уроке по повести К.Воробьёва мы не только
проанализируем художественную структуру произведения, но и
поговорим о наших родных, о наших односельчанах, о нас с
вами…
Слайд 14Уроки литературы в музее
Уроки в школьном музее содействуют также развитию
навыков исследовательской работы учащихся.
В 10 классе, изучая поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» главу
«Крестьянка» , учащиеся сидели в «Русской избе», качали колыбель, держа в руках
«младенца» в старинном одеяльце , прикоснулись к шитью, прялке, к другим предметам
старины, представляя себя в образе женщины–труженицы, на плечах которой лежали все
заботы о семье.
После этого занятия возникла идея собрать материал о жизни крестьянской женщины.
Девочки решили узнать о том, как жили, трудились и отдыхали наши предки. В результате получилась интересная коллективная творческая работа «Так жили наши бабушки»
Слайд 15Уроки литературы в музее
Для проведения урока литературы
«Писатели родного края» был привлечен
музейный материал о выпускнике нашей школы 1936 года И.А.Янюшкине.
Книги заслуженного писателя Мордовии, его фотографии, газетные статьи— всё это подтолкнуло учащихся провести исследовательскую работу о
жизни и творчестве нашего выпускника. Учащиеся собрали большой интересный материал о писателе- земляке.
Таким образом и в музее появились новые документы, а результаты этой исследовательской работы были представлены на внеклассном мероприятии «Я, Кочелаево, твой сын…», посвященном дню
рождения писателя.
Слайд 16 Уроки литературы в музее
Очень интересно проходят
в «Русской избе» уроки литературы,
посвященные изучению устного народного творчества , где учащиеся, сидя на лавке за столом, детально изучают внутренний интерьер и убранство крестьянского жилища.
Слайд 17
Практическая часть.
Фрагмент обобщающего урока литературы в 5 классе по
теме
«Устное народное творчество» «Живые родники».
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: посиделки в школьном краеведческом уголке «Русская изба»
ЦЕЛЬ: помочь учащимся увидеть и осознать красоту и неповторимость народного творчества как основного источника для развития культуры и искусства русского народа.
Задачи:
1. воспитание в детях интереса и любви к народной культуре;
2. повторение знаний о малых жанрах народного творчества и сказке;
3. развитие речевой культуры, эмоционального восприятия произведений устного народного творчества, образного и аналитического мышления, творческого воображения, внимания и любви к слову.
План урока
I. Организационный момент.
II.Основная часть. Малые жанры фольклора
1.Потешки (выступление детей).
2. Загадки
3. Колыбельные песни и пестушки.
3. Частушки
4. Сказки. Докучные сказки.
5 Скороговорки
6. Пословицы
III.Подведение итогов урока
Содержание урока
ХОД УРОКА:
1. О.м. Учитель: Здравствуйте, ребята.
Сегодня на урок литературы я пригласила вас в школьный краеведческий уголок. Здесь вы можете познакомиться с предметами старины, заглянуть в прошлое, узнать о том, как жили прадеды в нашем селе, других деревнях. Как работали, какими приспособлениями пользовались, чем дом украшали, чем дорожили, что берегли. Вот прялка и веретено, вот туеса берестяные для хранения продуктов, посуда, самовар в центре всего этого великолепия, божница в переднем углу и, конечно же, печка –матушка, которая всех согреет и всех накормит. А уж как ребятишкам там было хорошо бабушкины сказки слушать!
На лавках деревянная и металлическая посуда, утюги чугунные, вот маслобойка, решето, коромысло, на котором носили воду из колодца, другое коромысло для белья.
Здесь представлен целый мир крестьян, наших с вами бабушек и дедушек. Мы поговорим здесь не только о предметах труда и быта, но и о народной культуре, о народном творчестве.
-Фольклор – английское слово. А кто знает, что оно обозначает?
( народная мудрость)- А что такое мудрость? (ум и доброта, вместе взятые)
Действительно, народный ум, смекалка, доброта выражены в народных песнях, сказках, пословицах, загадках… До сих пор их называют живыми родниками, питающими ум и душу человеческую. Поэтому наш урок
называется «Живые родники». Я пригласила вас сегодня не просто на урок, не просто в музей, а на ПОСИДЕЛКИ в крестьянскую избу.
-Кто знает, что такое посиделки?
Осенними или зимними вечерами собиралась крестьянская молодёжь
в самой большой светлой избе для россказней, забав и песен.
Девушки пряли, вышивали, парни подсаживались к ним и начиналось
веселье. Малые ребятишки забирались на печку и весело им было смотреть,
как шутит и веселится молодёжь. Хозяйка дома следила за порядком и
иногда сама принимала участие в забавах.
Слайд 20Содержание урока
Сегодня хозяйкой дома буду я. Вы – мои гости.
Избу
освещает огонёк светца,
Зимний вечер длится, длится без конца.
Рассаживайтесь поудобнее на лавочках
возле печки широкой.
Ах, какие красны девицы!
Ах, какие добры молодцы!
Посидим рядком да поговорим ладком!
2. Малые жанры.
Долог зимний вечер. Кто чай пьёт, кто пряжу прядёт, кто вяжет.
Скучно было бы молча заниматься работой, да меткое словцо прогонит скуку! Ну-ка, давайте вспомним потешки.
Кто расскажет потешку, тому бублик. Кто больше всех наберёт бубликов, тому
леденец на палочке.
Выступления детей.
Слайд 21ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музеи играют одну из значимых ролей в образовательном процессе.
* Уроки в музее активизируют в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создают возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.
*Музейные экспонаты расширяют возможности учебного процесса: способствуют формированию языковой и духовной культуры учащихся, умению мыслить, грамотно и хорошо говорить.
* Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствуют всестороннему их развитию, а наличие незнакомых предметов вызывает чувства удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.
Слайд 22Это полезно знать
Виртуальные экскурсии по музеям России http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html
Виртуальные туры (экскурсии) в
музеи всего мира http://musei-online.blogspot.ru/
Виртуальные прогулки по Русскому музею http://www.virtualrm.spb.ru/rmtour/index-1.htm
Виртуальный тур по Государственному музею А.С.Пушкина http://www.pushkinmuseum.ru/?q=virtual-museum
Слайд 23Список литературы
Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе
№ 2, 2003 г.
Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
4. «Музейная педагогика: ценности и ориентиры» Серафимова Л.П., /Инновационная педагогика искусства.- М.: Эврика, 2003.кн.10
«Музей «Назад в будущее» Попова Т.В. / Инновационная педагогика искусства.- М.: Эврика, 2003.кн.10
«Нетрадиционные педагогические технологии в обучении» Мухина С.А., Соловьёва А.А.- Ростов-на-Дону, Феникс,2004,
7. Школьные музеи. Сборник документов, М., 1987.
Шляхтина Л.М. Основы музейного дела //М., 2005.
8. Юхневич М.Ю. Новые музейные технологии музейного образования // Основы музееведения. М., 2005.