Слайд 2Культура разговорной речи.
Невербальные средства общения
Слайд 3Цель урока:
Совершенствовать культуру русской речи
формировать литературную разговорную речь
узнать о невербальных
средствах общения и их роли в нашей жизни
Слайд 4Признаки разговорной речи:
Неофициальность,
непринужденность общения,
неподготовленность речи,
ее автоматизм,
преобладающая форма
общения
Слайд 5Языковые средства разговорной речи:
слова с эмоционально-экспрессивной окраской (неодобрительные, иронические, ласкательные),
суффиксы субъективной
оценки со значением ласкательности, неодобрения…(-к-, ушк-, ша идр.)
глаголов больше, чем существительных, личные местоимения и частицы(ну, вот, ведь)
неполные, вопросительные и побудительные предложения
порядок слов свободный
безличные предложения.
Слайд 6Основные жанры
разговорной речи
Устная речь
Беседа
Разговор
Спор
Рассказ
История
Письменная речь
Письмо
Записка
Дневник
Компьютерное общение на форумах и в чатах
SMS-сообщения по мобильной связи
Слайд 7« Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после
весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык…» А.Н.Толстой.
Слайд 9Группа №1
Розовые бАнты красивее белых. Я балУю своих детей. Мы
вам позвонИм. Подписан коллективный договОр. Мы хотим купить товар Оптом на оптОвом рынке. Будем работать с каталОгом. Когда наконец включАт свет?
Слайд 10Группа №2
Купила в бутИке мягкий пулОвер. ДоговОр заключАт в начале будущего
квартАла и позвонЯт нам. Пусть будет по-вашему, вы прАвы. Вы любите суп со щавелЁм? «МещанИн во дворянстве» — пьеса Мольера. ПолиграфИя.
Слайд 11Группа №3
Какие красивые жалюзИ! Ты сам откУпориваешь банку огурцов? Уже
откУпорил. Я сварила борщ со свЁклой. СвЁкла очень полезна. Где у вас мусоропровОд? РевЕнь и щавЕль хороши в пирогах. Люблю кисель из ревЕня, а суп из щавЕля.
Слайд 12Группа №4
Я забронИровал билеты. ПригУбить вино. Победитель уехал без прИза. Нам
было завИдно и обидно. Это был ресторанный завсегдАтай. Нет одной двЕри. Шишки кедрОвые, елОвые, соснОвые. Дергать зА косу, таскать зА косы.
Слайд 13ГРУППА №5
Нас увЕдомят о начале заседания. Вы мне перезвонИте. ФОрзац учебника.
ХарактЕрный почерк. ШтЕмпели на конвертах. В нашем подъезде покрасили лИфты. Сотрудника решили премировАть и командировАть за рубеж. Это мой назвАный брат.
Слайд 14Группа №6
СосредотОчение войск противника. СлИвовое варенье. Жевать жвачку — [жв], не
[жэв] КрЕстный ход — торжественное шествие вокруг храма. У обеих сестер шАрфы цвета электрИк. У меня нет тУфель.
Слайд 15Фразеологические обороты – часть культуры нашего народа
Слайд 16Фразеологизмы древнегреческого происхождения
Бездонная бочка
Слайд 17
Фразеологизмы, связанные с историей нашего Отечества
Шемякин суд (устар. разг.)
Ванька-каин (разг.)
Малюта Скуратов
Гришка Отрепьев
Слайд 18Фразеологизмы, отражающие осмысление событий, описанных в Евангелии
Иудин поцелуй (книжн.)
Фома неверующий
Слайд 19Фразеологизмы, отражающие отношение к различным качествам человека
Аника-воин (разг. ирон.)
Сахар медович
(разг.)
Мокрая курица (разг.)
Слайд 20Фразеологизмы отражающие особенности ремесла, рода занятий
Втирать очки (разг)
Сбоку припека (прост.)
Слайд 21Отражающие языковые представления наших предков-славян
Перст указующий (высок, и ирон.).
Перст (устар.)
Мхом поросло (разг.)
Первая рука
С рук долой (разг.)
Тарабарская грамота (разг.)
Сон в руку (разг.)
Слайд 23К невербальному общению относятся:
выражение лица;
телесные движения (позы, жесты);
перемещение в пространстве;
взгляд;
тактильные ощущения.
Жесты,
мимика, телодвижения - «язык движения».
Слайд 26ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫСТУПАЮЩЕГО.
1. Излишняя жестикуляция мешает восприятию речи. Невыгодно выглядит оратор,
который не знает, куда девать руки.
2. Некультурно стоять перед аудиторией подбочинясь или садиться на край стола.
3. Не поправляйте галстук, воротничок, не крутите пуговицу и не поправляйте свою прическу.
4. Не ходите взад и вперед перед слушателями: они начинают следить за вашим движениями, поворачивать головы, а не следить за вашей речью.
5. Не хмурьте брови, не прищуривайте глаза — улыбайтесь приветливо, но не кокетливо.
6. Не поглядывайте в окно, на дверь, себе под ноги. На собеседников смотрите не как на пустое место. Дорожите вниманием аудитории!
7. Не стойте, расставив ноги, и не переминайтесь с ноги на ногу.
8. Не сидите перед слушателями, развалившись в кресле в расслабленной позе.
Слайд 28- Исправьте диалоги так, чтобы их можно было легко понять.
1.
- Дай
списать ПЛЗ?
- Перебьёшьсо!
- Ну пожалста!..
- Нефиг!
- Тож.
2.
- Приф.
- Здрасть.
- Как делы?
- Норм, а у тя?
Слайд 29Вывод:
В художественной литературе используются слова-движения, которые передают душевное состояние, мысли
главных героев.
Благодаря жестам, мимике мы можем понять то, что хочет сказать собеседник.
Независимо от стиля речи, даже в разговорном, необходимо говорить в соответствии нормами литературного языка.
Необходимо уместно использовать фразеологические обороты.
Общаться, соблюдая нормы устной речи.
Слайд 30Американский писатель Кристофер Морли писал: « Чтобы стать хорошим собеседником, существует
одно — единственное правило — научиться слушать».
И самое главное. Какое бы общение не состоялось — вербальное или невербальное, не следует забывать о том, что нельзя переигрывать.
Слайд 31Домашнее задание.
Подготовить письменный ответ на вопрос: «От чего, на наш взгляд, зависит
успешность делового общения?».
На «5»:
- Передайте содержание сегодняшнего урока русского языка в письме, адресованном вашему другу - сверстнику.
Попробуйте обосновать выбор языковых средств.