Презентация, доклад на тему Критерии оценивания выпускного сочинения по русскому языку

Содержание

К1 Проблема текстаПроблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор. (Это важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать с этой проблемой)

Слайд 1ЕГЭ русский язык
Часть С (Сочинение)
Подготовила учитель русского языка и литературы Беликова

Ирина Александровна
Г. Северск
ЕГЭ русский языкЧасть С (Сочинение)Подготовила учитель русского языка и литературы Беликова Ирина АлександровнаГ. Северск

Слайд 2К1 Проблема текста
Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым

рассуждает автор.

(Это важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать с этой проблемой)

К1 Проблема текстаПроблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.	(Это важнейший этап работы над

Слайд 3Типы проблем

Типы проблем

Слайд 4Способы выявления проблем
Задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных

людей, историческими событиями и др. увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

(Помните о том, что факты, описываемые в тексте, - это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти.)
Способы выявления проблемЗадача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и др. увидеть

Слайд 5Алгоритм выявления проблемы художественного текста



Алгоритм выявления проблемы художественного текста

Слайд 6Алгоритм выявления проблемы художественного текста

Алгоритм выявления проблемы художественного текста

Слайд 7Выбор одной проблемы из нескольких
Внимание!
Вам предлагается сформулировать одну проблему текста.

(Обычно текст

содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких?
Ответь на два вопроса:
1. Какая проблема находится в центре внимания автора?
2. К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?

Выбор проблемы определит всю дальнейшую работу над сочинением!
Выбор одной проблемы из нескольких	Внимание!Вам предлагается сформулировать одну проблему текста.(Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых

Слайд 8Как сформулировать проблему?

Как сформулировать проблему?

Слайд 9 Внимание!

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже.
(Например: В

тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.)
В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом
(Например: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?)
Внимание!  				Избегайте предложений с несколькими 	существительными в родительном падеже.	(Например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного

Слайд 10Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

Слайд 11Советы, как использовать типовые конструкции:

Используйте те, которые наиболее точно передают вашу

мысль или мысль автора исходного текста

Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их

Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое

Советы, как использовать типовые конструкции:Используйте те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текстаПравильно

Слайд 12Типичные ошибки при формулировании проблемы

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Слайд 13Что проверяет эксперт?


Эксперт проверяет, есть ли в работе формулировка проблемы исходного

текста. Максимум 1 балл ставится, если проблема понята и сформулирована правильно.


Если есть ошибки в понимании текста и, следовательно, проблема сформулирована неверно, эксперт ставит 0 баллов.
Что проверяет эксперт?				Эксперт проверяет, есть ли в работе формулировка проблемы исходного текста. Максимум 1 балл ставится, если

Слайд 14 Внимание!

Предлог по перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении,

с небольшими изменениями.


Нельзя: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…»
Надо: « В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема…»
Внимание!				Предлог по перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. 		Нельзя: «В тексте

Слайд 15 Не забудьте!
Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать

фактических ошибок.

(Информация об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора).
Не забудьте!		Не забудьте после текста прочитать 	информацию об авторе, чтобы 	избежать 	фактических ошибок.		(Информация об авторе вы можете

Слайд 16 Задания по К1
Определите, к какому типу относятся указанные проблемы.
Прочитайте текст. Выберите

правильную формулировку проблемы текста.
Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа.
Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
Прочитайте текст. Укажите проблему, в которой неоправданно сужается проблема текста.
Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните предложенные формулировки. Прочитайте формулировки проблем текста до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены.
Отредактируйте предложенные формулировки проблем текста.
Прочитайте два текста – публицистический и художественный. Как вы думаете, можно ли сказать, что эти два текста объединяет одна проблема? Какая?

Задания по К1Определите, к какому типу относятся указанные проблемы.Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.Прочитайте текст. Отметьте

Слайд 17К2 Комментарий к проблеме
Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу

выделенной вами проблемы текста.

(Покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему)

Задача: понять и расшифровать мысли автора.
К2 Комментарий к проблемеКомментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.(Покажите ход мысли

Слайд 18 Типы комментария

Типы комментария

Слайд 19 Внимание!

В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!

Внимание!			В любом случае 	комментарий должен 	опираться на 	прочитанный текст!

Слайд 20Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Слайд 21 Внимание!
Задайте вопросы к тексу!
Ответы на них есть не что иное,

как комментарий!

система вопросов к текстам разных стилей

Внимание!Задайте вопросы к тексу! Ответы на них есть не что иное, как комментарий!		система вопросов к текстам разных

Слайд 22Типичные ошибки при комментировании проблемы

Типичные ошибки при комментировании проблемы

Слайд 23Что проверяет эксперт?


Высшая оценка 2 балла ставится, если проблема исходного текста

прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.
Что проверяет эксперт?		Высшая оценка 2 балла ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок,

Слайд 24 Задания по К2

Прочитайте фрагменты сочинений по тексту. Объясните, какие ошибки допущены

учениками при комментировании проблемы.
Прочитайте текст и прокомментируйте проблему текста.
Поставьте вопросы к тексту и ответьте на них.
Задания по К2Прочитайте фрагменты сочинений по тексту. Объясните, какие ошибки допущены учениками при комментировании проблемы.Прочитайте текст и

Слайд 25К3 Авторская позиция

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому

приходит автор текста.
Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и др.) или косвенно ( в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).
К3 Авторская позиция		Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.	Позиция автора может быть

Слайд 26 Средства выражения позиции автора

Средства выражения 			позиции автора

Слайд 27 Позиция автора
Герой – пример положительных Герой – пример отрицательных


качеств человека качеств человека
Позиция автораГерой – пример положительных   Герой – пример отрицательных качеств человека

Слайд 28 Помните!
Даже если автор прямо не говорит о своём отношении к герою,

а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.
Помните!		Даже если автор прямо не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки

Слайд 29 Автор и рассказчик

Помните: позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Автор и рассказчик		Помните: позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Слайд 30Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции

Автор считает, что…
Автор подводит читателя

к выводу о том, что…
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
Позиция автора такова…
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…
Автор призывает нас (к чему)…
Автор убеждает нас в том, что…
Автор осуждает (кого/что, за что)…
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно…
Основная цель автора заключается в том, что…
Хотя позиция автора не выражена ясно, логика текста убеждает в том, что…
Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позицииАвтор считает, что…Автор подводит читателя к выводу о том, что…Рассуждая над

Слайд 31Типичные ошибки при формулировании позиции автора

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

Слайд 32 советы

советы

Слайд 33Что проверяет эксперт?


1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию

автора исходного текста по комментированном проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.
Что проверяет эксперт?				1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по комментированном проблеме

Слайд 34 Задания по К3
Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.
Соотнесите формулировки проблем

текста из левой колонки с позицией автора, указанной справа.
Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.
Прочитайте текст. В каком утверждении выражена позиция автора?
Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме.
Прочитайте два текста. Совпадают ли точки зрения автором этих текстов?
Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему(ы) текста и позицию автора.
Прочитайте текст. Сформулируйте и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите фрагмент сочинения.


Задания по К3Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.Соотнесите формулировки проблем текста из левой колонки с позицией

Слайд 35К4 Аргументация собственного мнения
Аргументация – это способ доказательства истинности какой-либо мысли

с помощью объяснений, примеров.

Аргументы – это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.
К4 Аргументация собственного мненияАргументация – это способ доказательства истинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.Аргументы – это

Слайд 36 Внимание!
Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.

Внимание!		Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т. е. примеры, поддерживающие аргумент.

Слайд 37 Виды аргументов

Виды аргументов

Слайд 38 Виды аргументации
Поддерживающая
(При поддерживающей аргументации ученик, соглашаясь с мнением автора, приводит доводы,

подтверждающие авторский тезис.)


Опровергающая
(При опровергающей аргументации учение не соглашается с мнением автора и, формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигает тезис, противоположный авторскому.
Виды аргументацииПоддерживающая		(При поддерживающей аргументации ученик, соглашаясь с мнением автора, приводит доводы, подтверждающие авторский тезис.)Опровергающая		(При опровергающей аргументации учение

Слайд 39 «вес аргументов»
Аргументы, оцениваемые 2 баллами




Аргументы, оцениваемые 1 баллами

«вес аргументов»Аргументы, оцениваемые 2 балламиАргументы, оцениваемые 1 баллами

Слайд 40 Структура аргумента

Тезис
Логический переход
Аргумент
Микровывод

Структура аргументаТезисЛогический переходАргументМикровывод

Слайд 41 Типичные ошибки аргументации

Типичные ошибки 				аргументации

Слайд 42Что проверяет эксперт?


Максимально 3 балла по критерию К4 ставится за работу,

в которой экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы).
Что проверяет эксперт?		Максимально 3 балла по критерию К4 ставится за работу, в которой экзаменуемый выразил своё мнение

Слайд 43 Задания по К4

Выберите из вариантов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Объясните свой

выбор.
Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющимся подтверждением тезиса. Объясните свой выбор.
Напишите текст-рассуждение по предложенным темам, развернув данные аргументы и дополнив их своими.
Подтвердите или опровергните следующие тезисы.
Установите соответствие пословицы с приведёнными тезисами. Напишите фрагмент сочинения с использованием пословиц в качестве аргументов.
Постройте аргументацию, опровергающую приведённые тезисы.
Подберите примеры из художественной литературы для подтверждения следующих тезисов.


Задания по К4Выберите из вариантов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Объясните свой выбор.Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент,

Слайд 44К5 композиция сочинения
Композиция – это построение сочинения, связь его частей в

единое целое в соответствии с идеей.

Задачи:
Не допускать нарушения смысловой цельности и речевой связности высказывания.
Соблюдать композиционную стройность и последовательность изложения созданного текста.
Соблюдать абзацное членение
Избегать логических ошибок

К5 композиция сочинения	Композиция – это построение сочинения, связь его частей в единое целое в соответствии с идеей.	Задачи:Не

Слайд 45 Вариант композиции

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего

в соответствии с теми критериями, по которым её будут проверять:

Вариант композиции			Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по

Слайд 46Основные средства связи между предложениями в тексте

Слова-заместители: местоимения, наречия, синонимы, различные

оценочные обозначения, родовидовые слова, имя собственное - имя нарицательное.
Лексические повторы
Соотнесение видовременных глагольных форм
Предлоги
Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)
Параллелизм
Противопоставление
Вопросительные предложения
Союзы
Порядок слов в предложении (прямой, обратный)
Последовательность в изложении мысли
Слова – организаторы логических связей
Вводные слова, организующие порядок высказывания
Основные средства связи между предложениями в текстеСлова-заместители: местоимения, наречия, синонимы, различные оценочные обозначения, родовидовые слова, имя собственное

Слайд 47 Типичные ошибки

Нарушена последовательность изложения мыслей
Нарушена смысловая цельность и связность
Не выделены абзацы

или нарушено абзацное членение текста
Отсутствуют связки между абзацами
Типичные ошибкиНарушена последовательность изложения мыслейНарушена смысловая цельность и связностьНе выделены абзацы или нарушено абзацное членение текстаОтсутствуют связки

Слайд 48Виды и формы вступления

Виды и формы вступления

Слайд 49 Виды заключения

Виды заключения

Слайд 50Типовые конструкции(клише), используемые в заключении

Таким образом,
Следовательно,
Итак,
В заключение хочу подчеркнуть,
В

заключение важно отметить…
Хотелось бы ещё раз подчеркнуть…
Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Типовые конструкции(клише), используемые в заключенииТаким образом,Следовательно, Итак, В заключение хочу подчеркнуть,В заключение важно отметить…Хотелось бы ещё раз

Слайд 51Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет наличие всех композиционных частей сочинения, а также

связность изложения мысли.

Максимально 2 балла.
Что проверяет эксперт?Эксперт проверяет наличие всех композиционных частей сочинения, а также связность изложения мысли.Максимально 2 балла.

Слайд 52 Задания по К5

Прочитайте текст. Разбейте текст на абзацы.
Расположите фрагменты сочинения таким

образом, чтобы получился связный текст. Свой ответ обоснуйте.
Прочитайте предложения и определите, как они связаны между собой.
Прочитайте исходный текст, определите проблему (проблемы) текста и позицию автора. Сравните два сочинения, написанных по этому тексту. В каком из сочинений нарушена логика изложения мысли?

Задания по К5Прочитайте текст. Разбейте текст на абзацы.Расположите фрагменты сочинения таким образом, чтобы получился связный текст. Свой

Слайд 53К6 точность и выразительность речи
Задачи: Продемонстрировать речь, которая отличается богатством словаря,

смысловой точностью, чистотой словоупотребления и выразительностью, разнообразием грамматических норм.

Богатство речи
Точность речи
Чистота речи
Выразительность речи

Максимально 2 балла
К6 точность и выразительность речиЗадачи: Продемонстрировать речь, которая отличается богатством словаря, смысловой точностью, чистотой словоупотребления и выразительностью,

Слайд 54 Помните:
Критерий К6 поощрительный.

(Автора сочинения в равной мере заботит не только

что сказать, но и как сказать)
Помните: Критерий К6 поощрительный.(Автора сочинения в равной мере заботит не только что сказать, но и как сказать)

Слайд 55К7 соблюдение орфографических норм
Задача: не допускать орфографических ошибок
Максимально 2 балла

К7 соблюдение орфографических нормЗадача: не допускать орфографических ошибок		Максимально 2 балла

Слайд 56К8 соблюдение пунктуационных норм
Задача: не допускать пунктуационных ошибок
Максимально 2 балла


К8 соблюдение пунктуационных нормЗадача: не допускать пунктуационных ошибок		Максимально 2 балла

Слайд 57К9 Соблюдение языковых норм
Грамматическая ошибка – это нарушение норм образования слов

и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Задача: не допускать грамматических ошибок
Максимально 2 балла

К9 Соблюдение языковых норм		Грамматическая ошибка – это нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической

Слайд 58 Вид ошибки
Ошибочное словообразование
Ошибочное образование формы существительного
Ошибочное образование формы прилагательного
Ошибочное образование формы

числительного
Ошибочное образование формы местоимения
Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия
Нарушение согласования
Нарушение управления
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Ошибки в построении предложений с однородными членами
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом
Ошибки в построении сложного предложения
Смешение прямой и косвенной речи
Нарушение границ предложения
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Вид ошибкиОшибочное словообразованиеОшибочное образование формы существительногоОшибочное образование формы прилагательногоОшибочное образование формы числительногоОшибочное образование формы местоименияОшибочное образование формы

Слайд 59К10 Соблюдение речевых норм
Речевая ошибка – это нарушение лексических, т. е.

норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова.
Задача: не допускать речевых ошибок
Максимально 2 балла
К10 Соблюдение речевых норм		Речевая ошибка – это нарушение лексических, т. е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова.

Слайд 60 Вид ошибки

Употребление слова в несвойственном ему значении
Неразличение оттенков значения, вносимых в

слово приставкой и суффиксом
Неразличение синонимичных слов
Употребление слов иной стилевой окраски
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов
Нарушение лексической сочетаемости
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Употребление рядом или близко однокоренных слов
Неоправданное повторение слова
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Неудачное употребление местоимений
Вид ошибкиУпотребление слова в несвойственном ему значенииНеразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксомНеразличение синонимичных словУпотребление

Слайд 61К11 Соблюдение этических норм
Задача: не допускать нарушения этических норм
Максимально 1 балл



К11 Соблюдение этических норм	Задача: не допускать нарушения этических норм		Максимально 1 балл

Слайд 62 Помните:

Высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой

личности, недоброжелательность, проявление речевой агрессии, жаргонные слова и обороты квалифицируются как этические ошибки.
Достаточно допустить одну такую ошибку, и общее количество баллов будет снижено на 1.
Помните:						Высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное и циничное отношение к человеческой личности, недоброжелательность, проявление речевой агрессии, жаргонные

Слайд 63К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
Фактические ошибки в фоновом

материале – это неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся уместно или неуместно используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений) Задача: не допускать ошибок в фоновом материале
Максимально 1 балл

К12  Соблюдение фактологической точности в фоновом материале		Фактические ошибки в фоновом материале – это неверное изложение фактов,

Слайд 64 Подведём итоги
Исходя из задания к части С и критериев оценки, необходимо

сформулировать следующие требования к работе:
Основное содержание исходного текста, проблематика и позиция автора должны быть поняты верно и отражены без искажений;
Должен быть дан осмысленный комментарий текста;
Позиция ученика должна быть сформулирована и аргументирована;
Работа учащегося должна отличатся смысловой цельностью и композиционной стройностью, логичностью, продуманной последовательностью, связностью изложения;
Учащийся должен продемонстрировать точность выражения мысли, свободное владение словарём, разнообразными грамматическими конструкциями и уместное использование выразительных средств языка;
Сочинение должно быть написано грамотно.

Только при выполнении этих требований работа участника ЕГЭ по русскому языку (часть С) будет оценена максимальным количеством баллов.
Подведём итоги		Исходя из задания к части С и критериев оценки, необходимо сформулировать следующие требования к работе: Основное

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть