Слайд 1Консультация
30 мая 2019г
9 советов от учителя
Анна Евгеньевна Иванова
учитель русского
языка и литературы
муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка»
Слайд 2Зачем нужны советы и консультации перед экзаменами?
Русский язык — самый массовый
и один из двух обязательных экзаменов, статистика выполнения работ по которому показывает стабильные результаты на протяжении нескольких лет.
Однако часто участники ЕГЭ сталкиваются с трудностями при выполнении отдельных заданий.
Я рекомендую обратить внимание на некоторые вопросы именно перед экзаменами.
Слайд 3Совет № 1:
Оформлять ответы нужно очень внимательно. Так, как написано
в инструкции. Вот основные технические ошибки в оформлении тестовой части:
буквы и цифры пишутся не по образцу (вечная проблема с написанием элементов: цифр 2, 7, букв А, Е);
знаки не пишутся на стыке «окошек»;
не делаются пробелы между словами;
буквы и цифры не пишутся с запятыми;
путаются целеустановки заданий (например, задание требует выписать слова, а в результате выписываются цифры или наоборот);
выписываемые элемент не оформляются в той последовательности, в какой они представлены в исходном тексте;
слова выписываются не в той форме, в какой они даны в опорном материале и т. д.
Слайд 4Совет № 2:
Выполняя задание № 1, необходимо знать, что верных
ответов всегда два. Поэтому нужно внимательно прочитать исходный текст и выделить только две главные мысли из списка предложенных.
В 2019 году даже за одну неверно указанную цифру ученик автоматически получит 0 баллов.
Задание №1 – Теория – ЕГЭ 2019
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
Задание 1 ЕГЭ 2019 года представляет собой проверку ваших умений анализировать текст и находить его главную мысль. Что нужно знать, чтобы сделать первое задание верно:
1) Должно быть два ответа. Так как главная мысль в тексте может быть только одна, то в тексте нужно найти две одинаковых мысли, сформулированные разными словами.
2) Любой текст, который представлен в этом задании строится по следующим логическим схемам:
Причина — Следствие
Сначала говорится о причинах события или явления, потом указывается само событие или явление (или наоборот)
Часть — Целое
Сначала перечисляются компоненты чего-либо, потом называется само явление.
Факт — Вывод
Даются общеизвестные факты, которые служат всего лишь предысторией, которая приводит к выводу.
Как правило, он находится в конце.
ВАЖНО! В ответе должны быть оба компонента высказывания.
Слайд 5Совет № 3: Тренировать правописание -Н- и -НН- в разных частях
речи.
По статистике, на этом задании (№ 15) «спотыкаются» примерно 35 процентов выпускников. Штампованный — проштамповано, жареный — жаренный на масле — прожаренный…
Слайд 6Совет № 4:
Тренировать ударение. Как ни надейся на интуицию и
хорошую память, но слова для отработки задания на орфоэпические нормы лучше регулярно повторять, используя словарик. ОбодрИть, сОгнутый, мозАичный, нарвалА, послАла…
Где ошибка? С ходу ибез подготовки ответит далеко не каждый…
Слайд 7Совет № 5:
Выполняя задание № 6 на лексические нормы, следует
помнить: лишними становятся те слова, которые можно исключить из предложения без изменения общего смысла.
В данном задании экзаменуемый должен отредактировать текст, примерить на себя роль редактора: исключить лишнее слово или исправить лексическую ошибку. Например, в сочетании «необычный феномен» говорящие и пишущие, как правило, допускают речевую ошибку в силу того, что не знают происхождения слова «феномен». А ведь на языке-первоисточнике оно означает именно необычность, уникальность. Так зачем же добавлять к нему слово «необычный», удваивая смысл?!
Например, «заданные данные» — лишним является зависимое слово «заданные».
Слайд 9Совет № 6:
Читать текст медленно и внимательно — без этого задание
№ 23 не выполнить.
Примерно половина выпускников ошибаются в нем при определении функционально-смыслового типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Невысокий процент выполнения задания объясняется в первую очередь неспособностью экзаменуемых к «медленному», неоднократному прочтению обозначенных отрезков текста. А без глубокого смыслового анализа текстовых фрагментов успешное выполнение данного задания невозможно.
Слайд 10Совет № 7:
Постановку знаков препинания тренировать на стихах (задание №
18).
По статистике 40 процентов участников ЕГЭ ошибаются, расставляя знаки препинания в сложном предложении.
Много ошибок делают ученики в предложениях с вводными конструкциями, однородными членами. А сталкиваясь со стиховым оформлением текста, теряются особенно часто и не справляются с заданием.
Слайд 11Совет № 8:
Учиться определять языковые средства выразительности (задание № 26).
Эпитеты
и сравнения выпускники знают хорошо. А все остальное — от метафоры до перифраза — лучше еще раз повторить.
Слайд 14Совет № 9:
Серьезно отнестись к орфографическому блоку заданий (задания №
9—12). Многим кажется несложным вставить гласную в корне, гласную или согласную в приставке, суффиксе и окончании.
Однако в 2019 году указанные задания претерпели изменения с точки зрения формы представления материала, что значительно осложняет их выполнение.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена
безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) б…калея, в…негрет, к…валерия
2) прид…рутся, вск…чить, приг…реть
3) инц…дент, г..ризонт, д…спансер
4) прив…легия, к_рнавал, экв_валент
5) к_рантин, ед…ница, кл…вета
134
Слайд 15Нужно помнить структуру написания сочинения по русскому языку ЕГЭ 2019.
Слайд 17Желаю удачи на экзамене!
Помните, что это всего лишь один из сложных
этапов в Вашей жизни.