Презентация, доклад на тему Консультация для 11 класса Особенности написания итогового сочинения

Содержание

ЦелиИтоговое сочинение проверяет:· широту кругозора;· умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировойлитературы;· уровень владения речью.Таким образом, ваше сочинение — это ваше рассуждение о проблеме.

Слайд 1ОСОБЕННОСТИ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
По книге Михайлова Екатерина Викторовна. ЕГЭ 2017. Литература.

Алгоритм написания сочинения / Е. В. Михайлова. — Москва : Эксмо, 2016. — 256 с. — (ЕГЭ. Задания с развернутым ответом).

ОСОБЕННОСТИ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯПо книге  Михайлова Екатерина Викторовна. ЕГЭ 2017. Литература. Алгоритм написания сочинения / Е.

Слайд 2Цели
Итоговое сочинение проверяет:
· широту кругозора;
· умение мыслить и доказывать свою позицию

с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой
литературы;
· уровень владения речью.
Таким образом, ваше сочинение — это ваше рассуждение о проблеме.
ЦелиИтоговое сочинение проверяет:· широту кругозора;· умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения

Слайд 3Критерии оценивания итогового сочинения
Требование 1. Объём итогового сочинения
Требование 2. Самостоятельность написания итогового

сочинения
Критерий 1. Соответствие теме
Критерий 2. Аргументация. Привлечение
литературного материала
Критерий 3. Композиция и логика рассуждения
Критерий 4. Качество письменной речи
Критерий 5. Грамотность

Критерии оценивания итогового сочиненияТребование 1. Объём итогового сочиненияТребование 2. Самостоятельность написания итогового сочиненияКритерий 1. Соответствие темеКритерий 2.

Слайд 4Формулировки тем итогового сочинения
5 направлений
Комплект тем 2015/2016 учебного года:
1. Когда хочется остановить

мгновение?
2. Что дом может рассказать о своём хозяине?
3. Какие качества раскрывает в человеке любовь?
4. Согласны ли вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
5. Чтение литературного произведения – труд или отдых?
Формулировки тем итогового сочинения5 направленийКомплект тем 2015/2016 учебного года:1. Когда хочется остановить мгновение?2. Что дом может рассказать

Слайд 5Структура итогового сочинения
План сочинения имеет вид:
I. Вступление.
II. Основная часть. Тезис.
1. Первый

аргумент.
2. Второй аргумент.
III. Заключение.

Главный вопрос, на который должен отвечать весь текст сочинения-рассуждения, — «Почему?».
Структура итогового сочиненияПлан сочинения имеет вид:I. Вступление.II. Основная часть. Тезис.1. Первый аргумент.2. Второй аргумент.III. Заключение.Главный вопрос, на

Слайд 12Тезис — это положение, которое требуется доказать.
Это основная мысль текста

и тема рассуждения. Иногда для более точного выражения мысли может быть приведена цитата известного или авторитетного лица.
После чего при помощи таких типичных выражений, как, например, «докажем это...», «это объясняется следующим образом...», или используя вопросительные предложения, например: «Что из этого следует?», — переходят к доказательной части.
Тезис — это положение, которое требуется доказать. Это основная мысль текста и тема рассуждения. Иногда для более

Слайд 13Аргументов, подтверждающих основную мысль (тезис), должно быть не менее двух. Они

последовательно соединяются друг с другом вводными словами и словосочетаниями («во-первых», «во-вторых»; «предположим, что...»).
В качестве аргументов могут использоваться конкретные примеры, которые также сопровождаются специфическими словами и словосочетаниями: «например», «обратимся к примеру...».
Аргументов, подтверждающих основную мысль (тезис), должно быть не менее двух. Они последовательно соединяются друг с другом вводными

Слайд 14Заключительная часть (вывод) обычно содержит несколько предложений, которые подводят итог всему

до этого сказанному и, как правило, отвечают на вопросы, заданные в тезисе.
Здесь наряду с обычными повествовательными предложениями с использованием слов «поэтому», «следовательно», «из всего сказанного следует...», может присутствовать и риторический вопрос, и побудительное предложение.
Заключительная часть (вывод) обычно содержит несколько предложений, которые подводят итог всему до этого сказанному и, как правило,

Слайд 151. Вступление

1. Вступление

Слайд 16Структура вступления
Классическое вступление состоит из нескольких элементов:
· объяснение ключевых слов темы

или цитаты;
· общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
· ответ-тезис на главный вопрос темы.
Структура вступленияКлассическое вступление состоит из нескольких элементов:· объяснение ключевых слов темы или цитаты;· общие рассуждения о значимости

Слайд 17Связь вступления с темой
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на

три типа:


тема - вопрос,
тема - утверждение,
тема — назывное предложение.
Связь вступления с темойТемы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема - вопрос, тема

Слайд 18Тема в виде вопроса
Например: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание?»

Тема в виде вопросаНапример: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание?»

Слайд 19Можно ли начать с вопроса?
Можно ли в качестве первого предложения во

вступлении повторить вопрос темы или же тоже написать
вопросительное предложение?
Конечно, это не возбраняется, но в этом случае важно помнить, что в итоговом сочинении-рассуждении предполагается тезис-ответ на заявленный в теме вопрос.
А это удобнее делать после самого вопроса, во избежание логических ошибок.
Поэтому рекомендую сначала дать общее рассуждение по теме, а потом поставить сам вопрос, на который дать ответ-тезис, впоследствии вами аргументированно доказываемый.
Можно ли начать с вопроса?Можно ли в качестве первого предложения во вступлении повторить вопрос темы или же

Слайд 20Тема в виде предложения-утверждения
Например: «Писатель — судья своего времени». В качестве

варианта формулировки может быть дано утверждение-цитата, например:
«Время — ткань, из которой состоит жизнь» (Б. Франклин).
В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, приводятся общие рассуждения по теме.
Вопрос теперь придётся сформулировать самим, опираясь на смысл утверждения.
Тема в виде  предложения-утвержденияНапример: «Писатель — судья своего времени». В качестве варианта формулировки может быть дано

Слайд 21Не уходите от темы!
Будьте аккуратны в формулировке
вопроса: не уходите от

темы.
В этом случае можно использовать стандартные формулировки, начинающиеся словами:
«можно ли утверждать, что...»,
«почему можно говорить, что это высказывание справедливо»,
«действительно ли...» и т. д.
Не уходите от темы!Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы.В этом случае можно использовать стандартные

Слайд 22Например, к теме
«Писатель — судья своего времени»
можно задать вопрос:


«Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его
(идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?».
Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является

Слайд 23Попробуем написать вступление к этой теме.

Попробуем написать вступление к этой теме.

Слайд 24Тема — назывное предложение (ключевые слова)
Например: «Преходящее и вечное». В этом

случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.
Тема — назывное предложение (ключевые слова)Например: «Преходящее и вечное». В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые

Слайд 25Формулировка тезиса

Формулировка тезиса

Слайд 26Тезис
Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время

дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.
При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:
— связь тезиса и темы;
— особенности формулировки самого тезиса.
ТезисТезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.При формулировке тезиса

Слайд 27Связь тезиса и темы
Несмотря на то, что во время рассуждения у

вас может возникнуть несколько вопросов, касающихся основной мысли высказывания, а следовательно, и несколько ответов-тезисов на эти вопросы, всё же нужно выбрать
именно один тезис, то есть ту самую мысль, напрямую связанную с дальнейшими доказательствами.
Связь тезиса и темыНесмотря на то, что во время рассуждения у вас может возникнуть несколько вопросов, касающихся

Слайд 28Тема-вопрос
Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него

непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Тема-вопросЕсли тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не

Слайд 29Тема-утверждение (в том числе цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся

утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

Тема-утверждение  (в том числе цитата)В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили

Слайд 30Тема в виде назывного предложения или просто ключевые слова, нуждающиеся в

комментарии

Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

Тема в виде назывного предложения или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарииВступительная часть, как правило, заканчивается вопросами

Слайд 31Способы формулировки тезиса
Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.

Способы формулировки тезисаПрямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.

Слайд 32Способы формулировки тезиса
Рассказать о случае из жизни.

Способы формулировки тезисаРассказать о случае из жизни.

Слайд 33Способы формулировки тезиса
Образ-аналогия.

Способы формулировки тезисаОбраз-аналогия.

Слайд 34Способы формулировки тезиса
Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий
способ: мы сами

себе задаём вопрос и сами на него отвечаем,
это помогает не уйти от темы).
Способы формулировки тезисаВопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкийспособ: мы сами себе задаём вопрос и сами на

Слайд 35Направление 1 «РАЗУМ и ЧУВСТВА»

Направление 1 «РАЗУМ и ЧУВСТВА»

Слайд 36Направление 3 «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ»
1. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.

Достоевского «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя»?
2. Согласны ли Вы с утверждением У. Фолкнера «Я верю, что человек не только вытерпит всё – человек победит!»
3. Можно ли преодолеть самого себя?
4. Все победы начинаются с победы над самим собой.
5. Как вы понимаете выражения “Человек незапятнанной чести” и “Поступок, несовместимый с честью”.
6. Как вы понимаете смысл высказывания Станислава Ежи Леца, польского поэта и философа «Человек победит. Человека»?

Направление 3 «ПОБЕДА И ПОРАЖЕНИЕ» 1. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского «Если хочешь победить весь

Слайд 38Обязательно проверяйте
соответствие темы и тезиса!

Обязательно проверяйте соответствие темы и тезиса!

Слайд 392. Основная часть

2. Основная часть

Слайд 40Аргументация
Основная часть состоит из одного или нескольких аргументов на литературной
основе, подкрепляющих

тезис.
Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац.
В конце каждого абзаца должен быть микро вывод.
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
АргументацияОсновная часть состоит из одного или нескольких аргументов на литературнойоснове, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный

Слайд 41Особенности формулировок тем 2017
На вопрос по теме : «Что приносит
людям любовь:

страдание или счастье?»,
вы ответите, что, с вашей точки зрения, любовь может как осчастливливать человека, так и делать его несчастным.

Вам необходимо привести два аргумента,
в одном из которых любовь помогает обрести человеку счастье, почувствовать всю наполненность жизни,
а в другом она приносит грусть и страдание.
И тогда в этом случае тезис будет доказан!

Особенности формулировок тем 2017На вопрос по теме : «Что приноситлюдям любовь: страдание или счастье?», вы ответите, что,

Слайд 42Структура аргумента
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1. Обращение к литературному

произведению: называем автора и произведение, его жанр.
2. Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к
выводу...» и т.п.
Структура аргументаАргумент состоит из нескольких элементов и включает:1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его

Слайд 43Микровывод из аргумента должен соотноситься с тем тезисом, который вы привели

в начале сочинения, а не просто быть выводом из аргумента!
Микровывод из аргумента должен соотноситься с тем тезисом, который вы привели в начале сочинения, а не просто

Слайд 44Все элементы аргумента последовательно располагаются друг за другом. Например, тема: «Какой

путь можно назвать дорогой в никуда?».
Все элементы аргумента последовательно располагаются друг за другом. Например, тема: «Какой путь можно назвать дорогой в никуда?».

Слайд 47Связки между абзацами (микротемами)
Чтобы избежать логических ошибок, не забывайте про «связки»,

«мостики» между аргументами. Всё должно быть последовательно и логично.
Например, нельзя начинать абзац второго аргумента со слова «также», так как «так же», как и автор, о котором говорилось в предыдущем аргументе, новый автор не может раскрывать ту же проблему в своём произведении: другой автор, другое произведение — поэтому всё не «так же», а совсем по-другому.
Аргументы должны быть не просто нагромождением эпизодов из произведений, а именно логически связанными с тезисом примерами.
Связки между абзацами (микротемами)Чтобы избежать логических ошибок, не забывайте про «связки», «мостики» между аргументами. Всё должно быть

Слайд 493. Заключение

3. Заключение

Слайд 50Виды заключений
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это,

наверное, самый распространённый способ закончить сочинение.
Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
Виды заключенийВывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение.

Слайд 51Виды заключений
Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это

не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!».
Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните».
Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д.
Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату.
Виды заключенийЗаключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите

Слайд 52Виды заключений
Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов

заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок.
Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».
Виды заключенийЗаключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать

Слайд 53Виды заключений
Цитата, подходящая по смыслу.
Важно, чтобы цитата обязательно соответствовала главной мысли

сочинения. Нельзя использовать цитату только потому,
что в ней встречается ключевое слово.

Каждый найдёт в любви что-то свое, близ-
кое ему, неповторимое. Ведь недаром К.Г.
Паустовский говорил: «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя
печаль, своё счастье и своё благоухание»
Виды заключенийЦитата, подходящая по смыслу.Важно, чтобы цитата обязательно соответствовала главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому,что

Слайд 55Редактирование текста

Редактирование текста

Слайд 56Читаем текст по частям!
1. Сначала вступительную и заключительную части. Убеждаемся, что

они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Хорошо, если во вступлении вы задаёте вопрос, а в заключении есть ответ на него.
2. Тезисы. Они должны быть компактно изложенными логическими ответами на вопрос, который вы задаёте во вступительной части сочинения. Желательно, чтобы последняя фраза тезиса была
тем самым основным ответом, для доказательства которого вы и
будете приводить аргументы.
3. Читаем пары «тезис + аргумент». Убеждаемся, что пример
соответствует основной мысли, тезису, а не просто рассказывает
о чём-то близком теме сочинения.
4. «Мостики», «связки». Читаем концовку каждого абзаца и
начало следующего. Убеждаемся, что переход от одной микротемы
к другой плавный, нет логических ошибок.
Читаем текст по частям!1. Сначала вступительную и заключительную части. Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а

Слайд 57Проверка речевого оформления
Читаем текст по отдельным предложениям.
Читаем каждое слово по

слогам.
После этого желательно подсчитать количество слов.
Если в сочинении недостаёт нескольких слов, то можно добавить в тезис вводные слова типа «конечно», «безусловно», «несомненно», «бесспорно» и т.п., а также наречия к глаголам и
прилагательные к существительным. Например, вместо «важно
заботиться о наших родителях» написать «конечно, очень важно
заботиться о наших родителях» и т.д.
Если же не хватает значительного количества слов, то можно,
во-первых, добавить комментарий к аргументам (только не следует
пересказывать эпизод). Во-вторых, во вступление можно добавить
свой комментарий по теме.
Проверка речевого оформленияЧитаем текст по отдельным предложениям. Читаем каждое слово по слогам. После этого желательно подсчитать количество

Слайд 58Образцы сочинений
Стр. 141 Михайлова, Екатерина Викторовна. ЕГЭ 2017. Литература. Алгоритм написания

сочинения / Е. В. Михайлова. — Москва : Эксмо, 2016. — 256 с. — (ЕГЭ. Задания с развернутым ответом).
Сайт НЕЗНАЙКА
Сайт СОЧИНЕНИЕ11

Образцы сочиненийСтр. 141 Михайлова, Екатерина Викторовна. ЕГЭ 2017. Литература. Алгоритм написания сочинения / Е. В. Михайлова. —

Слайд 62Используя подсказки, напишите сочинение на тему «Что такое любовь?»
Любовь — одно

из самых загадочных чувств в жизни человека. Любовь может сделать человека счастливым или несчастным. Одних она окрыляет, другие из-за неё страдают и мучаются. Многие поэты и писатели обращались к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему. Например, … в своём произведении…
Таким образом, …
Над вечной тайной любви размышляет и … в произведении…
Как видим,…
Итак, истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, преображая его. Умение жертвовать собой ради любви — это и настоящий дар, данный свыше.

Используя подсказки, напишите сочинение  на тему «Что такое любовь?»Любовь — одно из самых загадочных чувств в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть