Слайд 1
Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.
Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского
языка и литературы
МБОУ «СОШ №1» г. Братска
Иркутской обл.
Слайд 2
Цель:
-дать сведения учащимся о сложноподчиненном предложении с придаточным образа
действия и степени;
- повторить теоретические сведения о сложноподчиненном предложении с придаточным определительным, изъяснительным, обстоятельственным ( места ,времени, сравнения);
- подготовка к ГИА( пунктуация в сложном предложении ( В6-В9) ; изобразительно- выразительные средства; подготовка к сочинению.
Задачи:
Образовательные:
Научиться отличать придаточные образа действия и степени от других обстоятельственных придаточных;
Научиться находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчинённого предложения;
Различать способы связи придаточных образа действия и степени с главным предложением;
Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с данными придаточными.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.
Слайд 3Задание №1
Словарно- орфографическая работа
Прот..рать доску, с(?)едобный гри(б,п), ш..пот
листвы, ц..пленок, (не)брежность, подоко(н,нн)ик, пол(лимона), у(с,з)кий мост, осе(н,нн)ий день, глиня(н,нн)ый кувшин, ярко(красный) шарф, изл..гать св..и мысли, пр..интересный ра(с,сс)каз, темная ноч(?),стрич(?) волосы, заг..реть на со..нце, пред..жить помощь, вым..кнуть под дождем, цветущее р..стение, две св..чи, я рас(сс)ердилась, кле..щий карандаш, зам..реть от восторга, усевшись под дер..вом, высоко над з..млей, как в воду гл..дел.
Слайд 4Проверим
ПротИрать доску, сЪедобный гриб, шЁпот листвы, цЫпленок, небрежность, подокоННик пол-лимона
, уЗкий мост, осеННий день, глиняНый кувшин, ярко-красный шарф, излАгать свои мысли, прЕинтересный раССказ, темная ночЬ , стричЬ волосы, загОреть на соЛнце, предлОжить помощь, вымОкнуть под дождем, цветущее рАстение, две свЕчи, я раССердилась, клеЯщий карандаш, замЕреть от восторга, усевшись под дерЕвом, высоко над зЕмлей, как в воду глЯдел.
Слайд 5Сложное предложение
определительные
ССП
сложносочиненное
обстоятельственные
…
союзное
бессоюзное
СПП
сложноподчиненное
…
изъяснительные
Слайд 6Придаточные определительные
Относятся к имени существительному
( местоимению) главной части сложноподчиненного предложения и
отвечают на вопросы
Какой?
Который?
Чей?
* И Таня видит дом пустой, где жил недавно наш герой.( А.С.Пушкин)
К главной части придаточные определительные присоединяются только при помощи союзных слов:
Который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда
!!!Придаточные определительные имеют строго определенное место в составе сложноподчиненного предложения: они стоят всегда после определяемого слова
Слайд 7Придаточные изъяснительные
Отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части сложноподчиненного
предложения. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении.
* Я считаю, что лес- прекрасное выражение силы природы и самый ясный образ ее совершенства.( К.Паустовский)
Придаточное изъяснительное присоединяется к главной части при помощи союзов: что, как, будто, чтобы, ли;
союзных слов: что, как, сколько, где, зачем, когда, куда, почему
Слайд 8Придаточные обстоятельственные
Обозначают место, время, цель, образ действия, условие и т.д. того,
о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения.
Отвечают на вопросы обстоятельств.
* Как солнце зимнее прекрасно, когда, бродя меж серых туч, на белые снега напрасно оно кидает слабый луч!( М.Ю.Лермонтов)
Слайд 10
Задание № 2
Определите вид придаточного, расставьте знаки препинания, постройте схемы предложений.
1.
Куда река пошла там и русло будет.
( пословица)
2. Когда граф вернулся Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать ( Л.Н. Толстой)
3.Мелкие листья ярко и дружно зеленеют словно кто их вымыл и лак на них навел. (И.С.Тургенев)
Слайд 111. Куда река пошла, там и русло будет( пословица)
Куда ) , там . придаточное места
2. Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать.( Л.Н. Толстой)
(Когда ), . придаточное времени
3.Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел. (И.С.Тургенев)
словно и . придаточное сравнения
Слайд 12
« Самое дорогое у человека- это жизнь. Она
дается ему один раз. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…»
Н. Островский
Слайд 13 Прожить ее надо так,чтобы не было мучительно стыдно
за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое.
Слайд 14
Работа по учебнику.
Чтение материала параграфа 26 (стр. )
о
СПП с придаточными
обстоятельственными образа действия
Слайд 15Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени.
Придаточные образа действия и
степени характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы:
Как?
Каким образом?
В какой степени?
Насколько?
Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия и степени.
Слайд 16К главному предложению это придаточные присоединяются двумя способами:
С помощью союзов: как,
сколько, насколько
С помощью союзных слов: что, чтобы, как, будто, как будто, словно, точно.
Слайд 171. Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.
( К.Симонов)
каким образом?
так , (как ).
2. Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ, сколько мне его слушать ( А. Герцен)
в какой степени?
, (сколько ).
Слайд 18Типы придаточных образа действия и степени
Однозначные
( если присоединяются к главному союзными
словами
как, сколько, насколько)
* Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе
как?
так, (как ).
Двузначные
( если присоединяются союзами; второе значение вносится союзом)
Белые акации пахли так сильно, что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту( А.Куприн)
как? что из этого следует?
так , ( что ).
!!! значение степени осложнено значением следствия, которое вносится союзом что
Слайд 19* Красивая девушка должна быть одета так, чтобы
выделяться из окружающей обстановки ( К. Паустовский)
* Все это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было действительно сделано из хрусталя( К. Паустовский)
Самостоятельно
Слайд 20* Красивая девушка должна быть одета так, чтобы
выделяться из окружающей обстановки .( К. Паустовский)
как?
с какой целью?
так , чтобы .
!!! Значение образа действия осложнено значением цели, которое вносится союзом чтобы
* Это маленькое растение так сверкало у наших ног, будто оно было действительно сделано из хрусталя.( К. Паустовский)
как?
так , будто .
!!! Значение образа действия осложнено значением сравнения , которое вносится союзом будто
Слайд 21Итоги урока
Научились:
находить придаточные образа действия и степени в составе сложноподчиненного предложения;
определять
многозначность придаточных образа действия и степени;
правильно употреблять в речи данные виды предложений;
правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
составлять схемы предложений с придаточными образа действия и степени.
Слайд 22Домашнее задание:
1. Рассказ о придаточном «ОБД и СТ» (стр.)
2.Упр.№132.