Слайд 1Тема урока:
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, определительными.
Слайд 2Тестовое задание «Правда ли, что…».
Вам предлагаются утверждения. Если утверждение верное, вы
пишете «да», неверное – «нет». Каждый правильный ответ – 1 балл.
а) Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части сложноподчиненного предложения.
б) Придаточные изъяснительные могут стоять только после главного предложения.
Слайд 3в) Главное и придаточное предложения разделяются запятой.
г) Сложноподчиненными предложениями с придаточными
изъяснительными передается косвенная речь.
д) В конце предложения с косвенным вопросом ставится вопросительный знак.
Слайд 4Ответы: да, нет, да, да, нет
Слайд 5«Я памятник воздвиг себе нерукотворный…»
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век
Восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
А.С.Пушкин
Слайд 6Подготовка к ГИА
Задания А1-А7, В1-В9
9 класс
Слайд 7Часть А
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9
(1)Мама точно знала, кто,
в какой квартире и чем болен. (2)Казалось, она получила задание отвечать за здоровье всех жильцов нашего дома. (3)«От кого получила?» – размышлял я. (4)И лишь повзрослев, понял, что это задание дала маме её совесть.
(5)Больных она определяла сразу: по цвету лица, по воспалённому блеску глаз, по движению и походке. (6)Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
– (7)Это уж моя болезнь, – говорила мама.
– (8)У-у, как вы дышите! – обращалась она к одному. – (9)Не помогать сердцу – это варварство, бескультурье.
– (10)Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах? – обращалась к другому. – (11)Имейте в виду: конфликт с организмом не кончится в вашу пользу!
(12)Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:
– (13)Себя не жалеют, так пожалели бы близких!
Слайд 8(14)«Ваш вид мне не нравится!» – говорила мама, и, вытягиваясь на
носках, как во время гимнастики, она ощупывала чей-нибудь лоб. (15)Ладонь её определяла температуру с точностью до десятых.
(16)Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. (17)«Бюро добрых услуг» – так прозвали нашу квартиру.
– (18)Необидное прозвище, – сказала мама. – (19)Но в бюро не может работать один человек. (20)Должно быть минимум два. (21)Ты понял?
– (22)Живёте на износ, бесценная наша, – сокрушался Гнедков, – (23)А те, ради кого вы изнашиваете себя, захотят ли вас ремонтировать в случае какой-либо жизненной аварии? (24)Ведь врачи, я догадываюсь, не только лечат, но и болеют.
(25)Порождать неверие в окружающий мир было болезненной страстью соседа с нижнего этажа.
– (26)Видел бы ваш покойный супруг! (27)Он-то ведь до этой своей болезни... нежил и баловал вас, как дитя!
(28)Нежность, однако, не изнежила маму, а баловство не избаловало. (29)Она жила на износ так, будто износа быть не могло: она прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.
– (30)Врач – не только профессия, но и образ жизни, – уверяла она. (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.
(По А.Алексину)
Слайд 9Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому
заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Слайд 10А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему квартиру рассказчика называли «бюро добрых услуг»?
1) (5)Больных она определяла сразу: по цвету лица, по воспалённому блеску глаз, по движению и походке.
2) (16)Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
3) (29)Она жила на износ так, будто износа быть не могло: она прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.
4) (31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.
Слайд 11А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «действовать» (предложение
31).
(31)И бюро добрых услуг продолжало действовать.
1) влиять
2) работать
3) представлять
4) управлять
Слайд 12Часть В
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста.
Ответы на задания
В1-В9 записывайте словами или цифрами.
Слайд 13В1. Замените разговорное слово «сокрушался» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите это слово.
(22)Живёте на износ, бесценная наша, – сокрушался Гнедков.
Слайд 14В3. Выпишите грамматическую основу предложения 24.
(24) Ведь врачи, я догадываюсь, не
только лечат, но и болеют.
Слайд 15В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста, найдите сложноподчиненные предложения
с придаточным изъяснительным.
(1)Мама точно знала, кто, в какой квартире и чем болен. (2)Казалось, она получила задание отвечать за здоровье всех жильцов нашего дома. (3)«От кого получила?» – размышлял я. (4)И лишь повзрослев, понял, что это задание дала маме её совесть.
Слайд 16В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.
(29)Она
жила на износ так, будто износа быть не могло: она прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.
Слайд 17В8. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите
номер этого предложения.
(5)Больных она определяла сразу: по цвету лица, по воспалённому блеску глаз, по движению и походке. (6)Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
– (7)Это уж моя болезнь, – говорила мама.
– (8)У-у, как вы дышите! – обращалась она к одному. – (9)Не помогать сердцу – это варварство, бескультурье.
Слайд 18Ответы
А1 - 2
А2 – 2
В1 – горевал ‹или› огорчался ‹или› печалился
В3
– врачи лечат, болеют
В5 – 1,4
В6 – 3
В8 - 6
Слайд 19Домашнее задание
выписать из стихотворений А.С.Пушкина сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, определительными.