Слайд 2Задачи урока:
1. Продолжить формирование навыков работы с текстом.
2.Систематизировать знания об особенностях
публицистического стиля речи.
3. Совершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения – рассуждения.
4.Отработать навыки выполнения тестовых заданий по синтаксису, фонетике, морфемике.
Слайд 3Д.С. Лихачев
академик
литературовед
историк культуры
Слайд 4Моральный кодекс Д.С. Лихачева
Люби людей – и ближних, и дальних.
Твори добро,
не видя в том заслуги.
Ни зависти, ни жадности, ни злобы ты в сердце никогда не допускай.
Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
Старайся всегда соблюдать чувство меры.
Будь патриотом и не будь националистом.
Твой дом – земля, твоя семья – человечество, береги их!
Слайд 5Из словаря В.И. Даля:
зависть – 1) досада по чужому
добру или благу;
2)нежелание добра другому, а одному лишь себе.
завидовать – 1) досадовать на чужую удачу;
2)болеть чужим здоровьем.
Слайд 6Что такое зависть?
Высказывания выдающихся людей
Из всех страстей зависть – самая отвратительная.
Под именем зависти шествует ненависть, предательство, интриги.
К. Гельвеций
Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику.
Б. Грассиан
Слайд 7Основная проблема – это та,
которая стала объектом раздумий автора;
над которой он
в основном размышляет;
к которой он неоднократно возвращается.
Постарайтесь сформулировать и записать проблему в форме вопроса.
Слайд 8
Тема текста указана в заглавии. Лихачев использует разговорную предложную форму про.
Проблематика
текста
Зависть … Что это такое? Почему существует опасная близость зависти для любого человека?
Может ли человек жить, работать, заниматься любимым делом и никому не завидовать?
Когда это чувство овладевает человеком?
Слайд 9Главная мысль текста
Главная мысль выражена в призыве: развивайте свои способности, будьте
самим собой, знайте о собственной неповторимости.
Слайд 10Особенности публицистического стиля речи
Сфера употребления
( общественно- политическая
жизнь, газеты, журналы, стиль общественных деятелей и писателей – публицистов)
Основные черты
( призывность, конкретность, логичность эмоциональность, общедоступность)
Задачи
( сообщить информацию о жизни страны, сформировать определенное отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию)
Языковые средства
( книжные и разговорные слова; экспрессивные синтаксические конструкции: побудительные, вопросительные предложения, восклицательные предложения, прямые обращения к собеседнику; изобразительно-выразительные средства языка.
Слайд 11Выводы:
Проблема зависти является серьезной проблемой, так как огромное количество людей страдает
от зависти;
Это опасное чувство, потому что зависть творит зло, а иногда даже толкает на преступление.
Слайд 12Тип речи
Рассуждение
В роли вступления работает цепочка риторических вопросов, таким образом
автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса, далее автор четко ставит задачу, побуждает к действию, дает конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить».
Слайд 13Рассуждение – размышление
Как я думаю?
Задаю себе вопросы , сам на
них отвечаю, перебираю разные варианты ответов, сомневаюсь, отвергаю, принимаю, выбираю один вариант ответа.
При помощи чего я это делаю ?
использую вопросно- ответную форму построения текста, цепь вопросов – раздумий, вопросы с союзом или, слова значит, поэтому, таким образом, следовательно, союзы а , но, зато, слова да, нет).