Слайд 1Урок русского языка в 9 классе. Комплексный анализ текста.
Выполнила учитель русского
языка и литературы гимназии №5 Владикавказа
Малейко Марина Валерьевна
Слайд 2Проверьте себя.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно
забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой сет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старушка. Но вот и липы кончились; я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту панораму когда –то в детстве.
Слайд 3Задание 1.
Выразительно прочитайте текст.
Определите стиль и тип речи текста. Обоснуйте свой
ответ.
Слайд 4Повествование – рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности.
На первый план здесь выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Композиция: завязка, развитие события, кульминация, развязка.
Описание – изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Композиция: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод, заключение.
Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция: тезис, доказательство, вывод.
Слайд 5Задание 2.
Сделайте все виды разборов:
а) фонетический (аллею, печально),
б) морфемный (неожиданно, отражая,
очарованием),
в) словообразовательный (незнакомую, посаженных, запустение),
г) морфологический (фруктовым, мимо, чего-то).
Слайд 6Задание 3
Выпишите из текста причастия. Как они образованы?
Выпишите обособленные обстоятельства. С
какой целью автор использует их в тексте?
Слайд 7Задание 4
Составьте схемы 1 и 2 предложений.
Произведите их разбор.
Выпишите сложноподчинённое предложение.
Определите вид придаточного.
Слайд 8Задание 5
Сгруппируйте все эпизоды и детали, где говорится об аллее и
барском доме.
Подготовьте пересказ, близкий к тексту
Выпишите все слова и словосочетания, с помощью которых аллея и дом воспринимаются как художественный образ.
Слайд 9Задание 6
Чехов мастерски создаёт цветообраз. Цвет у него присутствует не только
тогда, когда он называется напрямую (белого дома), но в таких случаях, когда слов, передающих цвета и оттенки цветов, казалось бы, нет, а ощущение цвета присутствует. Приведите примеры таких случаев.
Слайд 10Задание7
Выберите одно словосочетание с самым ярким эпитетом.
Составьте с помощью словаря
синонимический ряд.
Докажите, что писатель выбрал для определения существительного нужное слово.
Слайд 11Задание 8
Выпишите из текста по одному предложению со сравнением, эпитетом.
Найдите предложение
с контекстными синонимами.
С какой целью автор их использует?
Слайд 12Нечаянно, в какую-то незнакомую усадьбу, тесно посаженных, нехотя, дома с террасой
и мезонином, неожиданно развернулся, высокой узкой колокольней, повеяло очарованием чего-то родного, панораму когда-то в детстве.
Напишите словарный диктант.
Слайд 13Задание 9
Подготовьтесь писать изложение с элементами сочинения.
Допишите концовку текста.