Презентация, доклад на тему Комплексное повторение грамматики в 9 классе.На материале романа В.В. Набокова Машенька.

Цели и задачи:познакомиться с романом писателя русского зарубежья;попытаться постичь стилистику автора;обобщить и систематизировать знания по орфографии и морфологии, синтаксису и пунктуации; работа над построением и анализом схемы сложного предложения с различными видами связи ; подготовка

Слайд 1










ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ
П.БИОКОМБИНАТА ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА
БЕЛАЯ

п. БИОКОМБИНАТА,
2017г.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Комплексное повторение
грамматики в 9 классе.
На материале романа
В.В. Набокова «Машенька».


ПОДГОТОВИЛА

Слайд 2Цели и задачи:
познакомиться с романом писателя русского зарубежья;
попытаться постичь стилистику автора;
обобщить

и систематизировать знания по орфографии и морфологии, синтаксису и пунктуации;
работа над построением и анализом схемы сложного предложения с различными видами связи ;
подготовка к выполнению II части заданий ОГЭ;
развитие ключевых компетенций, образного и логического мышления;
воспитание уверенности в своих знаниях.


Цели и задачи:познакомиться с романом писателя русского зарубежья;попытаться постичь стилистику автора;обобщить и систематизировать знания по орфографии и

Слайд 3 И ДАЛЬШЕ ДОРОГУ ОХВ..ТИЛИ

С ОБ..ИХ СТ..РОН БЕ..ШУМНЫЕ В ЭТОТ ЧАС БЕРЁЗЫ И В СТ..РОНЕ (ПО)СРЕДИ ЛУГА БЫЛ МЯ..КИЙ СТРУЯЩ..ЙСЯ (НА) ВСТРЕЧУ СВЕТ СЛОВНО НА ГУМНЕ ТЛЕЛ БЕ..КОНЕЧ(?)НЫЙ ПОЖАР И ТЁМНЫМИ ПОЛЯМИ К ОТДЕЛЬНО СТОЯВШ..МУ ВИ..НЕЮЩ..МУСЯ (ИЗ)ДАЛЕКА ХУТОРУ ШЛИ (НЕ )СПЕША (В)РАЗБРОД (ПО) ПРАЗДНИЧ(?)НОМУ Г..ЛДЕВШИЕ ЛЮДИ. (В.НАБОКОВ)


1. Спишите, вставляя пропущенные буквы,
раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.


И ДАЛЬШЕ ДОРОГУ ОХВ..ТИЛИ С ОБ..ИХ  СТ..РОН БЕ..ШУМНЫЕ

Слайд 4

[И дальше дорогу охватили с обеих сторон бесшумные

в этот час берёзы]1, и [в стороне, посреди луга, был мягкий ,струящийся на- встречу свет]2, (словно на гумне тлел бесконечный пожар)3, и [тёмными полями к отдельно стоявшему, виднеющемуся издалека хутору шли не спеша, вразброд
по-праздничному галдевшие люди]4.

 


Проверим



[И дальше дорогу охватили с обеих сторон бесшумные в этот час берёзы]1, и [в

Слайд 5


Выполните задания.


1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую
часть

.
2.Определите тип сложного предложения.
3.Выпишите основу второй части. Определите тип сказуемого.
4.Напишите номер придаточной части. Определите тип придаточного.
5.Напишите номера частей, в которых есть однородные необособленные
определения.
6.Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство .
7.Выпишите из 3-й части словосочетание со связью управление, затем
замените синонимичным словосочетанием со связью согласование.
8.Выпишите из предложения все качественные имена прилагательные.
9. Выпишите из предложения все наречия .
10. Из предложения выпишите слова, в которых написание приставки
зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
11. Определите способ образования слов издалека,
по- праздничному, навстречу.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.




Выполните задания.1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть . 2.Определите тип сложного предложения.3.Выпишите основу второй

Слайд 6 Проверим грамматическое задание.






1.4 части.
2.Сложное,

с различными видами связи (сочинительной и
подчинительной).
3.Свет был; простое глагольное сказуемое.
4.3- сравнения.
5.2,4.
6. 2.
7.Тлел на гумне - на тлеющем гумне.
8.Бесшумные, мягкий, бесконечный, тёмными.
9.Отдельно, издалека, не спеша, вразброд, по- праздничному. 10.Бесшумные, бесконечный;
11.Приставочно-суффиксальный: издалека - далёкий,
по- праздничному - праздничный; навстречу - встреча.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
[ ] 1,и [ ]2,( словно)3, и [ ] 4.




Проверим грамматическое задание. 1.4 части.2.Сложное, с различными видами связи (сочинительной и

Слайд 7 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы,

раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

А потом она уснула и во сне вид..ла какую (то) чуш.. села она в тр..мвай а рядом старушка (не)обыкнове(н,нн)о похожая на её тётку, жившую в другом город.. быстро говорит что(то) (по)немецки и оказ..вается (по)немногу что это вовсе не её тётка а та р..душная торговка у к..торой Клара по дорог.. на службу покупа..т ап..льсины.
( В.Набоков)


2. Спишите, вставляя пропущенные буквы,

Слайд 8 Проверим
А потом она уснула и во сне видела

какую-то чушь]1: [села она в трамвай]2, а [рядом старушка, необыкновенно похожая на её тётку, жившую в другом городе, быстро говорит что-то по-немецки]3, и [оказывается понемногу]4, (что это вовсе не её тётка, а та радушная торговка)5, (у которой Клара по дороге на службу покупает апельсины)6.



Проверим    А потом она уснула и во сне видела какую-то чушь]1: [села она

Слайд 9Выполните задания.

1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую
часть. 2.Определите

тип этого сложного предложения. 3.Выпишите основу 5-й части. Определите тип сказуемого. 4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны
последовательным подчинением. Определите типы придаточных. 5.Напишите номер части, которая является односоставным
предложением. Определите его тип. 6.Напишите номер части, в которой есть обособленные определения. 7.Выпишите из 1-й части словосочетание со связью согласование.
8.Выпишите из предложения все наречия.
9.Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса
определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в
слове, от которого оно образовано».
10.Определите, какой частью речи является слово похожая. 11.Определите способ образования слов по-немецки, понемногу.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.



Выполните задания.1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.   2.Определите тип этого сложного предложения.

Слайд 10 Проверим грамматическое задание.



6 частей

Сложное, с различными видами связи (сочинительной подчинительной и бессоюзной).
Это не тётка, а торговка; составное именное сказуемое.
5- изъяснительное; 6 – определительное.
4- безличное.
3.
Какую-то чушь. 8. Потом, рядом, необыкновенно, быстро, по-немецки, понемногу. 9.Необыкновенно – необыкновенный.
10.Имя прилагательное.
11.Приставочно-суффиксальный: по-немецки немецкий; понемногу немногие.
12.[ ] 1: [ ] 2 , а [ ] 3, и [ ]4, ( что)5, ( у которой)6.
Проверим грамматическое задание. 6 частей Сложное, с различными видами связи (сочинительной

Слайд 11 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы,

раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Иногда на шо(c,сс)е у п..р..мидки щебня над к..торым пусты(н,нн)о и нежно гудел телеграфный стол.. облупивш..йся сизыми пятнами он ост..навл..вался и оп..раясь на в..лос..пед гл..дел через поля на одну из тех лесных опушек что бывают только в Ро(с,сс)и.. д..лекую зубчатую черную и на ней золотой запад был пересеч..н одним только (темно) лиловым обл..ком ( из)под к..торого огне(н,нн)ым веером ра..ходились лучи. ( В.Набоков)



3. Спишите, вставляя пропущенные буквы,

Слайд 12 Проверим.
[Иногда на шоссе у пирамидки щебня1,

(над которым пустынно и нежно гудел телеграфный столб, облупившийся сизыми пятнами)2, он останавливался и, опираясь на велосипед, глядел через поля на одну из тех лесных опушек1, (что бывает только в России)3, далекую, зубчатую, чёрную]1, и [на ней золотой запад был пересечён одним только темно-лиловым облаком]4, (из-под которого огненным веером расходились лучи)5.



Проверим.      [Иногда на шоссе у пирамидки щебня1, (над которым пустынно и

Слайд 13Выполните задания.
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
2.Определите тип этого

сложного предложения.
3.Выпишите основу 4-й части. Определите тип сказуемого.
4.Напишите номера придаточных частей. Определите типы придаточных предложений.
5.Напишите номер части, в которой есть однородные обособленные определения.
6.Напишите номер части, в которой есть обособленное обстоятельство.
7.Выпишите из 5-й части словосочетание со связью согласование.
8.Выпишите из предложения все предлоги.
9.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
10. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса
определяется правилом: «В наречии пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовано».
11.Определите способ образования слов пирамидка, зубчатый, огненный.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.



Выполните задания.1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.2.Определите тип этого сложного предложения.3.Выпишите основу 4-й части. Определите

Слайд 14 Проверим грамматическое задание.
5 частей.
Сложное, с различными

видами связи (сочинительной и подчинительной).
Запад был пересечён; составное именное сказуемое.
2,3,5 – определительные.
1.
1.
Огненным веером .
На, у, над, через, из, в, из-за.
Опираясь.
10.Пустынно- пустынный, нежно- нежный.
11.Пирамидка-пирамида, зубчатый- зубец, огненный - огонь.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
[ , ( над которым )2, (что),3 ]1 ,и [ ]4,( из-под которого)5.



Проверим грамматическое задание.5 частей.Сложное, с различными видами связи (сочинительной и подчинительной).Запад был

Слайд 15 4. Спишите, вставляя

пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Дело было в том что он так ож..дал её так много думал о ней в те бл..же(н,нн)ые дни после тифа что сотв..рил её единстве(н,нн)ый обр..з (за) долго до того момента когда действительно её увид..л и теперь через много летнему к..залось что та встреча к..торая м..рещилась ему когда(то) и та встреча к..торая пр..изошла (на) яву сл..вают(?)ся (не) заметно переход..т одна в другую. ( В.Набоков)
 


4. Спишите, вставляя пропущенные буквы,

Слайд 16 Проверим.
[Дело было в том,1( что он так

ожидал её,
так много думал о ней в те блаженные дни после тифа),2 (что сотворил её единственный образ задолго до того момента) 3, (когда действительно её увидел) 4, и [теперь, через много лет, нему казалось]5, (что та встреча 6, (которая мерещилась ему когда-то)7, и та встреча6, (которая произошла наяву),8 сливаются, незаметно переходят одна в другую)6.



Проверим.     [Дело было в том,1( что он так ожидал её,  так

Слайд 17

Выполним задания. 1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. 2.Определите тип этого сложного предложения. 3.Выпишите основу 5-й части. Определите тип сказуемого. Определите особенности этой части как простого предложения 4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны параллельной связью. Определите типы придаточных. 5.Напишите, какой вид связи между 2-ой, 3-ой, и 4-ой придаточными частями. Определите типы придаточных. 6.Напишите номера частей, которые являются неполными. 7. Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство. 8.Выпишите из 6-й части словосочетание со связью согласование. 9.Выпишите из предложения все наречия. 10.Определите разряды местоимений в словосочетаниях: её образ, ожидал её. 11. Из предложения выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н». 12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.  

1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть. 2.Определите тип этого сложного предложения.
3.Выпишите основу 5-й части. Определите тип сказуемого. Определите особенности этой части как простого предложения
4.Напишите номера придаточных частей, которые связаны параллельной связью. Определите типы придаточных. 5.Напишите, какой вид связи между 2-ой, 3-ой, и 4-ой придаточными частями. Определите типы придаточных.
6.Напишите номера частей, которые являются неполными.
7. Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство. 8.Выпишите из 6-й части словосочетание со связью согласование. 9.Выпишите из предложения все наречия.
10.Определите разряды местоимений в словосочетаниях: её образ, ожидал её.
11. Из предложения выпишите слова, в которых правописание суффикса
определяется правилом: «В прилагательных, образованных от
существительных при помощи суффикса -ЕНН-, пишется две буквы Н».
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.




Слайд 18 Проверим грамматическое задание.
1.8 частей.2.Сложное, с различными видами связи (сочинительной

и подчинительной).
3.Казалось; простое глагольное сказуемое; односоставное, безличное.
4.7-определительное, 8- определительное.
5. Последовательное подчинение: 2-изъяснительное, 3- меры и степени, 4 – определительное.
6.3,4.
7.5.
8.Та встреча.
9.Так, много, когда, действительно, теперь, когда-то, наяву, незаметно.
10. её образ, ожидал её.
11.Блаженные, единственный.
12. [ ],1( что )2, (что )3,(когда )4, и[ ]5,(что 6,( которая)7, и 6,( которая)8, )6.




Проверим грамматическое задание.1.8 частей.2.Сложное, с различными видами связи (сочинительной и подчинительной).3.Казалось; простое глагольное сказуемое; односоставное,

Слайд 19 5. Спишите, вставляя

пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Народу н..бралось пр.. великое множество в глубине ра..м..стились муж..ки и бабы (по)середке дач(?)ники и дач(?)ниц.. (в)переди (же) на белых парк..вых ск..мейках ч..ловек два..цать солдат из сельского л..зарета, нахохле(н,нн)ых, тихих с пр..плешинами в серой син..ве коротко стриже(н,нн)ых очень кргулых голов а в стенах украше(н,нн)ых еловой хвоей, там и сям были щели скво..ь которые гл..дели звез(?)ная ночь да ч..рные тени мальчишек, взгром..здивш..хся по той стороне на высоко навале(н,нн)ые бревна.
(В.Набоков).


5. Спишите, вставляя пропущенные буквы,

Слайд 20 Проверим.


[Народу набралось превеликое множество]1: [в глубине разместились

мужики и бабы]2, [посередке- дачники и дачницы]3, [впереди же, на белых парковых скамейках, -человек двадцать солдат из сельского лазарета, нахохленных, тихих, с проплешинами в серой синеве, коротко стриженных, очень круглых голов]4, а [в стенах, украшенных еловой хвоей, там и сям были щели]5, (сквозь которые глядели звездная ночь да чёрные тени мальчишек, взгромоздившихся по той стороне на высоко наваленные бревна)6.



Проверим.     [Народу набралось превеликое множество]1: [в глубине разместились мужики и бабы]2, [посередке-

Слайд 21 Выполним задания.
1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.
2.Определите

тип этого сложного предложения.
3.Выпишите основу 1-й части. Определите тип сказуемого. Определите особенности этой части как простого предложения
4.Напишите номера придаточной части. Определите типы придаточного.
5.Напишите номера частей, которые являются неполными предложениями. придаточными частями. Определите типы придаточных.
6.Напишите номера частей, в которых есть обособленные определения.
7. Напишите номер части, в которой есть уточняющее обстоятельство.
8.Выпишите из 6-й части словосочетание со связью примыкание.
9.Выпишите из предложения все причастия.
10. Из предложения выпишите слово, в котором правописание приставки
определяется её значением к слову «очень».
11. Из предложения выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.



Выполним задания. 1.Сколько частей в этом предложении? Пронумеруйте каждую часть.2.Определите тип этого сложного предложения. 3.Выпишите основу

Слайд 22Проверим грамматическое задание.
1.6 частей.
2.Сложное, с различными видами связи (сочинительной ,подчинительной

и бессоюзной).
3.Множество народу набралось; простое глагольное сказуемое.
4.6- определительное.
5. 3,4.
6.4,5,6.
7.4.
8.Высоко наваленные.
9. Нахохленных, стриженных, украшенных, наваленные,
взгромоздившихся.
10.Превеликое.
11.Нахохленных, стриженных, украшенных, наваленные.
12. Составьте вертикальную или линейную схему предложения.
[ ]1 : [ ]2, [ ]3,[ ]4,a [ ]5, (сквозь которые ) 6.



Проверим грамматическое задание.1.6 частей.2.Сложное, с различными  видами связи (сочинительной ,подчинительной и бессоюзной).3.Множество народу набралось; простое глагольное

Слайд 23Источники.
1.В.В.Набоков. Роман «Машенька». Издательство: «Азбука» 2013 г.  https://www.livelib.ru/author/337/top-vladimir-nabokov
2.Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка. Практикум по

русскому языку. Издательство «Экзамен», Москва,2013 г.
3 А.Г. Нарушевич. Работа с графическими схемами при анализе сложноподчинённого предложения. Журнал «Русский язык»№5-6/2014 ИД «Первое сентября».


Источники.1.В.В.Набоков. Роман «Машенька». Издательство: «Азбука» 2013 г.   https://www.livelib.ru/author/337/top-vladimir-nabokov2.Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка. Практикум по русскому языку. Издательство «Экзамен», Москва,2013

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть