Слайд 1Коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы
ОБЩАЯСЬ, ЛЮДИ СОЗДАЮТ ДРУГ
ДРУГА.
Д.С. Лихачёв
Слайд 2Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в
диалоге и полилоге.
Слайд 3 Исследователь инноваций в мировой педагогике М.В. Кларин видит будущее «в
моделируемой практике», позволяющей, по его мнению, «прорабатывать смысловые ориентиры», воплощать практический интеллект в «формы приобретаемого опыта».
Слайд 4 Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности - значит «развивать умения
активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.
Слайд 5 Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы
коммуникативных задач:
определять цели коммуникации,
оценивать ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации,
быть готовым к изменению соответственного речевого поведения.
Требованиями, выдвигаемыми к коммуникативной компетентности, предусмотрены как устная, так и письменная формы коммуникации.
Слайд 6 Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой
деятельности:
· аудирование;
· говорение;
· чтение;
· письмо.
Слайд 7 Образовательные задачи:
· сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать
свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;
· сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;
· развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;
· обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;
· развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.
Слайд 8Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
· ученик спрашивает,
· подтверждает мысль,
·
побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,
· высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
Слайд 9При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
· новая речевая задача,
· новый собеседник,
·
новый предмет обсуждения.
Слайд 10 Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
учебная;
игровая;
трудовая;
театральная.
Слайд 11Отбор учебного материала отвечает потребностям учащегося:
· отбираются речевые конструкции, необходимые для
общения;
· используются различные модели речевого общения (от упрощённых до самых сложных).
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
· побуждать к общению;
· приносить радость сотворчества,; · сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.
Слайд 12
Виды уроков на основе коммуникативной технологии:
- уроки с измененными способами организации:
лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;
- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль, коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);
- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция и т.д.;
- уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;
- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.
Слайд 13
Структура этого способа представляет собой четыре технологических этапа:
- разработка структуры коммуникативной
ситуации;
- проектная разработка совместных действий учителя и ученика на уроке;
- участие в учебном диалоге;
- рефлексия по итогам диалогического взаимодействия.
Слайд 14
Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка:
многоаспектная работа со
словом;
инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты;
создание текстов по аналогии «Вечер» - «Утро», «В театре» - «На выставке»;
воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений;
метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова ;
расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами;
создание контекста для изобразительно-выразительного средства;
соединение в одном предложении далёких по смыслу слов;
создание предложений по заданному началу, концу и т.д.;
"кристаллизация" смысла текста и микротекста путем составления синквейнов ("смысловых анаграмм", "смысловых пирамид"и т.д.).
Слайд 15
Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы:
речевой портрет героя;
создание контекста
к образному средству;
изменение текста с помощью использования средств выразительности;
сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;
сочинения разных видов и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, «Как Гоголь», «Как Маяковский», сочинение собственных рассказов и т.д.);
ролевые игры и речевые импровизации;
подготовка и защита проектов на литературную тему;
подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему.
Слайд 16
Результат внедрения коммуникативной технологии – это
- гармоничное развитие всех коммуникативных навыков:
разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации;
- преодоление страха публичного выступления;
- свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения;
- расширение словарного запаса;
- получение и применение новой информации в области коммуникаций.