Слайд 1Классный час
«… Потехе час»
Интеллектуальная игра «Эрудит»
Цель:
прививать любовь к русскому языку;
активизировать интеллектуальные способности учащихся;
стимулировать стремление учащихся к непрерывному познанию.
Слайд 3«Человек думает, чувствует и живёт только в языке…»
В. Гумбольт,
(немецкий
филолог,
философ, языковед.)
«Знание и только знание делает человека свободным и великим»
Д.Писарев.(Русский публицист,литературный критик)
Слайд 41.Вступительное слово ведущего.
- Добро пожаловать на турнир эрудитов!
Сегодня наша игра посвящается
русскому языку. Для нас русский язык является родным. На русском языке мы думаем, общаемся, творим.
Как называется наука, изучающая язык?
(лингвистика)
Слайд 52 . Интеллектуальная игра «Эрудит»
Ребята делятся на 2 команды и
выбирают
капитанов.
Ведущий: Ваша задача – получить как можно больше ключей – слов и составить из них пословицу. Выигрывает команда, сделавшая это первой. Ключи вручаются команде в конце каждого этапа или не вручаются, если команда с заданием не справилась. За игру вы можете выиграть 6 ключей. Но если вы додумались раньше, о какой пословице идёт речь, вы можете выиграть первыми.
Слайд 61 этап: «Разминка»
Задания 1-ой команде:
1.Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется
чаще другим, чем тобой?
(Имя)
2.Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
3.Что общего между рабыней и барыней, помимо того, что они женщины?
(состоят из одних и тех же букв, только в ином расположении)
Ключ – слово тому.
Слайд 71 этап: «Разминка»
Задания 2-ой команде:
1.Какое русское слово состоит из трёх слогов,
а указывает на 33 буквы. (азбука)
2.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
( суббота)
3.Чего нет ни в капусте, ни в свёкле, ни в реке, но есть в помидорах и огурцах
(буквы О)
Ключ – слово птица.
Слайд 82-ой этап: «Четвёртый лишний»
Ведущий:
- В каждом ряду из четырёх элементов
нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
Задание 1 –ой команде
Крик, кричать, квакать, кукарекать (крик)
Ключ – горазд
Задание 2-ой команде.
- Золото, ураган, молоко, болото (ураган)
Ключ – союз а
Слайд 93 этап: «Литературный»
- Назовите по пантомиме произведение , его автора и
вспомните знаменитые строчки
Задание 1- ой команде
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица,проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!
(А.С.Пушкин «Зимнее утро»)
Ключ – частица не
Слайд 103 этап: «Литературный»
- Назовите по пантомиме произведение , его автора и
вспомните знаменитые строчки
Задание 2-ой команде:
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком свои
И вымолвить хочет: «Давай улетим!...»
(А.С.Пушкин «Узник»)
Ключ – человек
Слайд 11ШАРАДЫ – разновидность загадки
Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким
образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов
(например, факт + ура = фактура).
а потом - смысл всего слова.
Слайд 124 – ый этап «Шарады»
Задание 1-ой команде:
Первое – предлог, второе –
летний дом;
А целое – порой решается с трудом
(за – дача)
Ключ
Задание 2-ой команде:
Первый слог найдешь средь нот,
А второе - бык несет.
Хочешь целое найти, ( до-рога)
Так ищи его в пути.
ключ - красна
Слайд 135-ый этап «Анаграмма»
Слово «анаграмма» произошло от греческого выражения «перестановка букв».
И само задание анаграммы означает, что надо отыскать новое слово или словосочетание, образованное перестановкой букв.
Слайд 14
5-ый этап «Анаграмма»
Задание 1- ой команде.
Могу зимой тепло доставить
И дать прохладу
в летний зной.
Но если букву переставишь –
Футбольный мяч надуешь мной (сосна – насос)
Ключ - грамоте
Задание 2 –ой команде
Ты на лице моём найдёшь –
И у себя и у другого
Когда с конца меня прочтёшь,
Я превращусь в другое слово, (нос – сон)
Заставлю я тебя зевать
И прикажу идти в кровать ключ - перьем
Слайд 176 этап. «Догадливые и смекалистые»
Задание обеим командам
Может ли в
одном слове быть сто одинаковых букв?
Слайд 18Подведение итогов игры.
- Итак, какие пословицы получились из набранных ключей?
- Кто
быстрее составит пословицу?
1-ая команда «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»
2-ая команда «Красна птица перьем, а человек ученьем»
- Кто объяснит смысл пословиц?
Слайд 19
Несуразные вещи.
Она: Здравствуй, Петя.
Он: Здравствуйте, Марь Вановна.
Она: Чего это ты
несёшь?
Он: Несу разные вещи.
Она: Несуразные? Почему они несуразные-то?
Он: Сами Вы несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понятно? Вот, несу мел.
Она: Что не сумел?
Он: ( Машет рукой.)
Она: Да ведь ты говоришь "не сумел". Что не сумел-то?
Он: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
Она: Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь?
Он: Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах Вы, шутница! Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.
Она: Вон оно что!
Он: А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.
Она: Тамарка?
Он: Ага.
Она: И ничего? Симпатичная?
Он: Красивая. Зелёная такая.
Она: Постой, постой... Это что у неё, волосы зелёные что ли?
Он: У кого волосы?
Она: Да у Тамарки!
Он: У какой Тамарки?
Она: Ну, ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка..."
Он: Та! Марка! Марка, понимаете, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована!
Она: Ага! Всё-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил.
Он: Да отстаньте Вы со своей Тамаркой! Арка там нарисована! Арка! Неужели Вы даже этого понять не можете. Некогда мне!
Она: Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
Он: Да ну Вас!
Она: Да! Стой, стой!
Он: Ну, что ещё?
Она: Привет передавай.
Он: Кому?
Она: Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!
Слайд 20Классный час
подготовила учитель русского языка и литературы
и классный руководитель
6 «А» класса
Мурадян Н.З.
декабрь 2015 г.