Презентация, доклад на тему Классицизм как направление в литературе

Содержание

Истоки мирового классицизма во Франции XVII в. в воззрениях выдающихся французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Буало.

Слайд 1Классицизм как направление в литературе
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского

языка и литературы МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20»
г. Сарапул Удмуртская Республика
Классицизм как направление в литературеАвтор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лингвистическая гимназия

Слайд 2Истоки мирового классицизма
во Франции XVII в. в воззрениях выдающихся французских

драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Буало.
Истоки мирового классицизма во Франции XVII в. в воззрениях выдающихся французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика

Слайд 3Строгая упорядоченность
Живое разнообразие искусства Возрождения уступает место строгой упорядоченности классицизма. Разумная

правильность, уравновешенность пропорций, исключение второстепенного стали нормами архитектуры, живописи, литературы.
Строгая упорядоченностьЖивое разнообразие искусства Возрождения уступает место строгой упорядоченности классицизма. Разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение второстепенного стали

Слайд 4Подражание образцам античности
Одним из важных принципов классицизма было подражание античности –

Древней Греции и Древнего Рима. Интерес к античности усиливался благодаря раскопкам античных городов, которые активно велись в XVIII в.
Подражание образцам античностиОдним из важных принципов классицизма было подражание античности – Древней Греции и Древнего Рима. Интерес

Слайд 5Представления о прекрасном
Предполагалось, что человеческая природа неизменна и поэтому во все

времена и у всех народов должны быть одни и те же представления о прекрасном.
Представления о прекрасномПредполагалось, что человеческая природа неизменна и поэтому во все времена и у всех народов должны

Слайд 6Разум и воля
Самым большим достоинством человека становится исполнение долга, служение высокой

государственной идее, а значит – разум и воля, способность подавить и упорядочить хаос чувств.
Разум и воляСамым большим достоинством человека становится исполнение долга, служение высокой государственной идее, а значит – разум

Слайд 7Природа и человек
Природа принимает формы, предназначенные ей разумом человека.

Природа и человекПрирода принимает формы, предназначенные ей разумом человека.

Слайд 8Версаль- летняя резиденция французских королей- гордился своим парком с четкой симметрией

аллей и прудов,
Версаль- летняя резиденция французских королей- гордился своим парком с четкой симметрией аллей и прудов,

Слайд 9торжественным достоинством статуй, рядами подстриженных деревьев.

торжественным достоинством статуй, рядами подстриженных деревьев.

Слайд 10Версаль глазами А.Н.Бенуа- застывшее, мертвое великолепие

Версаль глазами А.Н.Бенуа- застывшее, мертвое великолепие

Слайд 11Теоретик французского классицизма Никола Буало в трактате «Поэтическое искусство» (16740) излагал

требования к стихотворному слогу

Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба, послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную она дает ему.

Теоретик французского классицизма Никола Буало в трактате «Поэтическое искусство» (16740) излагал требования к стихотворному слогуКакой ни взять

Слайд 12Характерные черты классицизма
Культ разума
Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм
Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные

и отрицательные герои противопоставляются
Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей
Активное обращение к общественной, гражданской проблематике
Характерные черты классицизмаКульт разумаСтрогая сюжетно-композиционная организация, схематизмЧеловеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляютсяИдеализация героев, утопизм,

Слайд 13Основной лозунг классицизма -
Подражание природе, где всё ясно, чётко, подчинено правилам.
Произведение

искусства должно быть подобно алгебраической формуле.
В основе эстетики классицизма лежит рационализм ( от лат. ratio – разум)
Основной лозунг классицизма -Подражание природе, где всё ясно, чётко, подчинено правилам.Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле.В

Слайд 14Нормы и образцы классицизма
Теоретики классицизма разработали непререкаемые нормы и образцы, по

которым классицисты выстраивали свою эстетику и поэтику.

Эти нормы можно представить в виде четырех оценочных шкал, «линеек», которыми классицисты «измеряли» современную культуру.

Нормы и образцы классицизмаТеоретики классицизма разработали непререкаемые нормы и образцы, по которым классицисты выстраивали свою эстетику и

Слайд 15Языковая норма
Задана «Российской грамматикой» М.В.Ломоносова. В виде 6 «наставлений» представлена система

языка, начиная с философских обоснований, продолжая фонетикой, орфографией, морфологией и оканчивая стилистическими советами о правилах сочетания слов.
Языковая нормаЗадана «Российской грамматикой» М.В.Ломоносова. В виде 6 «наставлений» представлена система языка, начиная с философских обоснований, продолжая

Слайд 16Стилистическая норма
Ломоносов приспособил «теорию трех штилей» к особенностям развития русского языка,

показал, из какой «материи» можно создавать тексты, относящиеся к разным стилям.
Стилистическая нормаЛомоносов приспособил «теорию трех штилей» к особенностям развития русского языка, показал, из какой «материи» можно создавать

Слайд 17Жанровая норма
Намечена Ломоносовым и активно развивалась другими писателями эпохи. Литературные жанры

тоже делились на высокие, средние и низкие
Жанровая нормаНамечена Ломоносовым и активно развивалась другими писателями эпохи. Литературные жанры тоже делились на высокие, средние и

Слайд 18Средние жанры
Элегия
Идиллия
Песня
Сатира
Не использовались в эпоху классицизма. Оказались мало подходящими для больших

тем и государственного пафоса литературы этого времени.
Средние жанрыЭлегияИдиллияПесняСатираНе использовались в эпоху классицизма. Оказались мало подходящими для больших тем и государственного пафоса литературы этого

Слайд 19Строгое деление жанров
Высокие

Трагедия, ода, эпопея

В

них отражалась общественная жизнь, история; действовали герои. полководцы, монархи

Низкие

Комедия, сатира, басня

В них описывалась повседневная жизнь обычных людей

Строгое деление жанров    ВысокиеТрагедия, ода, эпопея  В них отражалась общественная жизнь, история; действовали

Слайд 20Принцип трех единств
Противоположные по эмоциональной доминанте, трагедия и комедия

были объединены общим принципом- правилом трех единств: действия, места и времени.
Принцип трех единств  Противоположные по эмоциональной доминанте, трагедия и комедия были объединены общим принципом- правилом трех

Слайд 21Система стиха
На смену силлабической системе пришла силлабо-тоническая(слогоударная) – равномерное чередование ударных

и безударных слогов.

И сегодня силлабо-тоническая «пятерка метров» (ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль) остается ядром русской стихотворной системы.

Система стихаНа смену силлабической системе пришла силлабо-тоническая(слогоударная) – равномерное чередование ударных и безударных слогов.И сегодня силлабо-тоническая «пятерка

Слайд 22Семантический квадрат
Язык






Жанр

Стиль






Стих

Семантический квадратЯзык ЖанрСтиль Стих

Слайд 23Классицизм был искусством важных тем, общественного пафоса, строгих норм и объективного

изображения.
Классицизм был искусством важных тем, общественного пафоса, строгих норм и объективного изображения.

Слайд 24Корни русского классицизма в эпохе Петра I
Это эпоха стремительного развития России,

расширения и укрепления ее границ, экономического подъема, обеспеченного напряженным трудом, героизмом и жертвами народа.
Корни русского классицизма в эпохе Петра IЭто эпоха стремительного развития России, расширения и укрепления ее границ, экономического

Слайд 25«Птенцы гнезда Петрова»
«Птенцами гнезда Петрова» ощущал себя многие государственные деятели, ученые,

писатели, музыканты, художники на протяжении всего XVIII века.
«Птенцы гнезда Петрова»«Птенцами гнезда Петрова» ощущал себя многие государственные деятели, ученые, писатели, музыканты, художники на протяжении всего

Слайд 26Классицизм на русской почве
Лиризм всегда был коренной чертой русского искусства. Рассудочный

классицизм, попав на русскую почву, обрел непосредственность, искренность чувств, цельность настроения.
Классицизм на русской почвеЛиризм всегда был коренной чертой русского искусства. Рассудочный классицизм, попав на русскую почву, обрел

Слайд 27Русских писателей-классицистов вдохновляла вера как в перспективы созданного Петром государства, так

и в богатство русского языка.
Русских писателей-классицистов вдохновляла вера как в перспективы созданного Петром государства, так и в богатство русского языка.

Слайд 28Политические задачи отражены в литературе
Прославление обновленной России, забота о ее пользе

и процветании – основной пафос творчества писателей. Они верили, что с помощью просвещения можно воспитать не только идеального гражданина, но и идеального государя.
Политические задачи отражены в литературеПрославление обновленной России, забота о ее пользе и процветании – основной пафос творчества

Слайд 29Формирование литературного языка
В русской литературе, в отличие от европейской, именно в

период классицизма осуществился процесс формирования литературного языка.
Формирование литературного языкаВ русской литературе, в отличие от европейской, именно в период классицизма осуществился процесс формирования литературного

Слайд 30Все русские поэты XVIII в. начинали нулевой цикл культурного строительства, закладывали

фундамент, совершали огромную, часто неблагодарную работу, благодаря которой на зыбкой почве совсем скоро возник сияющий Дворец Русской Поэзии.
Все русские поэты XVIII в. начинали нулевой цикл культурного строительства, закладывали фундамент, совершали огромную, часто неблагодарную работу,

Слайд 31Особенности русского классицизма
-Сатирическая направленность (активное развитие низких жанров – комедии Д.И.Фонвизина,

басни И.Н.Дмитриева,И.Н.Хемницера)
-Преобладание национально-исторической тематики (трагедии А.П.Сумарокова,Я.Б.Княжнина и др.)
-Преимущественное развитие жанров оды(М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин) и поэмы (М.М.херасков, В.К.Тредиаковский)
Особенности русского классицизма-Сатирическая направленность (активное развитие низких жанров – комедии Д.И.Фонвизина, басни И.Н.Дмитриева,И.Н.Хемницера)-Преобладание национально-исторической тематики (трагедии А.П.Сумарокова,Я.Б.Княжнина

Слайд 32Своеобразие русского классицизма
Интерес к народной поэзии, ее жанрам. Использование в произведении

народной речи.

Использование пословиц и поговорок в «Недоросле» Фонвизиным: «Пропала моя головушка», «собака лает, ветер носит», «Повинную голову меч не сечет»

Своеобразие русского классицизмаИнтерес к народной поэзии, ее жанрам. Использование в произведении народной речи.Использование пословиц и поговорок в

Слайд 33Своеобразие русского классицизма
Критическое отношение к абсолютной, но не просвещенной монархии и

помещикам-крепостникам во второй половине XVIII века.

В трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец» обличалась тирания. В рассуждениях Стародума подвергался критике двор Екатерины II, крепостничество в лице Простаковой и Скотинина.

Своеобразие русского классицизмаКритическое отношение к абсолютной, но не просвещенной монархии и помещикам-крепостникам во второй половине XVIII века.В

Слайд 34Своеобразие русского классицизма
Интерес к настоящему родной страны
Ломоносов и Державин говорят в

одах о современном состоянии России. Фонвизин изображал в комедиях современную ему русскую действительность.
Своеобразие русского классицизмаИнтерес к настоящему родной страныЛомоносов и Державин говорят в одах о современном состоянии России. Фонвизин

Слайд 35Своеобразие русского классицизма
Критика недостатков общества. Активно развивающееся сатирическое направление.
Сатиры Кантемира обличают

невежество, злонравие дворян, дурное воспитание. Державин обличает «неправедных и злых», критика общественных пороков в «Недоросле» Фонвизина
Своеобразие русского классицизмаКритика недостатков общества. Активно развивающееся сатирическое направление.Сатиры Кантемира обличают невежество, злонравие дворян, дурное воспитание. Державин

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть