Слайд 1Классицизм как направление в литературе
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Лингвистическая гимназия № 20»
г. Сарапул Удмуртская Республика
Слайд 2Истоки мирового классицизма
во Франции XVII в. в воззрениях выдающихся французских
драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Буало.
Слайд 3Строгая упорядоченность
Живое разнообразие искусства Возрождения уступает место строгой упорядоченности классицизма. Разумная
правильность, уравновешенность пропорций, исключение второстепенного стали нормами архитектуры, живописи, литературы.
Слайд 4Подражание образцам античности
Одним из важных принципов классицизма было подражание античности –
Древней Греции и Древнего Рима. Интерес к античности усиливался благодаря раскопкам античных городов, которые активно велись в XVIII в.
Слайд 5Представления о прекрасном
Предполагалось, что человеческая природа неизменна и поэтому во все
времена и у всех народов должны быть одни и те же представления о прекрасном.
Слайд 6Разум и воля
Самым большим достоинством человека становится исполнение долга, служение высокой
государственной идее, а значит – разум и воля, способность подавить и упорядочить хаос чувств.
Слайд 7Природа и человек
Природа принимает формы, предназначенные ей разумом человека.
Слайд 8Версаль- летняя резиденция французских королей- гордился своим парком с четкой симметрией
аллей и прудов,
Слайд 9торжественным достоинством статуй, рядами подстриженных деревьев.
Слайд 10Версаль глазами А.Н.Бенуа- застывшее, мертвое великолепие
Слайд 11Теоретик французского классицизма Никола Буало в трактате «Поэтическое искусство» (16740) излагал
требования к стихотворному слогу
Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба, послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную она дает ему.
Слайд 12Характерные черты классицизма
Культ разума
Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм
Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные
и отрицательные герои противопоставляются
Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей
Активное обращение к общественной, гражданской проблематике
Слайд 13Основной лозунг классицизма -
Подражание природе, где всё ясно, чётко, подчинено правилам.
Произведение
искусства должно быть подобно алгебраической формуле.
В основе эстетики классицизма лежит рационализм ( от лат. ratio – разум)
Слайд 14Нормы и образцы классицизма
Теоретики классицизма разработали непререкаемые нормы и образцы, по
которым классицисты выстраивали свою эстетику и поэтику.
Эти нормы можно представить в виде четырех оценочных шкал, «линеек», которыми классицисты «измеряли» современную культуру.
Слайд 15Языковая норма
Задана «Российской грамматикой» М.В.Ломоносова. В виде 6 «наставлений» представлена система
языка, начиная с философских обоснований, продолжая фонетикой, орфографией, морфологией и оканчивая стилистическими советами о правилах сочетания слов.
Слайд 16Стилистическая норма
Ломоносов приспособил «теорию трех штилей» к особенностям развития русского языка,
показал, из какой «материи» можно создавать тексты, относящиеся к разным стилям.
Слайд 17Жанровая норма
Намечена Ломоносовым и активно развивалась другими писателями эпохи. Литературные жанры
тоже делились на высокие, средние и низкие
Слайд 18Средние жанры
Элегия
Идиллия
Песня
Сатира
Не использовались в эпоху классицизма. Оказались мало подходящими для больших
тем и государственного пафоса литературы этого времени.
Слайд 19Строгое деление жанров
Высокие
Трагедия, ода, эпопея
В
них отражалась общественная жизнь, история; действовали герои. полководцы, монархи
Низкие
Комедия, сатира, басня
В них описывалась повседневная жизнь обычных людей
Слайд 20Принцип трех единств
Противоположные по эмоциональной доминанте, трагедия и комедия
были объединены общим принципом- правилом трех единств: действия, места и времени.
Слайд 21Система стиха
На смену силлабической системе пришла силлабо-тоническая(слогоударная) – равномерное чередование ударных
и безударных слогов.
И сегодня силлабо-тоническая «пятерка метров» (ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль) остается ядром русской стихотворной системы.
Слайд 22Семантический квадрат
Язык
Жанр
Стиль
Стих
Слайд 23Классицизм был искусством важных тем, общественного пафоса, строгих норм и объективного
изображения.
Слайд 24Корни русского классицизма в эпохе Петра I
Это эпоха стремительного развития России,
расширения и укрепления ее границ, экономического подъема, обеспеченного напряженным трудом, героизмом и жертвами народа.
Слайд 25«Птенцы гнезда Петрова»
«Птенцами гнезда Петрова» ощущал себя многие государственные деятели, ученые,
писатели, музыканты, художники на протяжении всего XVIII века.
Слайд 26Классицизм на русской почве
Лиризм всегда был коренной чертой русского искусства. Рассудочный
классицизм, попав на русскую почву, обрел непосредственность, искренность чувств, цельность настроения.
Слайд 27Русских писателей-классицистов вдохновляла вера как в перспективы созданного Петром государства, так
и в богатство русского языка.
Слайд 28Политические задачи отражены в литературе
Прославление обновленной России, забота о ее пользе
и процветании – основной пафос творчества писателей. Они верили, что с помощью просвещения можно воспитать не только идеального гражданина, но и идеального государя.
Слайд 29Формирование литературного языка
В русской литературе, в отличие от европейской, именно в
период классицизма осуществился процесс формирования литературного языка.
Слайд 30Все русские поэты XVIII в. начинали нулевой цикл культурного строительства, закладывали
фундамент, совершали огромную, часто неблагодарную работу, благодаря которой на зыбкой почве совсем скоро возник сияющий Дворец Русской Поэзии.
Слайд 31Особенности русского классицизма
-Сатирическая направленность (активное развитие низких жанров – комедии Д.И.Фонвизина,
басни И.Н.Дмитриева,И.Н.Хемницера)
-Преобладание национально-исторической тематики (трагедии А.П.Сумарокова,Я.Б.Княжнина и др.)
-Преимущественное развитие жанров оды(М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин) и поэмы (М.М.херасков, В.К.Тредиаковский)
Слайд 32Своеобразие русского классицизма
Интерес к народной поэзии, ее жанрам. Использование в произведении
народной речи.
Использование пословиц и поговорок в «Недоросле» Фонвизиным: «Пропала моя головушка», «собака лает, ветер носит», «Повинную голову меч не сечет»
Слайд 33Своеобразие русского классицизма
Критическое отношение к абсолютной, но не просвещенной монархии и
помещикам-крепостникам во второй половине XVIII века.
В трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец» обличалась тирания. В рассуждениях Стародума подвергался критике двор Екатерины II, крепостничество в лице Простаковой и Скотинина.
Слайд 34Своеобразие русского классицизма
Интерес к настоящему родной страны
Ломоносов и Державин говорят в
одах о современном состоянии России. Фонвизин изображал в комедиях современную ему русскую действительность.
Слайд 35Своеобразие русского классицизма
Критика недостатков общества. Активно развивающееся сатирическое направление.
Сатиры Кантемира обличают
невежество, злонравие дворян, дурное воспитание. Державин обличает «неправедных и злых», критика общественных пороков в «Недоросле» Фонвизина