Презентация, доклад на тему КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Содержание

«Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно»К. Роджерс ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Слайд 1КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Белавина Н.М.



ДО ВО БПОУ

«Череповецкий строительный колледж»
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  Белавина Н.М.  ДО ВО БПОУ «Череповецкий строительный колледж»

Слайд 2«Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны,

хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно»
К. Роджерс




ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

«Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит

Слайд 3Причины внедрения новых образовательных технологий
модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание,

подходы, поведение, педагогический менталитет;
поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?»;
возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании



Причины внедрения новых образовательных технологиймодернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет;поиски ответов не

Слайд 4Структура педагогической технологии
Цель
Средства
Правила и последовательность их использования
Результат
Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины

осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели



Структура педагогической технологииЦельСредстваПравила и последовательность их использованияРезультатВыбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных

Слайд 5Использование кейс-метода в образовании
Гарвардская школа (американская)
обучение поиску единственно верного решения
кейсы могут

быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций)
первый сборник кейсов в 1921 году

Манчестерская школа (европейская)

многовариативность решения искомой проблемы
кейсы небольшие по объему



Использование кейс-метода в образованииГарвардская школа (американская)обучение поиску единственно верного решениякейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25

Слайд 6Глоссарий
Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной

реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология – это обучение действием.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).



ГлоссарийКейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся

Слайд 7Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения)
Предназначен для получения знаний по

дисципли-нам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы.
Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.
Идеи метода case stady  (метод ситуационного обучения)Предназначен для получения знаний по дисципли-нам, где нет однозначного ответа

Слайд 8Технология использования метода case stady
разрабатывается модель конкретной ситуации;
в описании должна присутствовать

проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения;
в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск;
в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.
Технология использования метода case stadyразрабатывается модель конкретной ситуации;в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных

Слайд 9Кейс - технологии
метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи

и упражнения);
метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию);
метод ситуационно-ролевых игр;
метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение.
игровое проектирование;
метод дискуссии.




Кейс - технологииметод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); метод инцидента (учащийся должен

Слайд 10Кейс -метод
выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и

действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал;
действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия;
достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.
Кейс -методвыступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий

Слайд 11Виды кейсов
Печатный кейс – содержит графики, диаграммы, иллюстрации (делает кейс более

наглядным).
Мультимедиа кейс – зависит от технического оснащения школы.
Видео – кейс



Виды кейсовПечатный кейс – содержит графики, диаграммы, иллюстрации (делает кейс более наглядным).Мультимедиа кейс – зависит от технического

Слайд 12Типы и функция кейсов
тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях –

написание текстов различных жанров);
обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы);
аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);
исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели;
систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных);
прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении)



Типы и функция кейсовтренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров);обучающий (овладение знаниями

Слайд 13Схема создания кейса
Определение раздела учебной программы.
Формулирование образовательных целей и задач, решаемых

в процессе работы над кейсом.
Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели.
Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.
Определение источников и методов сбора информации.
Выбор техники работы с данным кейсом.
Определение желаемого результата (лист оценки).
Создание заданной модели.
Апробация в процессе обучения



Схема создания кейсаОпределение раздела учебной программы.Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.Определение проблемы

Слайд 14Уровни сложности кейсов
1уровень
Есть практическая ситуация

есть решение
2 уровень
Есть практическая ситуация

найди ее решение
3

уровень
Есть практическая ситуация

определи проблему и найди пути решения

Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ
Сравните, найдите точки соприкосновения и различия


Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение


Уровни сложности кейсов1уровеньЕсть практическая ситуацияесть решение2 уровеньЕсть практическая ситуациянайди ее решение3 уровеньЕсть практическая ситуацияопредели проблему и найди

Слайд 15Этапы урока
Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию»

и сценарий занятия.
Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления).
Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени).
Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.



Этапы урокаПодготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия.Ознакомительный – вовлечение обучающихся

Слайд 16Действия учителя в кейс-технологии
Создание кейса или использование уже имеющегося.
Распределение учащихся по

группам (4 – 6 человек).
Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий.
Организация работы обучающихся в группах.
Организация презентации решений.
Организация общей дискуссии.
Обобщающее выступление, анализ ситуации.
Оценивание обучающихся.



Действия учителя в кейс-технологииСоздание кейса или использование уже имеющегося.Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек).Ознакомление учащихся

Слайд 17Работа с кейсом
учитель
Организует предварительное обсуждение
Делит на группы
Руководит обсуждение в группах, обеспечивает

дополнительными сведениями
Оценивает работу учащихся
Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

ученик

Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие
Принимает решение или участвует в принятии решения
Составляет письменный отчет о занятии по данной теме



Работа с кейсомучительОрганизует предварительное обсуждениеДелит на группыРуководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениямиОценивает работу учащихсяОценивает принятые решения

Слайд 18Каким должен быть кейс
интересным, написанным простым и доходчивым языком ;
отличаться

проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.



Каким должен быть кейсинтересным, написанным простым и доходчивым языком ; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;показывать как

Слайд 19Примеры кейсов
1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий

Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат.








Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.
Примеры кейсов1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой

Слайд 20Примеры кейсов
Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в

зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии.
Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы.
Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов.
Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.
Примеры кейсовПредставьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова.

Слайд 21Примеры кейсов
Кейс для студентов 1 курса по роману «Обломов».

Проблема: Для

чего приходит в этот мир человек, в чём смысл его жизни?
Вопросы: Можно ли назвать проблему поиска смысла жизни актуальной?
Какова жизненная концепция Обломова, судя по предложенному отрывку?
Прав ли он? В чём, по-вашему, смысл жизни?

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  педагога и студентов.
Примеры кейсовКейс для студентов 1 курса по роману «Обломов». Проблема: Для чего приходит в этот мир человек,

Слайд 22Примеры кейсов
Первая степень сложности

наличие практической ситуации и её решения.
студентам

предлагается определить подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли другое решение.
Например:
согласны ли вы с утверждением критика Н.Добролюбова назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами А.С.Грибоедова о том что в его комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?
Примеры кейсовПервая степень сложности наличие практической ситуации и её решения. студентам предлагается определить подходит ли решение для

Слайд 23Примеры кейсов
Вторая степень сложности:
существует некая практическая ситуация - необходимо найти

её решение.

Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19 века»? или «Чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и.т.д.
Примеры кейсовВторая степень сложности: существует некая практическая ситуация - необходимо найти её решение. Например, «чем  обусловлена

Слайд 24Примеры кейсов

Третья степень сложности:

есть практическая ситуация - определить проблему и

найти пути решения.

Например, «чем вызван конфликт Базарова и П.П.Кирсанова и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»?
Примеры кейсовТретья степень сложности: есть практическая ситуация - определить проблему и найти пути решения. Например, «чем вызван

Слайд 25Карта оценки учителем навыков работы с кейсом
Ф.И. учащегося
Выделение и формулирование

главной мысли (идеи)
Составление планов различных видов
Описание фактов, явлений, событий, деталей
Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами
Логика изложения
Анализ данных
Навык определения и разработки проблемы
Выступление перед аудиторией
Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д.
Владение различными способами само и взаимоконтроля
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Умение решать проблемные учебные задачи



Карта оценки учителем навыков работы с кейсом Ф.И. учащегосяВыделение и формулирование главной мысли (идеи)Составление планов различных видовОписание

Слайд 26Работа учителя с картой оценки
К (красный) – устойчивое владение навыком;

Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован;
З (зеленый) – навык сформирован частично;
С (синий) – навык практически не сформирован.
В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.



Работа учителя с картой оценкиК (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени

Слайд 27Преимущества кейс - технологии
обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить,

решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся;
повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции
любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.



Преимущества кейс - технологииобеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть