Презентация, доклад на тему Кавказ в жизни Лермонтова

Содержание

Задачи: - обучающие: организовать работу над освоением содержания текста лирического произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; - развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения; развивать умение строить суждение

Слайд 1Урок литературы в 8 классе

Учитель русского языка и литературы
МОУ Золотковская СОШ
Иванова

Ульяна Васильевна
Урок литературы в 8 классеУчитель русского языка и литературыМОУ Золотковская СОШИванова Ульяна Васильевна

Слайд 2 Задачи:
- обучающие: организовать работу над освоением содержания текста лирического

произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;
- развивающие:
способствовать развитию навыка анализа художественного произведения; развивать умение строить суждение на конкретном материале;
развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением;
- воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к лирическому произведению через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Задачи: - обучающие: организовать работу над освоением содержания текста лирического произведения, формировать умения осознанного восприятия текста,

Слайд 3КАВКАЗ В СУДЬБЕ ЛЕРМОНТОВА

КАВКАЗ В СУДЬБЕ ЛЕРМОНТОВА

Слайд 4Ранние годы будущего поэта прошли в усадьбе его бабушки
Е.А Арсеньевой

в с.Тарханы Пензенской губернии.

Е.А Арсеньева

Ранние годы будущего поэта прошли в усадьбе его бабушки Е.А Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Е.А Арсеньева

Слайд 5ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ

ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ

Слайд 6ПЯТИГОРСК

ПЯТИГОРСК

Слайд 7Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и
ветер иногда усыпает мой

письменный стол
их белыми лепестками.
Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, иветер иногда усыпает мой письменный столих белыми лепестками.

Слайд 8ПЯТИГЛАВЫЙ БЕШТАУ СИНЕЕТ, КАК «ПОСЛЕДНЯЯ ТУЧА РАССЕЯННОЙ БУРИ»

ПЯТИГЛАВЫЙ БЕШТАУ СИНЕЕТ, КАК «ПОСЛЕДНЯЯ ТУЧА РАССЕЯННОЙ БУРИ»

Слайд 9У ПОДОШВЫ ГОРЫ МАШУК

У ПОДОШВЫ ГОРЫ МАШУК

Слайд 10ДВУГЛАВЫЙ ЭЛЬБРУС

ДВУГЛАВЫЙ ЭЛЬБРУС

Слайд 11РЕКА АРГУН

РЕКА АРГУН

Слайд 12СИНИЕ ГОРЫ КАВКАЗА.

СИНИЕ ГОРЫ КАВКАЗА.

Слайд 13НА СКЛОНЕ МАШУКА, НЕДАЛЕКО ОТ ПЯТИГОРСКА, БЫЛ УБИТ МЮ ЛЕРМОНТОВ.

НА СКЛОНЕ МАШУКА, НЕДАЛЕКО ОТ ПЯТИГОРСКА, БЫЛ УБИТ МЮ ЛЕРМОНТОВ.

Слайд 14«… РОЗОВЫЙ ВЕЧЕРА ЧАС»

«… РОЗОВЫЙ ВЕЧЕРА ЧАС»

Слайд 15Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от

вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
 
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
 
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..

КАВКАЗ

Выделите биографическую основу стих-я.

Хотя я судьбой на заре моих дней,О южные горы, отторгнут от вас,Чтоб вечно их помнить, там надо

Слайд 16Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются с величественной торжественностью песнопения

благодаря использованию церковно-славянских,книжных слов и форм.

Найдите эти слова и объясните их лексическое значение.

«Глас»-голос

«Воспомня»-вспоминая

«летах»-годах

«Отторгнуть»-отнять насильственным путем.

Нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются с величественной торжественностью песнопения благодаря использованию церковно-славянских,книжных слов и форм.Найдите

Слайд 17С чем сравнивает Лермонтов Кавказ?
«Как сладкую песню отчизны….»
Подберите к слову «сладкий»

синонимы,объясняющие его значение в данной строке.

Сладкозвучный

Приятный

Отрадный

Благозвучный

Мелодичный

Гармоничный


С чем сравнивает Лермонтов Кавказ?«Как сладкую песню отчизны….»Подберите к слову «сладкий» синонимы,объясняющие его значение в данной строке.СладкозвучныйПриятныйОтрадныйБлагозвучныйМелодичныйГармоничный

Слайд 18
М.Ю. Лермонтов любил вечер.
Как вы думаете, почему вечер поэт назвал «розовым»?

Какая

картина встает перед глазами благодаря такому этипету?

Определите стихотворный размер в данном тексте.

Хо/тя´ / я/ судь/бо´й/ на/ за/ре´/ мо/их/ дне´й/

О/ ю´ж/ны/е/ го´/ры/, от/то´рг/нут/ от/ ва´с/,

Чтоб/ ве´ч/но/ их/ по´м/нить/, там/ на´/до/
быть/ ра´з/:

Как/ сла´д/ку/ю/ пе´с/ню/ от/чи´з/ны/ мо'/ей/,

Люб/лю´/ я/ Кав/ка´з/

1-4 строчки- четырехстопный
амфибрахий

5-я сторока каждой сторофы-
двухстопный амфибрахий









М.Ю. Лермонтов любил вечер.Как вы думаете, почему вечер поэт назвал «розовым»?Какая картина встает перед глазами благодаря такому

Слайд 19Какого эффекта добивается поэт чередованием коротких и длинных строк?
Эффекта неровного дыхания

как следствия волнения.

Какую композиционную роль выполняет в стихотворении строчка «Люблю я Кавказ»?

Она создает рефрен, связывающий различные лирические темы главной, единой мыслию .


Какого эффекта добивается поэт чередованием коротких и длинных строк?Эффекта неровного дыхания как следствия волнения.Какую композиционную роль выполняет

Слайд 20Синие горы Кавказа, приветствую вас!
вы взлелеяли детство мое;
вы носили

меня на своих одичалых хребтах,
облаками меня одевали,
вы к небу меня приучили,
и я с той поры все мечтаю об вас да о небе.
Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи,
кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился,
тот жизнь презирает,
хотя в то мгновенье гордился он ею!..
Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками

Слайд 21Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины

утесов;
они так сияли в лучах восходящего солнца,
и в розовый блеск одеваясь, они,
между тем как внизу все темно,
возвещали прохожему утро.
И розовый цвет их подобился цвету стыда:
как будто девицы,
когда вдруг увидят мужчину купаясь,
в таком уж смущеньи,
что белой одежды накинуть на грудь не успеют.
 Как я любил твои бури, Кавказ!
те пустынные громкие бури,
которым пещеры как стражи ночей отвечают!...
На гладком холме одинокое дерево,
ветром, дождями нагнутое,
иль виноградник, шумящий в ущелье,
и путь неизвестный над пропастью,
где, покрываяся пеной,
бежит безымянная речка,
и выстрел нежданный,
и страх после выстрела:
враг ли коварный иль просто охотник...
все, все в этом крае прекрасно.

Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах

Слайд 22Воздух там чист, как молитва ребенка;
И люди как вольные птицы живут

беззаботно;
Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит.
В дымной сакле, землей иль сухим тростником
Покровенной, таятся их жены и девы и чистят оружье,
И шьют серебром - в тишине увядая
Душою - желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой.
Воздух там чист, как молитва ребенка;И люди как вольные птицы живут беззаботно;Война их стихия; и в смуглых

Слайд 23
Что такое ритм?
Равномерное чередование чего-нибудь(звуков, пауз, ударения.)
Когда мы чаще всего встречаемся

с ритмическим построением?

Когда изучаем поэзию.

Поэтический ритм образует различные размеры стихосложения.

Назовите их.

Ямб

Хорей

Дактиль

Амфибрахий

Анапест

А возможно ли подобное чередование сильных и слабых
сторон в прозе ?

Что такое ритм?Равномерное чередование чего-нибудь(звуков, пауз, ударения.)Когда мы чаще всего встречаемся с ритмическим построением?Когда изучаем поэзию.Поэтический ритм

Слайд 24Проанализируйте ритмический рисунок данной миниатюры.
Определите стихотворный размер.
Дактиль
Такая особым образом организованная

проза называется ритмической
Подобная организация текста, подчинение его единому ритму
позволяет добиться эффекта необычайной взволнованности,
усилить лирическое начало произведения.

Задание.


Во´з/дух /там /чи´ст/, как /мо/ли´т/ва/ ре/бе´н/ка/;





Проанализируйте ритмический рисунок данной миниатюры.Определите стихотворный размер. ДактильТакая особым образом организованная проза называется ритмическойПодобная организация текста, подчинение

Слайд 25Что мы представляем, когда читаем миниатюру Лермонтова?
Темнота
Пещеры
Одинокое дерево
Виноградник
Речка
Неизвестный путь над пропастью
Нежданный

выстрел

Громовые тучи

Хребты

Небо

Снега и далекие льдины утесов

Облака

Восходящее солнце


Что мы представляем, когда читаем миниатюру Лермонтова?ТемнотаПещерыОдинокое деревоВиноградникРечкаНеизвестный путь над пропастьюНежданный выстрелГромовые тучиХребты НебоСнега и далекие льдины

Слайд 26Объясните значение слова «престол»?
Верх и низ- два полюса
Каково отношения поэта к

этим пространственным полюсам?

В чем оно выражается?

трон

Высокий стол, стоящий посередине церковного алтаря,
за которым совершается богослужение.


Почему поэт называет кавказские горы «престолами природы»?

Престолы природы- метафора, подчёркивающая царскую сущность
и божественную мощь природы в восприятии МЮ Лермонтова.

Докажите, опираясь на текст миниатюры,что поэт воспринимает
горы Кавказа небожителями, но вполне доступными земному существу.

«…всё мечтаю о вас да о небе»

«вы носили меня на своих одичалых
Хребтах, облаками меня одевали».

Объясните значение слова «престол»?Верх и низ- два полюсаКаково отношения поэта к этим пространственным полюсам?В чем оно выражается?тронВысокий

Слайд 27
Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения
«Кавказ».
2.Письменно ответить на вопрос: Какие темы,

образы, чувства
Объединяют стихотворение Кавказ» с ритмической прозой
Лермонтова?
Домашнее задание.Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения«Кавказ».2.Письменно ответить на вопрос: Какие темы, образы, чувстваОбъединяют стихотворение Кавказ» с ритмической

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть