Слайд 1Как написать сочинение на ЕГЭ?
Слайд 2
Этапы выполнения задания части С ЕГЭ:
Определите тему текста(о чем текст?) и
его проблематику(какие проблемы поднимает автор?),установите их иерархию.
Выделите одну из проблем(лучше , если это будет главная)и прокомментируйте ее.
Определите позицию автора.
Сформулируйте собственное мнение по проблеме. Продумайте аргументацию, подберите примеры (не менее 2-х аргументов), расположите по их значимости.
Продумайте композиционное оформление.
Продумайте языковое оформление текста.
Слайд 3Что такое проблема текста и как ее сформулировать?
Проблема- главный вопрос ,
над которым размышляет автор и пытается найти на него ответ.
Для ответа на какой вопрос создан текст? Вопросительное предложение -более уместный способ формулировки проблемы. Например,
Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?
Что помогает выжить в нечеловеческих условиях, но и не утратить человеческого достоинства?
Как должен жить человек : смело идти вперед, не боясь сложностей и противоречий, или прятаться от ее трудностей?
Чем подлинная культура отличается от псевдокультуры?
Как связаны речь человека и его личные качества?
Какова роль музыки в жизни человека? и т. п.
Слайд 4Конструкцию проблема ЧЕГО? Можно использовать в том случае, когда формулировка не
сложна и может быть выражена одним словом или словосочетанием:
В тексте поднимается проблема одиночества.
В поле зрения автора проблема воспитания молодого поколения.
Прочитанный текст заставил меня задуматься над проблемой влияния человека на природу.
Автор затрагивает проблему «отцов и детей» и т.п.
:
Слайд 5Обратите внимание на употребление слова проблема:
Сложная,важная,серьезная,актуальная,злободневная,социальная,политическая,философская,экологическая,нравственно-этическая…проблема.
Постановка,исследование,обсуждение,рассмотрение,значение,важность,сложность…какой-либо проблемы.
Коснуться …проблемы.
Уделить внимание …проблеме.
Думать над
проблемой.
Проблема представляет интерес, заслуживает внимания, требует решения…
Слайд 6Какие конструкции предлагаются?
В тексте , предложенном для анализа, в центре внимания
автора актуальная проблема (чего?)
Предложенный для анализа текст (кого?)посвящен проблеме(чего?)
В анализируемом тексте особое внимание автор уделяет проблеме(чего?)
Проблема(чего?) ,поставленная автором в данном тексте, звучит в самом уже его заглавии.
В предложенном для анализа тексте автор ставит вопрос (О ЧЕМ?)
Прочитанный текст заставил меня задуматься над проблемой…
В тексте поднимается проблема…
В тексте предлагается для всеобщего обсуждения проблема…
Слайд 7Как оформить комментарий?
Автор раскрывает проблему на примере…
Автор обращает \заостряет внимание на
…
Автор особо подчеркивает, что…
Автор осуждает(отвергает, иронизирует , одобряет, поддерживает)…
Автор не случайно использует слово…
Автор доказывает(убеждает, приглашает к размышлению)
Заслуживает внимания высказывание…
Автор мучительно размышляет над …
Свои рассуждения… начинает с замечания о том , что..
Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает, что…
Сколько говорилось об этом. Но автор придает проблеме новое звучание.
Кто из нас не сталкивался с этим?
Актуальность проблемы очевидна(не вызывает сомнений).
Эта проблема касается каждого из нас.
Проблема, заявленная автором, заставляет глубоко задуматься о ….
Слайд 8 Как выявить позицию автора?
Авторскую позицию выражают прежде всего слова оценочной
лексики: правда- ложь,польза-вред, подлинный- мнимый ит.п.
Вводные слова и предложения: к счастью, к несчастью, на радость, на беду, бесспорно, надеюсь и т.п.
Образные средства: яркие эпитеты ,метафоры, риторические вопросы и восклицания.
Слайд 9Как сформулировать позицию автора?
Постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Что хотел сказать своим
читателям автор, создавая данный текст? Ради чего написал?
Как автор оценивает описываемую ситуацию, поступки героев?
Какие слова, художественные приемы выражают его отношение и дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам?
Слайд 10Способы формулировки авторской позиции
Позиция автора такова:
Автор считает, что…
Автор убеждает нас в
том, что…
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
Автор подводит читателя к выводу о том ,что…
Автор полемизирует с (кем?) по вопросу…
Автор возражает (кому?в связи с чем?)
Автор подчеркивает,что…