Слайд 1Урок русского языка в 6 классе
УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
– ЛИРИЧЕСКУЮ ПЕЙЗАЖНУЮ ЗАРИСОВКУ
Слайд 2Хочешь
грамотным
быть, учись
мыслить,
думать
и творить!
Слайд 3
А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Слайд 4Тема:
Сочинение по картине
А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»
Слайд 5Биография и картины художника
Слайд 6САВРАСОВ АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ
Саврасов родился 12 мая (24 мая по новому стилю)
1830 в Москве, в семье купца третьей гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова.
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса и которое окончил в 1854 году.
Летом 1854 года Саврасов работает у Финского залива под Петербургом, а на осенней выставке в Академии художеств показывает две картины, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума», за которые ему было присвоено звание академика.
Слайд 11Вид на Кремль с Крымского моста
Вид в окрестности Ориенбаума
Печерский монастырь
Слайд 12Картины Саврасова.
«Домик в провинции. Весна», 1878
«Дворик. Зима»,
1870
Слайд 13Картины Саврасова.
«Лосиный остров в
Сокольниках»,1869
«Ранняя весна.
Оттепель»,1880-е
Слайд 14Картины Саврасова.
«Закат над болотом»,
1871
«Распутица», 1894
Слайд 15Картины Саврасова.
«Печерский монастырь под Нижним Новгородом», 1871.
«Лето».
Слайд 16Сельский вид, 1867 г.
Пейзаж с рекой и рыбаком
1859 г.
Зимняя ночь
1869 г.
Радуга.
1873 г.
Плоты. 1873 г.
Распутица. 1894 г.
Слайд 17
Алексей Кондратьевич Саврасов
(1830-1897)
Русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников,
автор хрестоматийного пейзажа
«Грачи прилетели».
Был одним из основоположников русской пейзажной живописи.
В 1850 году он окончил училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника.
А.К. Саврасов. 1870-е гг. Автор неизвестен
Слайд 18История создания картины
Картина создана в 1871 году
Первоначальные этюды к картине А.К.Саврасов
писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Полотно показали на первой передвижной выставке, и оно было встречено с восторгом
Павел Третьяков сразу же приобрёл этот шедевр для своей галереи.
Набросок «Пейзаж с церковью и колокольней»
Слайд 19«Грачи прилетели» (1871) —Сейчас картина хранится в Третьяковской галерее.
В 1872
году Саврасову было впервые заказано повторение картины «Грачи прилетели». Позже А. Саврасовым было сделано ещё несколько реплик картины.
Слайд 20Словарная- орфографическая работа
РЕПЛИКА - (от лат. "обратное движение, поворот, возобновление") —повторение
ранее существовавшей или существующей композиции. В отличие от копирования или реставрации, способ реплики имеет творческий характер, поскольку предполагает вариацию, изменения в деталях, нюансах формы, рисунка, цвета. Обычно художники выполняют реплики картин, пользующихся популярностью1.
__________________________
1 Яндекс. Словари. Словарь изобразительного искусства. – 2004 - 2009
Слайд 21Сравните реплики картины
А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Какие изменения в деталях,
форме, рисунке, цвете вы заметили?
Слайд 22Реплики картины А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»
«Грачи прилетели» 1871 «Грачи
прилетели» 1879
Слайд 23Реплики картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
«Весна. Грачи прилетели» 1872 «Грачи
прилетели» 1879
Слайд 24Реплики картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
«Грачи прилетели» 1880-е годы «Грачи
прилетели. Пейзаж с церковью» 1894
Слайд 25А.К. Саврасов «Грачи прилетели» 1871
Крамской объяснил, почему картина оказалась лучше всех
других: у других художников тоже есть деревья, вода и даже воздух, но не более, «а душа есть только в «Грачах».
А Левитан продолжил: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко!»
Слайд 26….Это и душа художника, и душа русской природы,
пробуждающейся от зимнего сна,
наполненной гомоном прилетевших в родные края птиц.
И. Н. Крамской
Слайд 27
Отрывок из рассказа
Г. А. Скребицкого «Грачи прилетели»
Вот
и грачи прилетели. Как они хороши! Все черные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми. В нашем саду грачи на всех березах гнезда построили. Из одного гнезда черный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михайлыч слушает и похваливает:
- Отлично поют! Милые птицы, первые весной прилетают. Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой, идет в кабинет. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина «Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца розоватым светом разливаются по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила березовая роща, и старая колокольня за ней, и уходящие вдаль весенние поля. Мне кажется, что я вижу это не на картине, а просто гляжу через окно на двор, на березы, на поля за рекой. Михайлыч тоже смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него такое доброе, счастливое и немножко грустное.
Слайд 28Работа с текстом
Какова тема текста?
Какова основная мысль текста?
Каков тип речи текста?
Назовите
стиль текста.
Найдите в тексте эпитеты, с помощью которых автор описывает грачей.
Скажите значение слова «гвалт».
Объясните написание подчёркнутых орфограмм: белоносые, ссорятся, чуть-чуть, письменный (стол), счастливый, грустный.
Объясните знаки препинания в данном случае.
Михайлыч слушает и похваливает:
- Отлично поют!
Слайд 30«Грачи прилетели» (1871).
Судьба А. К. Саврасова в русском искусстве
достаточно трагична. Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа, он был известен широкой публике как автор одной картины - «Грачи прилетели» (1871).
Слайд 31
«Грачи прилетели» (1872).
Сюжет картины прост и незатейлив. Первые весенние деньки,
стремительно тает снег под лучами теплого солнца, на переднем плане приткнулось несколько зазябших от мороза тоненьких березок, их голые ветки, уже начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнездами, над которыми с радостным криком носятся возвратившиеся раньше всех грачи. На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши, над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней. Первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос ее силы, способной творить чудо возрождения - вот главная тема саврасовской картины. (Весна.
Грачи прилетели, 1872)
Слайд 32Творчество А.К. Саврасова.
А ведь именно с Саврасова, как писал его ученик
и продолжатель И.Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». Родился художник в Москве в семье купца третьей гильдии. Незаурядные способности к живописи у Саврасова обнаружились еще в раннем возрасте, и в 1844 году он вопреки воле отца поступил в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Еще во время учебы художник избрал своей специальностью пейзаж. С самого начала он искал новые принципы изображения и построения пейзажа, важнейшими из которых являлись введение зрителя в пространство картины и особая светоносная эмоциональная цветовая система. Работам художника, его восприятию жизни была присуща совершенно особая музыкальность, дающая нам услышать и пение жаворонка, и трель соловья, и журчание ручейка. Высочайшее мастерство Саврасова позволяло ему запечатлеть как бы самый момент включения своего духовного мира в гармонический строй, «созвучье полное в природе». Художник называл это душой пейзажа
Слайд 33Затем, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов в
1871—1875 г. участвует в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873?1878 — в академических выставках. Его картины также появляются на всемирных выставках — венской 1873 года и парижской 1878 года, а также на всероссийской выставке в Москве в 1882.
В конце 1870-х Саврасов тяжело заболевает, в его творчестве все более становятся заметны мрачные мотивы. Последние годы художник провел в нужде. Он умер 26 сентября (8 октября) 1897 года в Москве, в больнице для бедных.
Слайд 34Могила А. К. Саврасова на Ваганьковском кладбище
Слайд 37 На картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» я вижу
прилет первых весенних птиц – грачей . Пейзаж очень простой, скромный, навевающий легкую грусть. Все очень обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством .
Художник показывает нам приближение весны . В полях растаял снег. Местами видна оттаявшая земля. Но нет ещё яркого солнца . Небо затянуто голубовато-белыми облаками.
На переднем плане картины я вижу грачей, которые вьют гнёзда для того, чтобы вывести птенцов . Те, которые уже соорудили гнёзда, выбрали для своих жилищ странные берёзки. Они очень корявые и ветвистые, на них ещё нет листвы .
Мне картина очень нравится, потому что художник показал красоту ранней весны, пробуждение природы. Он вложил в картину всю свою душу.
Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Слайд 38Передо мной картина А. Саврасова. На ней изображены первые птицы – грачи
на деревьях. На переднем плане картины изображены грачи на голых березках. Эти березки старенькие, обломанные, и на них сидят хлопотливые грачи, они вьют гнезда. Под березками лежит талый и грязный снег.
Справа от старых кривых березок образовалась большая лужа из талого снега.
Около лужи голый кустик. Под березами виднеются обломанные ветки берез и следы птиц. На среднем плане, за березами, автор изобразил старый мокрый забор. За забором стоят деревянные строения. Старый дом, наверное, жилой.
Около него стоит церквушка, она старая, но действующая. Около нее стоит часовня, она тоже старая и облезлая. На заднем плане, за двором и деревней, стелется тающее поле. На нем проталины, мокрый снег. Художник изобразил небо тусклым и вечерним. На нем весенние серые облака.
Когда художник писал эту картину, наверное, было пасмурное небо, и он его
передал это на картину. После того, когда я посмотрела на картину,
у меня мнение такое: эта картина - хорошая и написана с душой. Мне она нравится.
Сочинение Николаевой Жени
Слайд 39 Пример сочинения
«Грачи прилетели» представляет собой скромный пейзаж, до мельчайших
подробностей знакомый любому жителю средней полосы России, наполненный высокой поэзией и лиризмом. Под пасмурным и промозглым небом окраины глухого провинциального городка чувствуется душа и боль русского человека.
На переднем плане изображена группа кривых берёз, в ветвях которых прилетевшие грачи обустраивают свои массивные гнёзда. За ними среди серых бревенчатых домов возвышается шатровая колокольня сельской церкви, а вдали талым снегом синеют обширные поля. Сквозь прозрачный и влажный воздух передано движение справа налево мягкого света от косых лучей весеннего солнца. На чуть потемневшем, но всё ещё белом снегу лежат лёгкие тени берёз, а на бугре у забора заметен розовато-золотистый отсвет от солнца, которое, очевидно, клонится к закату. Мягкая, тонко разработанная лаконичная колористическая гамма, у которой в пределах одного цвета малозаметно меняются холодные и тёплые тона, наиболее достоверно передаёт состояние природы, только что разбуженной от долгого зимнего сна лёгким дуновением тёплого ветра.
В этой работе художник не только проявил высокое мастерство в поэтическом выражении обыденного мотива, но и достиг удивительного состояния единства русской природы и народного настроения 5.
_____________________________
5 Алексей Кондратьевич Саврасов. Том 22. Изд.дом «Комсомольская правда»: М., 2010 [с.18-21]
Слайд 40Использовались материалы:
http://golovsh.narod.ru/
http://www.s-cool.ru/
http://www.ukrlib.com.ua/
http://gymn75.minsk.edu.by/mai
http://pivan-school.net.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
Слайд 41Литература
http://ru.wikipedia.org;
Алексей Кондратьевич Саврасов. Том 22. Изд.дом «Комсомольская правда»: М., 2010;
Портал gramota.ru;
Толковый
словарь русского языка С.И. Ожегова;
Яндекс. Словари. Словарь изобразительного искусства. – 2004 – 2009.
Слайд 42Русский язык
обеспечивают формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.
Работа с текстом
открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.
Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.