Презентация, доклад на тему ИЗУЧЕНИЕ СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ дидактический материал

Содержание

Федеральные государственные общеобразовательные стандарты второго поколенияотличительная особенность новых стандартов – формирование УУД метапредметные личностые регулятивные познавательные коммуникативные

Слайд 1 Метапредметные связи на уроках русского языка и литературы

на примере

«Слова о полку Игореве»


Цовбун Екатерина Ивановна, МАОУ «Гимназия №2»

мастер-класс

Метапредметные связи  на уроках    русского языка и литературы

Слайд 2Федеральные государственные общеобразовательные стандарты второго поколения
отличительная особенность новых стандартов – формирование

УУД

метапредметные личностые
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты  второго поколенияотличительная особенность новых стандартов – формирование УУД   метапредметные

Слайд 3Метапредметные результаты освоения учебного предмета
Русский язык
понимание определяющей

роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей; создание взаимосвязной, целостной картины мира;

обучение работе с информационными потоками (отбор нужной информации, развитие мышления, аналитических умений); совместная деятельность учителя и ученика по «добыванию» новых знаний;

достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
 

Литература
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
 
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
 
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
 

Метапредметные результаты освоения учебного предмета   Русский язык понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих

Слайд 4 ИЗУЧЕНИЕ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛ



Авторы-составители: Кудряшова С.В., Цовбун Е.И,
учителя русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №2»

ИЗУЧЕНИЕ   «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  И  ЛИТЕРАТУРЫДИДАКТИЧЕСКИЙ

Слайд 5 ВВОДНЫЙ УРОК О РУССКОМ ЯЗЫКЕ. ИСТОРИЯ ЯЗЫКА

ПочнЄмъ же, братие,

повѣсть сию  отъ стараго Владимера до нынѣшнего Игоря, иже истягну умь крѣпостию своЄю и поостри сердца своЄго мужествомъ, наполънився ратнаго духа, навЄде своя храбрыя плъкы
на землю Половѣцькую
за землю Руськую.
«Слово о полку Игореве,
сына Святославова, внука Олегова»

ВВОДНЫЙ УРОК О РУССКОМ ЯЗЫКЕ. ИСТОРИЯ ЯЗЫКА ПочнЄмъ же, братие, повѣсть сию     отъ

Слайд 6Задания
Выразительно прочитайте отрывок из «Слова о полку Игореве».

Расскажите об

изменениях, произошедших в русском языке,
на основе данного отрывка(графических, грамматических и др.)

Укажите в тексте прилагательные, выделите в них окончания.

Сопоставьте окончания древнерусских прилагательных с
окончаниями современных прилагательных и объясните отличия.

* Какое правило определяет окончания древнерусских прилагательных?

* Каждая буква азбуки имела свое название и цифровое значение.
Как назывались следующие буквы: Є, П, Ѣ, Я, К, Р,Ы?

* Запишите в старой орфографии слова и словосочетания:
голос, на забрале, от великого Дону до малого, светится на небе.

Задания Выразительно прочитайте отрывок из «Слова о полку Игореве». Расскажите об изменениях, произошедших в русском языке,

Слайд 7 ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ
До орфографической реформы

1917 – 1918гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: храбрыя и храбрые. Одна форма сочеталась с существительными мужского рода, другая - с существительными женского и среднего родов.

Є (есть), П (покой), Ѣ (ять), Я (я), К (како), Р (рцы),Ы (еры)

Голос(гласъ), на забрале(на забралѢ), от великого Дону до малого(от великаго Дону до малаго), светится на небе(свѢтится на небесѢ)

Ворон, дерево, молод – полногласные и неполногласные сочетания – оро- - - ра-, - ере- - -ре-, -оло- - ла-, -ле-; чередование сочетаний – жд- - -ж-, -шт- (щ) - - -ч-. Забрало, Владимир, брань.

Никогда ни в одном переводе разрозненные образы «Слова о полку Игореве» не были сведены воедино таким лирическим чувством как в поэтическом переложении Н.Заболоцкого. Он вводит отдельные строфы, написанные трехстопным и четырехстопным хореем. Это новый путь поэтического вольного воспроизведения «Слова…». В тексте отчетливо видны все преимущества нового метода – сочетание научного знания с поэтическим чувством.

«Слово о полку Игореве» многократно переводилось русскими поэтами – В.А.Жуковским, А.Н.Майковым, К.Д.Бальмонтом, Н.А.Заболоцким, Н.И.Рыленковым, А.Черновым, И.Шкляревским….
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИДо орфографической реформы 1917 – 1918гг. каждое прилагательное имело

Слайд 8 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. ЛЕКСИКА
Автор

хорошо знаком с произведениями устного народного творчества и, создавая своё «Слово…», широко
использовал богатейшие фольклорные источники: «славы»,
причитания, пословицы. (Д.С.Лихачев.)

Задания
Начертите схему предложения, объясняя постановку знаков препинания.

Как называется пунктограмма, требующая постановки двоеточия в простом предложении?

Какими частями речи выражены сказуемые?

Дайте толкование словам «слава», «причитание», подобрав синонимы.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. ЛЕКСИКА  Автор хорошо знаком с произведениями устного

Слайд 9 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Памятник Отечества
В погожее утро, приехав в Путивль, я отправился на кремлевский холм, «на городок», как говорят местные жители. Дорожка вела к деревьям, за которыми синело небо и виднелась кромка обрыва. И вдруг в лучах утреннего солнца я увидел бронзовую скульптуру Ярославны. Она стояла на уступе, с которого открывались подернутые дымкой путивльские дали…
Пожалуй, ни один образ бессмертного «Слова о полку Игореве» не снискал такого сочувствия и преклонения потомков, какое выпало на долю Ярославны. Дочь галицкого князя Ярослава, была женой новгород-северского князя Игоря Святославича, возглавившего поход против половцев. На городской стене причитает Ефросинья. В плаче перед нами предстает не просто любящая княгиня. Плач Ярославны – это гимн верности женщины. (М.Н.Тихомиров.)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Слайд 10Задания
Найдите предложения с деепричастным и причастным оборотами.

Графически объясните условия постановки

и отсутствия знаков препинания.

Укажите способ словообразования слов «преклонение», «галицкий», запишите их исходные слова. Какие виды чередований наблюдаете?

Почему автор называет героиню Ярославной? Это её имя?
ЗаданияНайдите предложения с деепричастным и причастным оборотами. Графически объясните условия постановки и отсутствия знаков препинания.Укажите способ словообразования

Слайд 11 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. ОРФОГРАФИЯ
Что ты, Ветер, злобно повева..шь,
Что клубишь

туманы у реки,
Стрелы пол..вецкие вздыма..шь,
Меч..шь их на ру(с,сс)кие полки?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко под обл..ком летать,
Кор..бли леле..ть в син..м море,
За кормою волны колыхать?
(Н.А.Заболоцкий.)
О ветер, ты ветер!
К чему же так сильно ве..шь?
На что же нанос..шь ты стрелы ханские
Своими легковейными крыльями
На воинов лады моей?
Мало ли подобл..чных гор твоему веянью?
Мало ли кор..блей на син..м море твоему лелеянью?
На что ж, как ковыль-траву, ты разве..л мое веселие?
(В.А.Жуковский.)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. ОРФОГРАФИЯЧто ты, Ветер, злобно повева..шь,Что клубишь туманы у реки,Стрелы пол..вецкие вздыма..шь, Меч..шь

Слайд 12Задания
Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.

Сгруппируйте слова по орфограммам.

*

«Слово о полку Игореве» многократно переводилось русскими поэтами - В.А.Жуковским (1783-1852), К.Д.Бальмонтом (1867 – 1942), Н.А.Заболоцким (1903 – 1958) и др. Сравните переводы поэтов разных периодов.

Сделайте вывод: есть ли художественный прогресс в истории русской поэзии.

ЗаданияВставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.  Сгруппируйте слова по орфограммам. * «Слово о полку Игореве» многократно переводилось

Слайд 13ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
В 1946 году появился

чудесный, подлинно поэтический перевод Николая Заболоцкого. Этот перевод точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нем передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его прелесть.
Никогда ни в одном переводе разрозненные образы «Слова о полку Игореве» не были сведены воедино таким могучим лирическим чувством. Стих всюду кованый, крепкий:
Уж с утра до вечера и снова-
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гора…
С большим тактом и вкусом вводит Заболоцкий в свое переложение отдельные строфы, написанные трехстопным хореем и четырехстопным хореем… Таким образом, можно с удовлетворением сказать, что Заболоцким был найден новый и правильный путь поэтического вольного воспроизведения «Слова о полку Игореве».
Заболоцкий назвал свой труд переложением, но это переложение вернее воспроизводит подлинник, чем многие другие переводы, так как оно передает лиризм великой поэмы. (К.Чуковский.)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ		   В 1946 году появился чудесный, подлинно поэтический перевод Николая Заболоцкого.

Слайд 14РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ
Разве пристало нам, братья, начать старыми выражениями

горестное повествование о походе Игоревом, Игоря Святославича? – начать эту песнь надо, следуя за действительными событиями нашего времени, а не по замышлению Бояна. Ибо Боян, вещий, если хотел кому песнь сложить, то растекался мыслию по дереву, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Помнил он, как говорил, первоначальных времен войны тогда напускал десять соколов на стадо лебедей: который из соколов догонял какую, та первая пела песнь старому Ярославу, Храброму Мстиславу, который зарезал Редедю перед полками касожскими, прекрасному Роману Святославичу. То, братья, Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами собой князьям славу рокотали.
(Перевод «Слова о полку Игореве» Д.С.Лихачева.)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ		Разве пристало нам, братья, начать старыми  выражениями горестное повествование о походе Игоревом, Игоря

Слайд 15Объяснительный перевод «Слова…»
Разве пристало нам, братья, начать

старыми (старинными)
выражениями горестное повествование о походе Игоревом, Игоря
Святославича? – Начать эту песнь надо, следуя за действительными
событиями нашего времени, а не по замышлению (способу, плану)
Бояна. Ибо Боян, вещий, если хотел кому песнь сложить, то (вместо
того чтобы точно следовать происшедшим событиям, «былинам сего
времени») растекался мыслию по дереву, серым волком по земле,
сизым орлом под облаками (его творческая манера была очень
напыщенной). Помнил он, как говорил, первоначальных времен
войны (и ) тогда напускал десять соколов (пальцев) на стадо лебедей
(струн): который ) догонял какую , та первая и пела песнь («славу»)
старому Ярославу (Мудрому), Храброму Мстиславу, который зарезал
Редедю (касожского князя) перед полками касожскими, прекрасному
Роману Святославичу. То, братья, Боян не десять соколов на стадо
лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны возлагал;
они же сами собой (без всяких усилий, в привычных старых
выражениях) князьям славу рокотали (восхваляли).
Объяснительный перевод «Слова…»    	Разве пристало нам, братья, начать старыми (старинными) выражениями горестное повествование о

Слайд 16Задания
Какая картина возникает в вашем воображении?
Что вы

«видите» в ней?

Сравните собственный «рисунок» с иллюстрациями Ю.Селиверстова.

Какие ключевые детали текста отражены в работах художника?
ЗаданияКакая картина возникает в вашем воображении?   Что вы  «видите» в ней?Сравните собственный «рисунок» с

Слайд 21 Опубликованное в 1800г. «Слово о полку Игореве» оказало

огромное влияние на развитие изобразительного искусства, музыки, литературы

ЗАДАНИЕ: Соедините стрелками название произведения и его автора с жанром искусства

Опубликованное в 1800г. «Слово о полку Игореве» оказало огромное влияние на развитие изобразительного искусства,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть