Слайд 1Система работы над ошибками различного типа в сочинениях ЕГЭ(из опыта работы).
Учителя
русского языка и литературы Кошелевой Л.Н.
МБОУ СОШ №75
Единый государственный экзамен по русскому языку как форма итоговой аттестации школьников и вступительный экзамен в ВУЗ содержит часть С(25) ,выполнение которой заключается в написании сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный и осмысленный текст .Исходя из нововведений в системе ЕГЭ 2015 г.,кроме сочинения ЕГЭ введено еще и по литературе сочинение . У такой формы комплексной проверки умений уч-ся за курс основной школы есть большие перспективы. Вероятно , поле2015 г. уберут из ЕГЭ тестовую часть и оставят лишь сочинение. Поэтому работа над различными типами ошибок как в построении текста,так и в содержании важна как никогда. Следует обращать внимание на содержательную, речевую,грамматическую сторону оформления сочинения .
Слайд 3С помощью третьей части работы (сейчас это задания 25 ) выявляется
уровень сформированности речевых умений и навыков,составляющих основу коммуникативной компетенции выпускника средней (полной )школы. Это умения:
-понимать читаемый текст(адекватно воспринимать содержащуюся в нем информацию);
-определять тему текста и позицию автора;
Формулировать основную мысль (коммуникативное намерение)своего высказывания;
-развивать высказанную мысль,аргументировать свою точку зрения;
-выстраивать композицию письменного высказывания,обеспечивать последовательность и связность изложения;
-выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
-отбирать языковые средства,обеспечивающие точность и выразительность речи;
-соблюдать при письме нормы русского литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Слайд 4Задачи педагога:
-правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями; -организовать системную продуманную работу обучения предмету;
- работать в тесном контакте с родителями .
Подготовка к сдаче ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. А также: психологически подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Учить школьников работать с текстами. Осуществить диагностику знаний,умений и навыков учащихся. Использование современных технологий образования в своей практике. Проводить качественную работу над ошибками.
Слайд 5В начале 11 кл., выполняя входную диагностическую работу ЕГЭ, в
части( С) было много различных ошибок . Поэтому первоочередной задачей стала тщательная подготовка к сочинению ЕГЭ и работа над ошибками сочинения-рассуждения.
Программа ИГЗ по русскому языку 10 кл. направлена была на осуществление этой задачи:
*обобщение и систематизацию учебного материала,необходимого для сдачи ЕГЭ
*на подготовку уч-ся к тестовой части и части С(сочинения) ЕГЭ
* на формирование умения создавать свои тексты.
Программа ИГЗ 11 кл. является ыпродолжением содержания программы 10 кл. и направлена на:
* устранение типичных ошибок композиционных частей сочинения ЕГЭ
*на формирование умений связно ,последовательно ,логично и грамотно выражать свои мысли
*на формирование умении редактировать и анализировать свои текст.
Слайд 6
Календарно-тематическое планирование ИГЗ 10 кл.2014 г.
Слайд 7Календарно – тематический план ИГЗ 11 кл.2015 г.
Слайд 9 Очень важной составляющей для успешной подготовки к
ЕГЭ является диагностика знаний, умений, навыков обучающихся.
С этой целью я составляю два вида карт. Я их назвала
«Диагностическая карта класса» и
«Индивидуальная карта ученика».
Диагностика знаний, умений, навыков позволяет:
видеть общую динамику развития образовательного процесса;
определить зону ближайшего развития для каждого ученика;
оказывать педагогическую помощь конкретным детям;
формировать банк разноуровневых заданий по стержневым темам программы;
разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля;
сделать выводы о качестве преподавания, обученности и о характере пробелов в знаниях учащихся.
Слайд 10Диагностика типичных ошибок в композиции сочинения
Слайд 11
Сравнительная диагностика ошибок в речевом и грамматическом строе сочинения ЕГЭ.
В
классе 23 уч-ся
Слайд 12Сравнительная диаграмма,показывающая динамику грамматического и речевого строя сочинения.
Слайд 13Сравнительная диаграмма,показывающая динамику в содержании сочинения.
Слайд 14Сравнительные результаты анкетирования уч-ся в10 и 11 кл по выявлению подготовленности
к написанию сочинения ЕГЭ.
Слайд 15«Свободно вступаю в дискуссию»;-14 чел.
«Уверен, что справлюсь с заданием С на
ЕГЭ»;-20 чел.
«Обрел навыки правильного построения текста»;-19 чел.
«научился редактировать тексты.»-15 чел.
Научился видеть и различать разные типы ошибок»-15 чел.
Высказывания учащихся после репетиционной работы.
Ошибки уч-ся при формулировке проблем:
-неумение сформулировать проблему( Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора).
-Непонимание проблемы.( Связано с неправильной интерпретацией текста . Ученики пытаются подогнать его под известные им проблемы.)
-Расширение или сужение проблемы ( Невнимательно читают текст, не обращают внимания на ключевые слова).
-Подмена формулировки проблемы пересказом.( Надо помнить, что ни одна часть сочинения не предполагает пересказа.)
- Подмена проблемы авторской позицией.(Проблема –это ответ на этот вопрос.)
Слайд 17Задания для композиционной части сочинения ЕГЭ (Проблема текста).
Задания среднего уровня.
Прочитай внимательно тексты и укажи проблему, которая не рассматривается автором.
Прочитай текст и выбери правильную формулировку проблемы текста.
Определи к какому типу относятся указанные проблемы.
Прочитай текст. Отметь вопрос ,на который в тексте нет ответа.
Прочитай текст. В которой неоправданно сужается проблема.
Темой текста является. Проблемой текста является.
Задания повышенного уровня.
Прочитай текст. Сравни формулировки предложенные уч-ся ,укажи номера правильных ответов. Отредактируй формулировки уч-ся.
Прочитай текст ,сформулируй проблему текста. Сравни формулировки предложенные уч-ся .Укажи номера правильных ответов.
Прочитай текст. Сформулируй и запиши проблему в виде вопроса и в виде законченного предложения своими словами (проблема чего?).
Определите типы ошибок,допущенных при формулировании проблемы текста Ф, Кривина. И текста К. Булычева . Соотнесите примеры из левой колонки с типом ошибки,указанным справа,запишите ответ.
Отредактируйте неудачные формулировки проблем в сочинениях уч-ся по тексту Ф. Кривина. Запишите исправленный вариант.
Слайд 18 * Потренируемся в определении
и формулировке проблемы.
1. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствия.
1. В чём опасность политики национализма? А. философская
2. Можно ли избежать социальной несправедливости? Б. политическая
3. В чём смысл человеческой жизни? В. экологическая
4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? Г. нравственная
5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? Д .социальная
2. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы .
Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новоё, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин)
Слайд 19Прочитайте формулировки проблем до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены.
Слайд 20Типичные ошибки при комментировании проблемы текста.
1 Комментарий отсутствует.
2Комментарийне опирается на исходный
текст.
3. Комментарий подменяется пересказом.
4.Комментарий подменяется цитированием.
5 Проблема проккоментирована,но не сформулирована
Задания к композиционной части сочинения ЕГЭ (Комментарий проблемы).
1. Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Ф, Кривина до и после редактирования.Какие недочеты в комментарии исправлены.?
2 .Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Ф.Кривина. Обьясните,какие ошибки допущены уч-ся при комментировании проблемы?
3.Прочитай фрагменты сочинений по тексту К, Булычева. Определи. Какие ошибки допущены уч-ся при комментировании проблемы?
Переведи прямую речь в косвенную.
Слайд 21Задания к композиционной части сочинения ЕГЭ (Комментарий проблемы).
1. Прочитайте фрагменты
сочинений по тексту Ф.Кривина до и после редактирования.Какие недочеты в комментарии исправлены.?
2. Прочитайте фрагменты сочинений по тексту Ф.Кривина. Обьясните,какие ошибки допущены уч-ся при комментировании проблемы?
3.Прочитай фрагменты сочинений по тексту К. Булычева. Определите, какие ошибки допущены уч-ся при комментировании проблемы?
4. Переведи прямую речь в косвенную.
Слайд 22Типичные ошибки при определении позиции автора
1.Отсутствует авторская позиция в сочинении.
Позиция автора
формулируется слишком широко.
Формулируется позиция автора по другой проблеме текста.
Позиция автора подменяется мнением героя-рассказчика.
Позиция автора подменяется цитированием.
Задания к композиционной части сочинения ЕГЭ (позиция автора).
1.Прочитайте текст. Укажите утверждение,которое не соответствует позиции автора.
2. Прочитайте текст. В каком утверждении выражена позиция автора?
3. Используя выделенные опорные элементы текста, сформулируй и запиши позицию автора.
4.Прочитай текст. Сформулируй позицию автора по каждой названной проблеме.
5. прочитай текст.Самостоятельно сформулируй проблему текста и позицию автора.
6. Прочитай текст. Сформулируй и прокомментируй проблему текста. Сформулируй позицию автора. Напиши фрагмент сочинения.
Слайд 23
Прочитайте текст. Соотнесите формулировки проблем из левой колонки с позицией автора,
указанной справа.
Только во второй половине XVIII века личность человека начинает постепенно обретать силы, находить в себе чувство собственного достоинства и получать в жизни иные цели, кроме рептильного продвижения по служебной лестнице о четырнадцати ступенях.
Личность, личностное начало существовали в русской культуре всегда. Разве не личности митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Даниил Заточник, Афанасий Никитин, Максим Грек, Иван Грозный, а потом бесчисленное количество деятелей эпохи Смуты и последующего времени, а затем протопоп Аввакум, царь Пётр, Ломоносов, Державин, Новиков и многие другие.
Но только Пушкин осознал свою свободу от двора, своё истинное назначение как человека, как поэта. Памятник ему в его представлении вознёсся выше Александрийского столпа, т. е. памятника Александру I. От двора он не принимал, в отличие даже от Державина, золотых табакерок. Именно поэтому для него было так оскорбительно получить звание камер-юнкера – получить свою ступень при императорском дворе.
(Д. Лихачёв)
Слайд 24Типичные ошибки в композиционной части сочинения (Аргументация).
1.Отсутствие аргументов в работе.
2.Довод уч-ся
не развивает тезис ,а перефразирует.
3 Аргументы подменяются своим отношением к автору.
4. Собственная аргументация подменяется анализом доводов , используемых автором.
5 Отклонение от тезиса.
Аргументы не соотносятся с текстом.
Задания к композиционной части сочинения ЕГЭ (Аргументация).
1.Выбери из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Отметьте верный вариант ответа. Обьясните свой выбор.
2 Укажите фрагмент сочинения,который содержит аргумент,не являющийся подтверждением тезиса. Обьясните свой выбор.
3.подтвердите или опровергните следующие тезисы.
4. Напишите текст- рассуждение по предложенным темам, развернув данные аргументы и дополнив своими.
5. Самостоятельно подберите примеры из художественной литературы для подтверждения следующих тезисов.
Задания на исправление логических ошибок.
1 Прочитайте исходный текст,определите проблему и позицию автора. Сравните 2 сочинения,написанных по этому тексту. В каком из сочинений нарушена логика мысли?
2. Прочитайте текст Д. Лихачева,а затем сочинение,написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы(коипозиционные части сочинения) .Обоснуйте ваш выбор.
Вступление: предложения №___
Комментарий:предложения №___
Позиция автора: предложения№___
Воя позиция: предложение №___
Аргумент №1: предложения №__-
Аргумент№2: предложения№___
Заключение: предложение№____
3.Прочитайте педложения и определите,как они связаны между собой?
Слайд 25).
Выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Обоснуйте свой выбор.
Тезис: Безответственные
поступки человека могут причинить боль другому живому существу.
Фрагменты сочинений:
1) В качестве примера можно привести повесть И. С. Тургенева «Муму». Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. Но когда барыня захотела посмотреть на Муму, собака, испугавшись, огрызнулась. Тогда барыня велела убить собаку. Доказательством сильной воли Герасима является его решительный поступок, когда он принял решение сам избавиться от собаки. Несмотря на всю его огромную любовь и привязанность к Муму, он собственными руками утопил несчастное животное, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира.
2) О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С. Есенин в стихотворении «Песнь о собаке». Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у неё достаточно молока и для семерых щенков. Горьким упрёком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного: «Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег».
3) Примером, подтверждающим мою позицию, может служить творчество канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона. В своих книгах: «Животные, которых я знал», «Животные-герои», «Маленькие дикари» - он поведал о жизни, повадках, обычаях и привычках животных так, что они стали интересными сами по себе, вне зависимости от отношения их к человеку. Для Сетон-Томпсона каждая особь живой природы – это целый мир, проникнуть в который дано человеку гуманному и терпеливому, умеющему наблюдать и любить многообразие окружающей жизни.
Слайд 26Задания к композиционной части сочинения ЕГЭ (Аргументация).
1.Выбери из фрагментов сочинений аргумент,
подтверждающий тезис. Отметьте верный вариант ответа. Обьясните свой выбор.
2 Укажите фрагмент сочинения,который содержит аргумент,не являющийся подтверждением тезиса. Обьясните свой выбор.
3.подтвердите или опровергните следующие тезисы.
4. Напишите текст- рассуждение по предложенным темам, развернув данные аргументы и дополнив своими.
5. Самостоятельно подберите примеры из художественной литературы для подтверждения следующих тезисов.
Слайд 27Провожу систематическую работу по тематическим группам для пополнения базы аргументов.
Вот пример такой работы.
Тематический блок . Война и мир.
1.Ключевые слова: героизм,геройство,мужество,отвага,подвиг,патриотизм,Родина ,ветеран,мемориал,стела,фейерверк,офицер,генерал,разведчик)
2. Определения понятия война:(Вооруженная борьба между государствами;Враждебные отношения с кем –либо.)
3. Словарь сочетаний.(Война:короткая,жестокая,беспощадная,кровопролитная,несправедливая,священная, освободительная,народная,партизанская,захватническая,гражданская ,холодная).
Причина(пропаганда,развязывание.предотвращение,опасностьЮочаг,Продолжение,последствия) В войну (вступить,в войне участвовать,победить,потерпеть поражение,,, во время войны находиться,,, ,на войне погибнуть.., от войны пострадать.,война разразилась, идет. Начинается,затянулась).
4.Проблемы.
Жизнь и смерть.; Ценность человеческой жизни; Что помогает выжить на войне? Память о войне; Скрытая теплота патриотизма.
5.Тезисы.
На войне осознается ценность человеческой жизни и неестественность смерти.
В справедливой войне действия направлены на защиту.на прекращение военных действий.
На войне помогает выстоять сила духа.
Нравственные уроки войны не должны быть забыты
Скрытая теплота патриотизма состоит в любви к своему дому.
6.Аргументы .(«Капитанская дочка» А,С Пушкин- пугачевский бунт.; роман Л,Н, Толстого «Война и мир»- тема войны 1812 г.; патриотизм народа; Судьба Григория Мелехова в р. М, А Шолохова «Тихий Дон».
Далее уч-ся предлагается для анализа текст по В, Некрасову. Они должны написать сочинение . затем его проанализировать,выделив все композиционные части и логические переходы.
После проверки сочинения и анализа учитем Ребята должны выполнить работу над речевыми,грамматическими и др. видами ошибок.
Грамматические ошибки.
Система упражнений
Упражнение 13. Найдите и устраните ошибки в построении предложений (установите смысловые связи между членами предложения, обратите внимание на порядок слов).
1. Появившийся страх в вагоне поезда загоняет нашего героя – Николая Велина – в тупик.
2. Каждый человек – это индивид, и у него есть свое понимание счастья. К примеру, Штольц воспринимал счастье жить здоровой, полноценной жизнью, а Обломов счастьем считал лежать целыми днями на диване и ничего не делать.
Упражнение 14. Найдите и исправьте грамматические ошибки в предложениях.
*. Убедительная просьба тех,кто по- настоящему счастлив,поделиться рецептом этого чувства.
Мы часто возмущаемся о том ,что окружающие плохо к нам относятся,и это делает нас несчастливыми.
Мое мнение на эту проблему неоднозначно.
Кто не мечтает счастья.?
Упражнение 16. Найдите предложения, в которых допущена грамматическая ошибка. Ответ дайте в цифровой форме.
1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!
2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.
Упражнение 17. Найдите в предложениях ошибки, связанные с управлением. Обратите внимание на лексическую сочетаемость, на форму (род, число, падеж), в которой стоят зависимые слова, выраженные именами существительными, местоимениями, на использованные предлоги. Внесите необходимые изменения.
1. Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора, его позицией на данную проблему.
2.Но он смог преодолеть боль и все обиды благодаря своей вере в том, что он прав.
3. Упражнение 18. Найдите грамматические ошибки в предложениях, осложненных однородными членами. Особое внимание обратите на глагольное управление, на зависимые слова при однородных членах, на способы выражения однородных членов.
2. Жители микрорайонов могут сами образовывать и распоряжаться общественными фондами.
3. С.П. Дягилев очень любил и покровительствовал театру.
поддержки...».
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ.
* .Неумение членораздельно сформулировать собственную мысль
1. Человеческое общество имеет свойство возвышать себя над другими существами планеты.
2. Проблема главного героя – это любовь к животным, это не проблема, а его достоинство, которым не каждый человек может похвастаться.
* Повтор слов
Недостаточность словарного запаса приводит к неоправданным лексическим повторам, тавтологии, употреблению слов в несвойственных им значенияхПримеры.
1 И когда вопрос заходит об их уничтожении мы не можем не задуматься над вопросом«стрелять или не стрелять». Именно такой вопрос поставил автор перед главным героем рассказа. Неточное словоупотребление
Примеры.
1. Ведь увидев бродячую собаку либо кошку на улице, мы испытываем чувство презрения.Нужно уметь переломить это чувство и, как бы это ни звучало банально, сжалиться.
2. Если люди при малейшей погрешности зверьков, будут убивать их, то милых, пушистых, беззащитных зайцев просто-напросто не останется.
* Многословие, неуместное употребление слова.
1. Более того, некоторые недобросовестные и жадные личности тем и зарабатывают, что медленно, но верно убивают нашу матушку-природу: занимаются браконьерством, вырубают леса, захламляют свалками такие порой замечательные пейзажи.
2. Каждый ребенок знает, что вместо одного срубленного дерева нужно посадить два, но не каждый взрослый следует этой морали. (Удачно использовано противопоставление, но неуместно использовано выделенное слово.)
Слайд 30*Нарушение лексической сочетаемости
Ученик далеко не всегда способен сохранить стилевое единство текста,
тогда сочинение превращается в размышление разговорно-бытового типа; или, напротив, автор впадает в ненужную и ложную патетику, высказывание состоит из звонких, но малозначимых фраз, грешит нарушением лексической сочетаемости, наличием лексики разных стилей.
1. Он не смог выстрелить в зайцев, в нем сыграли чувства. Чувство безмерной любви к живому. Он удивляется, любуется, в нем ожили все его чувства. «Боже, что я увидел!» восклицает он.
2. Я считаю, что это и есть одна из главных проблем, которую ставит автор
*Ошибки при построении ряда однородных членов.
1. Данный текст, а именно его смысл, на мой взгляд состоит в том, что автор хотел показать проблему отношения человека к животному миру и природе.
2. Любите, цените и уважайте природу. Не делайте из нее средство выживания и существования
Слайд 31Исправьте речевые ошибки в следующих предложениях:
1.На кассе висел прейскурант цен.
1 Бестселлером
этого сезона стала новая видеотехника.
3. Мне подарили презент.
4.Вопреки скептическим прогнозам в зале был аншлаг..
5 Тридцать лет своей биографии он посвятил детям.
6.я дефилировала мимо подружек с безразличным видом.
Логические ошибки.
1Подмена понятий(Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время).
2. Нарушение причинно- следственных отношений( Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились.)
3. Нарушение логики развертывания мысли.( Я согласен с автором:действительно,книга скоро изживет себя. Но пока книг издается все больше и больше,они еще долго будут радовать читателей.)
4. Отсутствие связи между высказываниями. (Автора возмущает человеческая жестокость. И действительно, сейчас многие родители уже не читают детям книги. Им легче включить мультики по телевизору.)
Слайд 33высказывания, унижающие человеческое достоинство, выра-
жающие высокомерное и циничное отношение к человеческой
личности, не-
доброжелательность, проявления речевой агрессии, жаргонные слова и обороты.
Этическая ошибка (исследования Щербининой Ю., Филиппова О. И др.)
проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая
агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение
негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации
форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление
бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», " Судя
по тому, что говорит автор, он маньяк" и др.).
Например:
«Михалков в своём репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы
читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги
устаревшими истинами».
«Прочитав текст, я не увидел никакой проблемы в нем. Автор просто пересказал один день своей жизни, при этом так ярко описал увиденное им, что можно подумать он увидел НЛО. Для него (автора), возможно, проблема была в том, что он не подстрелил ни одного из этих зайцев, хотя шел в капустник именно с этой целью. Нунеподстрелил и неподстрелил, – ничего страшного в этом нет и делать из этого проблему не стоит, тем более в начале текста сказано, что автор далеко “не охотник на зайцев”. Можно даже сказать, что он их любит (в принципе, как и любое другое животное (зверя). Даже его фамилия говорит сама за себя – П.Зайцев.
Вобщем, текст, мягко говоря “ниочем”. Согласиться или не согласиться с точкой зрения автора я не могу, поскольку не вижу его точки зрения (вернее, не вижу проблемы). Возможно, я ее не понял совсем (возможно, но маловероятно)».
ЭТИЧЕСКИЕ
ошибки
Задания по устранению этических ошибок.
1.Найдите нарушение этических норм в фрагменте сочинения.
2 Этически корректно возразите автору данного утверждения:
Сердечность-такой же дар, как и красота.
Слайд 35Фактические ошибки
А. Ученик не способен правильно оценить содержание текста и
вычленить одну из основных проблем. (Вообще не видят в тексте никакой проблемы, к счастью, единицы; наверно, срабатывает здравый смысл: если в задании требуется сформулировать и прокомментировать проблему – значит, она в нем должна быть).
1. Проблемой в данном рассказе явилось то, что главный герой живя в лесу очень сильно любил животных и ему было жаль убивать их. Он видел в них своих друзей. Ему было интересно наблюдать за ними, за их образом жизни. Но отец главного героя может не понимал сына, может просто хотел привить сыну охотничьи навыки. Но в конце рассказа видно, что отец смирился с тем что сын не может и не хочет убивать животных. Хотя они и могли оставить отца и сына без запасов на зиму.
2. В данном отрывке представлена проблема истребления животных. В современном мире это одна из самых актуальных проблем. Но люди и «ума приложить» не могут, насколько это губит наш «живой мир».
3. Если в лесах Молого-Шекснинского междуречья водится много зайцев, это не значит, что их надо убивать. В одних лесах их много, а в других может и вообще не быть. Если люди при малейшей погрешности зверьков, будут убивать их, то милых, пушистых, беззащитных зайцев просто напросто не останется. Нельзя убивать животных, даже если их очень много. Я считаю, что это и есть одна из главных проблем, которую ставит автор
Задания по устранению фактических ошибок.
.Найдите фактические ошибки в следующих суждениях:
*Автор утверждает ,что люди просто из равнодушия не обращают внимание на хулиганов.
*Действительно поведение наших хулиганов предсказуемо,а мало ли что могли вытворить американские разнузданные молодые люди?
Автор употребляет диалектные слова «треснул бы» и «заткнитесь»,потому что его *сильно разозлило поведение хулиганов.
*Есть пословица,которая гласит,что сила силу ломит. Американец был молодым и физически сильным,поэтому хулиганы и притихли.
Найди фактические ошибки в следующем фрагменте сочинения.
(Сравнение «импортные сорняки» отражает осуждающее отношение автора к неоправданному употреблению неоогизмов в нашей речи. В самом деле,зачем говорить «менеджер», если можно сказать «торговый представитель»? « Презент2,если есть прекрасное русское слово «подарок»? И поэтому эпитет « весьма отрадный факт» позволяет понять авторскую симпатию к Л. Якубовичу,поправляющему речь игроков,перенасыщенную заимствованиями.)
2. Найди фактические ошибки в следующих высказываниях:
*Современная литература отказалась от пушкинского завета «милость к падшим призывал», поэтому в последние годы милосердие исчезло из нашей жизни
*Глубокое сострадание вызывает у читателей, Семен Вырин ,Герой романа Н,В, Гоголя «Станционный смтритель».
Ф. М. Достоевский и И, С, Тургенев также в своих романах «Преступление и наказание» и « Муму» призывали видеть благородную душу..
.
Слайд 37 О том, насколько хорошо или плохо работает
учитель, судят обычно по результатам, которые имеют его ученики. Единый государственный экзамен мои уч-ся начали сдавать с 2009г В это время был и обязательный экзамен по литературе для всех . ЕГЭ мои уч-ся сдавали в 2013-2014 году и будут сдавать в 2015 г.
За все время уч-ся показали 100% успеваемость .
Показатель качества знаний по результатам экзамена выше городских или на уровне города.
Систематическую работу при подготовке к сочинению и работе над ошибками сочинения я веду с 2013 г. ( 11 –а кл. -я была классным руководителем и выпускала уч-ся) Это был класс ,где способности уч-ся выше среднего уровня. Они показали хороший результат при сдаче ЕГЭ( русский яз % в городе-65; в р-не-63.16 %; мои рез. -66.7% ;
Литература: город-66.76% ; р-н.-65.45 мои-73%).
Успешны были две аппеляции по русскому яз.(уч-ся Андреева .Т. и Крек К. были добавлены по 2 балла)
В 2014 г( 11-а-класс со средними способностями; результаты ЕГЭ русский-Город-66.4% ;р-н-63.7% ;мои рез.-63.8;
литература: город-64%; Р-н-58.3% ;мои рез.-68%);
(информация взята из отчета зав. уч. Игошевой Е, А, на педагогич. совете в 2014 г.