Печказова Светлана Петровна
Стихотворение Н.А.Некрасова
«На Волге»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Стихотворение Н.А.Некрасова
«На Волге»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Дом-усадьба Некрасовых в Грешнёво
Маленький Некрасов с матерью
Треволненья мирского далёкая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью не бледных устах...
Алексей Сергеевич Некрасов
…жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, безудержного пьянства,
Разврата грязного и мелкого тиранства…
Псовая охота
Детские годы поэта
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам…
Детские годы поэта
Бурлак – наёмный крестьянин в крепостной России, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы (лямки) речное судно против течения
По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек
большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъёма судов бечевою.
Детские годы поэта
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушёл бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!
Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз,
Я знать хотел, что значит он —
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки,
Котёл с расшивы принесли,
Уселись, развели костёр
И меж собою повели
Неторопливый разговор…
И.Е.Репин «Бурлаки на Волге» (1870 г.)
То, как играющий зверок,
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!
Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз,
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он —
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки,
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.
Бог весть что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом,
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же: «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…
прошлое
настоящее
настоящее
прошлое
прошлое
прошлое
прошлое
настоящее
Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке?
Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков?
Как они выглядели?
Какие слова в их разговоре поразили мальчика и показались непонятными? Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением?
Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом?
К кому обращена финальная часть стихотворения?
«ползли гурьбою бурлаки», «пригнувшись головой
к ногам», «невыносимо дик... их мерный похоронный крик», «с болезненным лицом», «тянул бы лямку, как медведь», «угрюмый, тихий и больной», «лохмотья жалкой нищеты, изнеможенные черты и, выражающий укор, спокойно-безнадежный взор», «унылый, сумрачный бурлак», « черты усталого лица», «покорность без конца», «с болезненным припевом «ой!»,
«в такт мотая головой»
Н.А.Некрасов считал одной из главных тем своей поэзии народную.
Он с детства впитывал уважение к простому русскому мужику-труженику, полюбил стихию народной лирической поэзии.
При чтении стихотворения Некрасова «На Волге» укрепляется в сознании мысль о невозможности эксплуатации людей, насилия одного над другим, нравственного, морального унижения человека человеком.
«Волга – колыбель моя»
«Река рабства и тоски»
«кричали кулики»
«шумели глухо камыши»
«рядами стаи белых птиц
…сидели важно на песке»
«синий бесконечный лес»
«светла и величава» «даль и ширь»
«монастырь»
«звон колоколов»
«темно-голубым волнам»
«родной реке»
«я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога, он так глубок,
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн»
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть