Презентация, доклад на тему История создания стихотворения Н.А.Некрасова На Волге

Содержание

ЦЕЛЬ:познакомить учащихся с детскими годами Н.А.Некрасова и историей создания стихотворения «На Волге», помочь понять его тему, идею, особенности использования антитезы как художественного приёма

Слайд 1Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка

Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна

Стихотворение Н.А.Некрасова

«На Волге»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики МордовияПечказова Светлана ПетровнаСтихотворение Н.А.Некрасова«На Волге»ДИДАКТИЧЕСКИЙ

Слайд 2ЦЕЛЬ:
познакомить учащихся с детскими годами Н.А.Некрасова и историей создания стихотворения «На

Волге», помочь понять его тему, идею, особенности использования антитезы
как художественного приёма
ЦЕЛЬ:познакомить учащихся с детскими годами Н.А.Некрасова и историей создания стихотворения «На Волге», помочь понять его тему, идею,

Слайд 3Н.А.Некрасов
Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я

ему служил – и сердцем я спокоен…
Н.А.НекрасовЯ лиру посвятил народу своему,Быть может, я умру, неведомый ему,Но я ему служил – и сердцем я

Слайд 4Детские годы поэта
Будущий поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821

года в семье мелкопоместного дворянина в небольшом местечке Немиров Каменец-Подольской губернии.
Через три года родители Некрасова переселились в село Грешнево Ярославской губернии и уезда, с которым и связаны детские воспоминания поэта.
Именно из Грешнёва Некрасов-поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию и привязанность к русскому народу.

Дом-усадьба Некрасовых в Грешнёво

Детские годы поэтаБудущий поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в семье мелкопоместного дворянина в

Слайд 5Детские годы поэта
Чудесные качества души Некрасов унаследовал от своей матери, Елены

Андреевны Закревской, женщины доброй и мечтательной. Елена Андреевна учила своих детей добру и красоте. знакомила с произведениями известных писателей и прививала любовь к русской классической литературе,
защищала, как могла, от отца-тирана.

Маленький Некрасов с матерью

Треволненья мирского далёкая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью не бледных устах...

Детские годы поэтаЧудесные качества души Некрасов унаследовал от своей матери, Елены Андреевны Закревской, женщины доброй и мечтательной.

Слайд 6Детские годы поэта
Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов был человеком грубым, жестоким,

невежественным. Целыми днями он разъезжал по соседям-помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев.

Алексей Сергеевич Некрасов

…жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, безудержного пьянства,
Разврата грязного и мелкого тиранства…

Псовая охота

Детские годы поэтаОтец поэта Алексей Сергеевич Некрасов был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями он разъезжал по

Слайд 7Невдалеке от Грешнёво протекала величавая русская река Волга. Вместе со своими

деревенскими друзьями маленький Некрасов часто бывал на волжском берегу. Он искренне полюбил речной простор, прекрасные пейзажи, открывающиеся с берега, леса и поля вдалеке, всё то, что называется родиной.

Детские годы поэта

О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще всё в мире спит
И алый блеск едва скользит

По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьем по островам…

Невдалеке от Грешнёво протекала величавая русская река Волга. Вместе со своими деревенскими друзьями маленький Некрасов часто бывал

Слайд 8Но однажды мальчик был потрясён открывшейся перед ним картиной:
по берегу

реки, почти пригнувшись головой к ногам, толпа измождённых бурлаков из последних сил тянула огромную биржу.
Величие реки Волги и непосильный труд крестьян повергли мальчика
и на всю жизнь оставили неизгладимый след в душе.

Детские годы поэта

Бурлак – наёмный крестьянин в крепостной России, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы (лямки) речное судно против течения
По всей Волге судорабочие бурлаки идут ежегодно со вскрытием рек
большими артелями в низовые губернии, с лямками, для подъёма судов бечевою.

Но однажды мальчик был потрясён открывшейся перед ним картиной: по берегу реки, почти пригнувшись головой к ногам,

Слайд 9Некрасов иногда приходил к бурлакам, располагавшимся привалом у реки, внимательно всматривался

в их лица, прислушивался к разговорам, которые они вели между собой. Эти воспоминания и лёгли в основу стихотворения «На Волге».

Детские годы поэта

Тогда я думать был готов, Что не уйду я никогда С песчаных этих берегов. И не ушёл бы никуда — Когда б, о Волга! над тобой Не раздавался этот вой! Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз,

Я знать хотел, что значит он — И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки,
Котёл с расшивы принесли, Уселись, развели костёр И меж собою повели Неторопливый разговор…

Некрасов иногда приходил к бурлакам, располагавшимся привалом у реки, внимательно всматривался в их лица, прислушивался к разговорам,

Слайд 10История создания стихотворения «На Волге» (1860 г.)
«Однажды, рассказывая о своём детстве,

Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребёнком на Волге, и пересказал мне…
Позже прочитав «На Волге», я понял, что рассказанный мне разговор передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений»
Н.Г. Чернышевский
История создания стихотворения «На Волге» (1860 г.)«Однажды, рассказывая о своём детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им

Слайд 11История создания стихотворения «На Волге» (1860 г.)
Стихотворение «На Волге» («Детство Валежникова»)

написано в 1860 году.
Это автобиографическое произведение, в котором поэт вспоминает своё детство на Волге, сравнивает красоты родного края и рабский труд простых людей, которые трудились на этой реке.
В стихотворении «На Волге» читателю открывается картина
бедственного положения и тяжёлого труда народа – бурлачество.

И.Е.Репин «Бурлаки на Волге» (1870 г.)

История создания стихотворения «На Волге» (1860 г.)Стихотворение «На Волге» («Детство Валежникова») написано в 1860 году.Это автобиографическое произведение,

Слайд 12Словарная работа
Бурлак — наёмный рабочий в России XVI - начала XX веков, который, идя

по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII - XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.

Бечева — канат или трос, на котором буксируется судно людьми или лошадьми, двигающимися по берегу вдоль водного пути (реки, канала).

Расшива — парусное речное судно, обычно плоскодонное, на Волге и Каспии. Строились в XVIII - XIX веках.

Челнок — маленькая узкая лодка

Барка — речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги. 
Словарная работаБурлак — наёмный рабочий в России XVI - начала XX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно

Слайд 13«На Волге»
В каких-то розовых мечтах Я позабылся. Сон и зной Уже царили надо

мной. Но вдруг я стоны услыхал, И взор мой на берег упал. Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки, И был невыносимо дик И страшно ясен в тишине Их мерный похоронный крик — И сердце дрогнуло во мне.
О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зарям, Когда еще всё в мире спит И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке. Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьем по островам.

То, как играющий зверок, С высокой кручи на песок Скачусь, то берегом реки Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов, Что не уйду я никогда С песчаных этих берегов. И не ушел бы никуда — Когда б, о Волга! над тобой Не раздавался этот вой! Давно-давно, в такой же час, Его услышав в первый раз, Я был испуган, оглушен. Я знать хотел, что значит он — И долго берегом реки Бежал. Устали бурлаки, Котел с расшивы принесли, Уселись, развели костер И меж собою повели Неторопливый разговор.

«На Волге»В каких-то розовых мечтах Я позабылся. Сон и зной Уже царили надо мной. Но вдруг я

Слайд 14«На Волге»
«Когда-то в Нижний попадём? — Один сказал. — Когда б попасть Хоть

на Илью…» — «Авось придём, — Другой, с болезненным лицом, Ему ответил. — Эх, напасть! Когда бы зажило плечо, Тянул бы лямку, как медведь, А кабы к утру умереть — Так лучше было бы ещё…» Он замолчал и навзничь лег. Я этих слов понять не мог, Но тот, который их сказал, Угрюмый, тихий и больной, С тех пор меня не покидал! Он и теперь передо мной: Лохмотья жалкой нищеты, Изнеможённые черты И, выражающий укор, Спокойно-безнадёжный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой, Лишь поздно вечером домой Я воротился. Кто тут был — У всех ответа я просил

На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне, Я бредил. Няню испугал: «Сиди, родименькой, сиди! Гулять сегодня не ходи!» Но я на Волгу убежал. Бог весть что сделалось со мной? Я не узнал реки родной: С трудом ступает на песок Моя нога: он так глубок; Уж не манит на острова Их ярко-свежая трава, Прибрежных птиц знакомый крик Зловещ, пронзителен и дик, И говор тех же милых волн Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..

«На Волге»«Когда-то в Нижний попадём? — Один сказал. — Когда б попасть Хоть на Илью…» — «Авось

Слайд 15«На Волге»
Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне

увидал: Всё ту же песню ты поешь, Всё ту же лямку ты несёшь, В чертах усталого лица Всё та ж покорность без конца… Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей! Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям.

И, как ему, — не довелось Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел? Как он, безгласно ты умрешь, Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком Твой след на этих берегах, Где ты шагаешь под ярмом, Не краше узника в цепях, Твердя постылые слова, От века те же: «раз да два!» С болезненным припевом «ой!» И в такт мотая головой…

«На Волге»Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Всё ту же

Слайд 16«На Волге»
Составьте план стихотворения и соотнесите его со временем
1.Волжские пейзажи.
2.Волжские пейзажи.
3.Встреча

с бурлаками.
4.Волжские пейзажи.
5.Первая встреча с бурлаками.
6.Детские вопросы испуганного ребёнка.
7.Волжские пейзажи.
8.Размышления о судьбах бурлака.

прошлое
настоящее
настоящее
прошлое
прошлое
прошлое
прошлое
настоящее

Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке?
Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков?
Как они выглядели?
Какие слова в их разговоре поразили мальчика и показались непонятными? Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением?
Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом?
К кому обращена финальная часть стихотворения?

«На Волге»Составьте план стихотворения и соотнесите его со временем1.Волжские пейзажи.2.Волжские пейзажи.3.Встреча с бурлаками.4.Волжские пейзажи.5.Первая встреча с бурлаками.6.Детские

Слайд 17«На Волге»
Выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые

использует Н.А.Некрасов
для создания образов героев своего стихотворения

«ползли гурьбою бурлаки», «пригнувшись головой к ногам», «невыносимо дик... их мерный похоронный крик», «с болезненным лицом», «тянул бы лямку, как медведь», «угрюмый, тихий и больной», «лохмотья жалкой нищеты, изнеможенные черты и, выражающий укор, спокойно-безнадежный взор», «унылый, сумрачный бурлак», « черты усталого лица», «покорность без конца», «с болезненным припевом «ой!»,
«в такт мотая головой»

Н.А.Некрасов считал одной из главных тем своей поэзии народную.
Он с детства впитывал уважение к простому русскому мужику-труженику, полюбил стихию народной лирической поэзии.
При чтении стихотворения Некрасова «На Волге» укрепляется в сознании мысль о невозможности эксплуатации людей, насилия одного над другим, нравственного, морального унижения человека человеком.

«На Волге»Выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А.Некрасовдля создания образов героев своего

Слайд 18«На Волге»
Выпишите из текста эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А.Некрасов для

создания следующих образов:

«Волга – колыбель моя» 

«Река рабства и тоски»

«кричали кулики»
«шумели глухо камыши»
«рядами стаи белых птиц
…сидели важно на песке»
«синий бесконечный лес»
«светла и величава» «даль и ширь»
«монастырь»
«звон колоколов»
«темно-голубым волнам»
«родной реке»

«я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога, он так глубок,
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн»

«На Волге»Выпишите из текста эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А.Некрасов для создания следующих образов:«Волга – колыбель моя» «Река

Слайд 19«На Волге»
Мы видим в изображении Некрасова два противоположных пейзажа:
Волга-колыбель, светлая,

величавая, и река рабства и тоски.

Такой приём называется антитеза
«На Волге»Мы видим в изображении Некрасова два противоположных пейзажа: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски.

Слайд 20«На Волге»
Это произведение имеет сложную композицию, потому что сочетает в себе

два временных плана: прошлое и настоящее.
Оно построено на приёме антитезы, то есть противопоставления.
Здесь используются пейзажные и портретные характеристики, прямое авторское рассуждение – обращение к читателю и героям.

«На Волге»Это произведение имеет сложную композицию, потому что сочетает в себе два временных плана: прошлое и настоящее.

Слайд 215
Всем
спасибо
за работу!
ВЫХОД

5Всемспасибо за работу!ВЫХОД

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть