Презентация, доклад на тему Исторические сюжеты в творчестве Пушкина

Содержание

«Только одна история народа может объяснить истинные требования оного»«Я не поколебался писать историю России после Карамзина; утвердительно скажу, что я верно изобразил историю России; я знал подробности событий, я чувствовал их, как русский; я был

Слайд 1Исторические сюжеты
в творчестве А. С. Пушкина



Пушкин в 8 классе:

(«Песнь о вещем Олеге»
«Полтава»
« Борис Годунов»)

Исторические сюжеты в творчестве А. С. Пушкина

Слайд 2
«Только одна история народа может объяснить истинные требования оного»
«Я не

поколебался писать историю России после Карамзина; утвердительно скажу, что я верно изобразил историю России; я знал подробности событий, я чувствовал их, как русский; я был беспристрастен, как гражданин мира»... ( А. С. Пушкин)
«Только одна история народа может объяснить истинные требования оного»«Я не поколебался писать историю России после Карамзина;

Слайд 3«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин написал в 1822 году. Почти

год работал поэт над этой историей. В основу написания лег летописный рассказ об Олеге, который был первым правившим киевским князем. Прозвали его «вещим» за победоносный поход на греков в 907 году. В своем стихотворении Пушкин почти без изменений передал этот рассказ. И художественная форма изложения исторического факта стала для нас более надежным хранилищем, чем первоисточник.
«Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкин написал в 1822 году. Почти год работал поэт над этой историей.

Слайд 4Князь Олег Вещий (869-912) известен как основатель Киевской Руси.
Почему "вещий"? Так

его назвали за гениальное качество предвидеть ситуацию. Особо оно проявилось при взятии Царьграда, когда, развернув паруса и поставив корабли на колеса, он стремительно достиг назначенной цели.
Князь Олег Вещий (869-912) известен как основатель Киевской Руси.Почему

Слайд 5Пушкин по дороге в ссылку на юг побывал в Киеве. Здесь

поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это – могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью. Пушкин читает легенду у Карамзина:

Олег …призвал к себе волхвов-прорицателей и спросил: "От чего суждено мне умереть?" И волхвы ответили: "Примешь ты, князь, смерть от своего любимого коня". Опечалился Олег и сказал: "Если так, то никогда больше не сяду на него". Он приказал увести коня, кормить его и беречь, а себе взял другого.
Прошло немалое время. Как-то раз вспомнил Олег своего старого коня и спросил, где он сейчас и здоров ли. Ответили князю: "Уже три года прошло, как умер твой конь".
Тогда воскликнул Олег: "Солгали волхвы: конь, от которого они сулили мне смерть, умер, а я жив!" Он захотел увидеть кости своего коня и поехал в чистое поле, где лежали они в траве.
Князь тронул ногой конский череп и сказал, усмехнувшись: "От этого ли черепа смерть мне принять?" Но тут из конского черепа выползла ядовитая змея - и ужалила Олега в ногу. И от змеиного яда умер Олег.

Пушкин по дороге в ссылку на юг побывал в Киеве. Здесь поэта и заинтересовал один из древних

Слайд 6 Кто такие хазары и почему они неразумны?
Хазария – было большое

степное государство, которое содержало наемную армию.
В «Повести временных лет» летописец рассказывает о том, как к князю Владимиру пришли хазарские евреи с предложением принять их веру - талмудический иудаизм, то есть прибрать к рукам русские земли, как это легко удавалось им с другими государствами. Но Владимир отказался в резких выражениях.
Кто такие хазары и почему они неразумны?Хазария – было большое степное государство, которое содержало наемную армию.В

Слайд 7Кудесник — м. 1. Волшебник, колдун, волхв. 2. перен. Тот, кто

способен изумлять, восхищать своим высоким мастерством, своим искусством. (Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …)

Перун — это бог воинов, который поражает своих врагов молниями.

Кудесника Пушкин приравнивает к себе самому.
Волхв назван «вдохновенным», как и сам поэт. И Пушкина и волхва роднит тот факт, что они не подчинены – Пушкин воле царя, а волхв - воле князя.
(Вспомним, что в ссылке поэт оказался за вольнолюбивые стихи).

Кудесник — м. 1. Волшебник, колдун, волхв. 2. перен. Тот, кто способен изумлять, восхищать своим высоким мастерством,

Слайд 8«Волхвы не боятся могучих владык,      А княжеский дар им не нужен; Правдив и

свободен их вещий язык      И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:      Воителю слава — отрада; Победой прославлено имя твое;     Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе.

Проанализируйте разговор Олега с кудесником? Как Пушкин подчеркивает снисходительность одного и независимость другого?

«Волхвы не боятся могучих владык,      А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык

Слайд 9И синего моря обманчивый вал      В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела,

и лукавый кинжал      Щадят победителя годы... Под грозной броней ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов;      Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов,      То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего».

Чем отличается эта часть стихотворения от легенды?
Зачем Пушкин подробно описывает коня?

И синего моря обманчивый вал      В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал      Щадят

Слайд 10Олег усмехнулся — однако чело      И взор омрачилися думой. В молчаньи, рукой опершись

на седло,      С коня он слезает, угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой.
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,      Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога      В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня,

Проанализируйте речь Олега. Какими средствами передает Пушкин настроение князя? Какие чувства обуревают Олега?

Олег усмехнулся — однако чело      И взор омрачилися думой. В молчаньи, рукой опершись на седло,      С коня

Слайд 11Покройте попоной, мохнатым ковром;      В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным

зерном;      Водой ключевою поите». И отроки тотчас с конем отошли, А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег      При звоне веселом стакана. И кудри их белы, как утренний снег      Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они...

Покройте попоной, мохнатым ковром;      В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном;      Водой ключевою поите».

Слайд 12«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —      Скажите, где конь

мой ретивый? Здоров ли? все так же ль лего́к его бег?      Все тот же ль он бурный, игривый?» И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник      И думает: «Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик!      Презреть бы твое предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня». И хочет увидеть он кости коня.

Докажите, что этот фрагмент стихотворения является кульминацией стихотворения.

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —       Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? все

Слайд 13Вот едет могучий Олег со двора,      С ним Игорь и старые гости, И

видят — на холме, у брега Днепра,      Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил      И молвил: «Спи, друг одинокой! Твой старый хозяин тебя пережил:      На тризне, уже недалекой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь!
Вот едет могучий Олег со двора,      С ним Игорь и старые гости, И видят — на холме,

Слайд 14Так вот где таилась погибель моя!      Мне смертию кость угрожала!» Из мертвой главы

гробовая змея,      Шипя, между тем выползала; Как черная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: «лживый, безумный старик»?

В буддизме, иудаизме змея, кобра) была символом защитницы. Некоторые буддисты даже видели в змеях (кобрах) самого могущественного бога, который перевоплощается для того, чтобы спасать человечество от голода и болезней

С конем в княжеско-дружинной среде Древней Руси был связан целый ряд ритуальных действий. После обряда «посажения на коня» князья и дружинники считались воинами.

Какой глубинный смысл можно увидеть в балладе на основании этих символов?

Так вот где таилась погибель моя!      Мне смертию кость угрожала!» Из мертвой главы гробовая змея,      Шипя, между

Слайд 15Ковши круговые, запенясь, шипят      На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на

холме сидят;      Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.

Вопросы и задания

Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада.
(баллада - стихотворение с напряженным и острым сюжетом.
«Балладным» стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий.
Каждая строфа содержит шесть строк с системой рифмовки абабсс.
Сопоставляются образы.
Используется в стихотворении много архаических слов и форм, а также изобразительно – выразительных средств.)

Ковши круговые, запенясь, шипят      На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят;      Дружина пирует

Слайд 16
Какова идея баллады?
Во всех ли строфах использован одинаковый порядок рифм? Ответ

обоснуйте.
Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
Выучите наизусть отрывок из баллады.
Напишите эссе по балладе :
« Нужно ли было князю «презреть…предсказание» волхва? (не забудьте, что каждая мысль должна подкрепляться цитатой из текста)

Какие художественные приемы делают выразительными и запоминающимися образы Олега и кудесника?
Какие темы поднимает Пушкин в «Песне…»

Какова идея баллады?Во всех ли строфах использован одинаковый порядок рифм? Ответ обоснуйте. Подготовьте планы баллады и отрывка

Слайд 17Полтава
"Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий

царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем.

"Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем.

"Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем.

"Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем.

"Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем.
Пушкин А. С.

Полтава

Слайд 18Пушкин написал поэму в 1828 году в возрасте 29 лет.

Полтава –

это полтавская битва, победа Русской армии и императора Петра I над шведами, возглавляемыми до того счастливым в боях королем Карлом XII.
Пушкин написал поэму в 1828 году в возрасте 29 лет.Полтава – это полтавская битва, победа Русской армии

Слайд 20Полтава
(отрывок)
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым

багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там;
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.

Объясните значение выражения «сыны любимые победы». Какой это троп?

Полтава (отрывок)Горит восток зарею новой.Уж на равнине, по холмамГрохочут пушки. Дым багровыйКругами всходит к небесамНавстречу утренним лучам.Полки

Слайд 21Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкий Шлипенбах.
Тесним

мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.

Вольмар Антон фон Шлиппенбах— военачальник, участник Северной войны, генерал-майор шведской армии (1701), действовал в Прибалтике, затем участвовал в Русском походе Карла XII, в битве при Полтаве (1709) попал в плен, в 1712 году принят на русскую военную службу, получил чин генерал-поручика (1714).

Розен - военачальник генерал
шведской армии
участвовал в Русском походе Карла XII, в битве при Полтаве



Объясните значение выражений «темнеет слава их знамен»,«бога браней благодатью»,

Пальбой отбитые дружины,Мешаясь, падают во прах.Уходит Розен сквозь теснины;Сдается пылкий Шлипенбах.Тесним мы шведов рать за ратью;Темнеет слава

Слайд 22Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!» Из шатра,
Толпой

любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза Сияют.
Лик его ужасен. Движенья быстры.
Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.

Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь, Дрожит.
Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
Кой-где гарцуют казаки.
Равняясь, строятся полки.
Молчит музыка боевая.
На холмах пушки, присмирев,
Прервали свой голодный рев.
И вот, равнину оглашая,
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.

Как обрисован в поэме Петр I? Какими художественными средствами выражено отношение поэта к Петру как императору и воину?

Тогда-то свыше вдохновенныйРаздался звучный глас Петра:«За дело, с Богом!» Из шатра,Толпой любимцев окруженный,Выходит Петр. Его глаза Сияют.Лик

Слайд 23И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал

очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин. - Александр Данилович Меншиков (1672 -1729)- государственный и военный деятель, за несколько лет до Полтавской битвы, в 1704 году, был произведён в генерал-майоры.

Выпишите в тетрадь из данного фрагмента текста различные виды изобразительно-выразительных средств, назовите их и раскройте их значение для выражения чувств и настроений автора.

И он промчался пред полками,Могущ и радостен, как бой.Он поле пожирал очами.За ним вослед неслись толпойСии птенцы

Слайд 24И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая

раной, Карл явился.
Вожди героя шли за ним.
Он в думу тихо погрузился.
Смущенный взор изобразил
Необычайное волненье.
Казалось, Карла приводил
Желанный бой в недоуменье...
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки. И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:

Сопоставьте описания Петра и Карла. Какой прием использует Пушкин в создании образов? В чем, по-вашему, значение этого приема? Как вы думаете, сравнение императоров только лишь отражает реальные события Полтавского боя или в этом скрывается нечто большее, характеризующее замысел автора?

И перед синими рядамиСвоих воинственных дружин,Несомый верными слугами,В качалке, бледен, недвижим,Страдая раной, Карл явился.Вожди героя шли за

Слайд 25И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над

падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит:

И следом конница пустилась,
Убийством тупятся мечи,
И падшими вся степь покрылась,
Как роем черной саранчи.

Выучите этот фрагмент стихотворения наизусть или сделайте его письменный анализ.

И грянул бой, Полтавский бой!В огне, под градом раскаленным,Стеной живою отраженным,Над падшим строем свежий стройШтыки смыкает. Тяжкой

Слайд 26Пирует Петр. И горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский

пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождуй, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.

Вопросы и задания

Попробуйте по прочитанному от
рывку воссоздать образ русского воинства, дать ему характеристику. Какое настроение владеет бойцами? Как оно выражено?

Сопоставьте изображение Петра перед боем, во время боя и во время празднования победы. Что объединяет и что отличает эти описания?

Отметьте особенности и роль звукописи в описании Полтавского боя. Какое впечатление производит на слушателей ассимиляция, как она передает настроение самих участников и свидетелей событий?

Пирует Петр. И горд, и ясен,И славы полон взор его.И царский пир его прекрасен.При кликах войска своего,В

Слайд 27Расположите события, описываемые А. С. Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологическом

порядке.

Объясните метафору: «...Горит восток зарею новой»

Как перекликается изображение Петра в «Полтаве» с его оценкой, данной Пушкиным в «Медном всаднике»:
О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?»

Прочитайте вступительный и заключительный отрывки, приведенные в хрестоматии Отличаются ли они в интонационно-стилистическом отношении от. описания боя, если да, то в чем?.

Расположите события, описываемые А. С. Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологическом порядке. Объясните метафору: «...Горит восток зарею

Слайд 28Она была написана под влиянием чтения Пушкиным «Истории государства Российского» Н.М.

Карамзина.  

«Борис Годунов»— историческая  драма А. С. Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское.

Она была написана под влиянием чтения Пушкиным «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.  «Борис Годунов»— историческая  драма А. С.

Слайд 29Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек.

Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая власть — есть насилие, значит, зло.
Также основной темой является источник власти и ответственность за народ правящей верхушки. Устами персонажа драмы, своего однофамильца, Пушкина автор говорит об источнике власти как о «мнении народном» и выводит правящую элиту, как сборище честолюбцев и предателей.

Пушкин использовал для сюжета народный слух об убийстве цесаревича Дмитрия по приказу Бориса Годунова, что исторически не подтверждено. 

Одна из основных тем, поднимаемых в трагедии, — власть и человек. Пушкин даёт абсолютно чёткое определение: любая

Слайд 30
Бориса сажают на царствование.

На дворе 1598 год.
Пимен и Григорий в Чудовом монастыре Через четыре года после этих событий в Чудовом монастыре отец Пимен пишет свою летопись об убийстве царевича Дмитрия.
Рядом с ним молодой инок Григорий, которому старый монах рассказывает обо всех обстоятельствах этого кровавого дела. В голове юного послушника рождается коварный план, целью которого является объявление себя выжившим царевичем.
Он бежит из монастыря. Так начался путь Лжедмитрия в Москву.
Это представление о Смутном времени на Руси такого автора, как Пушкин.

краткое содержание

Два чувства дивно близки нам:
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Пушкин А. С.

Бориса сажают на царствование. На дворе 1598 год. Пимен и

Слайд 31Вопросы и задания

С помощью каких

средств автор рисует образ летописца?
Как характеризуют Пимена его собственные слова?
Как Пимен относится к своему труду летописца?
Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?
Можем ли мы кратко восстановить биографию Пимена?
Какое событие изменило судьбу Пимена?
Как Пимен относится к Григорию?
Как характеризует Пимена отношение к Григорию?
Как характеризует Пимена раздумья и размышления Григория?

Вопросы и задания      С помощью каких средств автор рисует образ летописца?

Слайд 32 Только ли царей винит в преступлениях Пимен?

Можно ли назвать сон Григория вещим?
Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы?
Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола
Димитрия?
Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного?
Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного?
Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?


..Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
А мой покой бесовское мечтанье тревожило
И враг меня мутил..

Только ли царей винит в преступлениях Пимен? Можно ли назвать сон Григория вещим?

Слайд 33 Воссоздавая в трагедии далекие исторические события, Пушкин

 выдвинул в ней свой общий взгляд на исторические судьбы России, на самодержавие, на взаимоотношения власти и народа.
Именно После завершения работы над «Борисом Годуновым» Пушкин писал Петру Вяземскому в начале ноября 1825 года: «Трагедия моя кончена; я перечел её вслух, один, и бил в ладоши, и кричал: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!»


Счастлив, о Пушкин,
кому высокую душу Природа, Щедрая Матерь, дала,
верного друга — мечту, Пламенный ум и не сердце холодной толпы! Он всесилен В мире своем; он творец!
В. Кюхельбекер

Воссоздавая в трагедии далекие исторические события, Пушкин  выдвинул в ней свой общий взгляд

Слайд 34Конец I части

Прочитать роман «Капитанская дочка»
«Народ подавлен и раздражен. 1830-й год

— печальный год для нас. Будем надеяться — надеяться всегда хорошо»
Конец I частиПрочитать роман «Капитанская дочка»«Народ подавлен и раздражен. 1830-й год — печальный год для нас. Будем

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть