Презентация, доклад на тему Исследовательский проект по русскому языку ученицы 10 класса Маликовой Оксаны

Содержание

Сухомлинский говорил, что речевая культура человека-зеркало его духовной культуры.

Слайд 1 «О терпеливый мой язык!» (культура речи и языковая норма)
Выполнила:

Маликова Оксана, МОУ Первомайская СОШ
«О терпеливый мой язык!»   (культура речи и языковая норма) Выполнила: Маликова Оксана,  МОУ

Слайд 2Сухомлинский говорил, что речевая культура человека-зеркало его духовной культуры.

Сухомлинский говорил, что речевая культура человека-зеркало его духовной культуры.

Слайд 3Актуальность
Повышение речевой культуры учащихся — одна из актуальных задач, стоящих перед

современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Наблюдения показывают, что однотипные нарушения встречаются в речи разных детей, повторяются из поколения в поколение. Следовательно, их появление связано с объективными закономерностям, определить которые мы и попытаемся. Под речевыми ошибками при этом следует понимать любые случаи отклонения от действующих языковых Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной проблеме и создали проект, который назвали «О, терпеливый наш язык!»


АктуальностьПовышение речевой культуры учащихся — одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Особое значение имеет работа

Слайд 4Проблема

Овладение школьниками русским языком, как правило, сопровождается большим количеством

речевых и грамматических ошибок


Проблема  Овладение школьниками русским языком, как правило, сопровождается большим количеством речевых и грамматических ошибок

Слайд 5 Цель: привлечь внимание учащихся, их родителей, учителей к

данной проблеме; формировать потребность соблюдать РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, создать пособие для школьников, способствующее предупреждению и устранению морфологических ошибок.
Объект исследования: типичные морфологические ошибки школьников, причины возникновения этих ошибок, приёмы их предупреждения и устранения.
Предмет исследования: слова, в которых наиболее часто нарушаются морфологические нормы
Гипотеза исследования:
уровень культуры речи учащихся повысится, если постоянно привлекать внимание к данной проблеме, активно включать учащихся в изучение морфологических норм языка, прививать навык пользования словарями, учащиеся почувствуют ответственность за свой родной язык.
Применение обучающимися пособия «Морфологические ошибки. Пути их устранения» сократит количество грамматических ошибок в устной и письменной речи школьников.




Цель: привлечь внимание учащихся, их родителей, учителей к данной проблеме; формировать потребность соблюдать РЕЧЕВЫЕ

Слайд 6Задачи

1.Изучить литературу по данной теме.
2.Провести социологическое исследование по выявлению слов,

в которых наиболее часто делают ошибки окружающие нас люди.
2.1 Подготовить диагностические карты для тест – опроса. Провести тест – опрос.
2.2.Выявить слова – лидеры по ошибкам.
3.Наметить пути повышения речевой культуры наших одноклассников.
3.1.Провести школьную акцию «За чистоту русской речи!».
3.2. Проводить речевые пятиминутки на уроках русского языка. Собрать коллекцию запоминалок
3.4. Познакомиться со словарями.
4.Провести повторный эксперимент.
5. Выступить с защитой проекта на научно – исследовательской конференции.


Задачи1.Изучить литературу по данной теме. 2.Провести социологическое исследование по выявлению слов, в которых наиболее часто делают ошибки

Слайд 7Методы исследования

Методы исследования

Слайд 8Первый этап – теоретический

Задача
Раскрыть содержание понятий «речевые и

грамматические ошибки».

Первый этап – теоретическийЗадача   Раскрыть содержание понятий «речевые и грамматические ошибки».

Слайд 9Понятие нормы
Норма – единственно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления

слова, формы, конструкции.

Понятие нормыНорма – единственно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления слова, формы, конструкции.

Слайд 10нормы
Орфоэпические
Лексические
Грамматические
Словообразовательные
Морфологические
Синтаксические

нормыОрфоэпические ЛексическиеГрамматическиеСловообразовательныеМорфологическиеСинтаксические

Слайд 11Речевая ошибка

В работах М. Р. Львова под

речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма». Цейтлин С. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм». Наиболее полное определение речевых ошибок и недочетов дано в работах Т.А. Ладыженской.
 
По ее мнению, речевая ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка.

Речевая ошибка     В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное

Слайд 12Грамматическая ошибка

Грамматические ошибки - это неcоблюдение норм

слово и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Грамматическая ошибка     Грамматические ошибки - это неcоблюдение норм слово и формообразования, норм синтаксической

Слайд 13Морфологические нормы
1.Ошибки в образовании имен существительных, связанных с категориями числа:


Морфологические нормы 1.Ошибки в образовании имен существительных, связанных с категориями числа:

Слайд 14Использование существительных в речи
Формы род.п.мн.ч.:

Использование существительных в речиФормы род.п.мн.ч.:

Слайд 15Использование прилагательных в речи
Нельзя соединять в одной конструкции простую и сложную

степень сравнения:

Использование прилагательных в речиНельзя соединять в одной конструкции простую и сложную степень сравнения:

Слайд 16Использование числительных в речи

Использование числительных в речи

Слайд 17Использование глаголов в речи

Использование глаголов в речи

Слайд 18Использование местоимений в речи

Использование местоимений в речи

Слайд 19Второй этап – практический

Задачи
1. Составить перечень

типичных морфологических ошибок, допускаемых школьниками. Выяснить причины появления ошибок в речи школьников.
2. Составить диагностические листы,провести тест - опрос
3. Разработать пособие для обучающихся 5 – 11 класс «Морфологические ошибки. Пути их устранения».

Второй этап – практический   Задачи   1. Составить перечень типичных морфологических ошибок, допускаемых школьниками.

Слайд 20Мы провели опрос среди жителей поселка и учащихся МОУПервомайская СОШ
Количество опрошенных:

78 человек
Возраст опрошенных: от 9 до 50 лет.
Задав жителям поселка вопрос «Нужно ли говорить правильно?» , мы выяснили , что 62% людей считают, что нужно, а 48% что «нет».
Участники опроса считают, что нужно говорить правильно, потому что
правильная речь показывает красоту русского языка;
говорит об образованности человека;
помогает людям понимать друг друга.

Мы провели опрос среди жителей поселка и учащихся МОУПервомайская СОШ Количество опрошенных: 78 человекВозраст опрошенных: от 9

Слайд 21 Исправят ли они собеседника, если он допустит ошибку
55% исправят, а

45% нет.
Те, кто исправят ошибку, сделают это потому что
нужно уважать свой родной язык;
чтобы человек знал, как говорить правильно;
чтобы в дальнейшем человек не допускал ошибок;
Нет
Из уважения к собеседнику;
так как не имеют необходимых знаний или
считают это некорректным.




Исправят ли они собеседника, если он допустит ошибку55% исправят, а 45% нет.Те, кто исправят ошибку, сделают

Слайд 22Вывод
Таким образом, мы выяснили, что большинство жителей поселка считает, что необходимо

говорить правильно (62%), но далеко не все (38%) могут исправить собеседника, если он допустит ошибку.
ВыводТаким образом, мы выяснили, что большинство жителей поселка считает, что необходимо говорить правильно (62%), но далеко не

Слайд 232. Диагностический лист для тест – опроса.
Таблица. Диагностический лист для тест

– опроса.

2. Диагностический лист для тест – опроса. Таблица. Диагностический лист для тест – опроса.

Слайд 24Диагностический лист для тест – опроса.

Диагностический лист для тест – опроса.

Слайд 27Слова – лидеры по ошибкам

Слова – лидеры по ошибкам

Слайд 283. Пути повышения речевой культуры.
Акция «За чистоту русской речи!»

3. Пути повышения речевой культуры. Акция «За чистоту русской речи!»

Слайд 29Речевые пятиминутки на уроках русского языка.
Нет ЛОЖИ - ПОЛОЖЬ - ПОКЛАДИ


есть ПОЛОЖИ – КЛАДИ

Не клади лук в суп, положи чеснок!

.

Речевые пятиминутки на уроках русского языка. Нет  ЛОЖИ - ПОЛОЖЬ - ПОКЛАДИ есть ПОЛОЖИ – КЛАДИНе

Слайд 32Нет туфель, сапог
Одна пара модных туфель Стоит, как огромный трюфель.

Зато кожаных сапог Накупил я, сколько смог!
Нет туфель, сапог  Одна пара модных туфель Стоит, как огромный трюфель.  Зато кожаных сапог Накупил

Слайд 33Чулок, но Носков
«Чулки» и «носки» подчиняются простому правилу: чем короче,

тем длиннее.
Носки короткие – слово длинное: носков (6 букв) Чулки длинные – слово короткое: чулок (5 букв)

Чулок, но Носков «Чулки» и «носки» подчиняются простому правилу: чем короче, тем длиннее.  Носки короткие –

Слайд 34Третий этап – контролирующий

Задача
1. Создать презентацию.

2. Оформить работу в соответствии с «Положением о конкурсе».

Третий этап – контролирующий  Задача   1. Создать презентацию.  2. Оформить работу в соответствии

Слайд 354.Защита проекта.

4.Защита проекта.

Слайд 36Результаты

Выявлены причины морфологических ошибок школьников.
Составлен перечень типичных морфологических ошибок, допускаемых

школьниками..
Создано пособие «Морфологические ошибки. Пути их устранения".
Создана презентация.

Результаты Выявлены причины морфологических ошибок школьников. Составлен перечень типичных морфологических ошибок, допускаемых школьниками..Создано пособие «Морфологические ошибки. Пути

Слайд 37Выводы

1. Основные причины речевых и грамматических ошибок школьников:
- влияние одного языка

на другой;
- невысокий уровень сформированности грамматических навыков и знаний;
- невладение запасом лексики и правилами грамматики;
- недостаточное развитие оперативной памяти.
2. Типичные ошибки, допускаемые школьниками:
- образование имен существительных, прилагательных, связанных с категориями рода, числа, падежа;



Выводы 1. Основные причины речевых и грамматических ошибок школьников:- влияние одного языка на другой; - невысокий уровень

Слайд 38Заключение.
В результате проведенного исследования, были выявлены слова, в которых больше всего

нарушались морфологические нормы.
Наша гипотеза подтвердилась: в процессе работы над проектом повысился уровень культуры нашей речи и речи окружающих нас людей;
У учащихся нашей школы появилась потребность соблюдать морфологические нормы;
Ребята почувствовали ответственность за свой родной язык.


Заключение. В результате проведенного исследования, были выявлены слова, в которых больше всего нарушались морфологические нормы. Наша гипотеза

Слайд 39Библиография

Алекторова Л.П., Введенская Л.А., Зимин В.И. Словарь синонимов русского

языка. 2-е изд., испр. — М.: Астрель: ACT, 2008.
Тихонов А. Н.Морфемно-орфографический словарь. М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – 2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990.
Вишнякова О.В. Лексические паронимы и слова с общей понятийно-логической соотнесенностью. Русский язык в школе, 1994, № 3. – С. 79-81.
Загоровская О.В. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: Учебное пособие. Воронеж, 2003.
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителя М., 1998.
Т. А. Ладыженская. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980
Мучник Б.С. Новые формы работы по стилистике.
 

Библиография   Алекторова Л.П., Введенская Л.А., Зимин В.И. Словарь синонимов русского языка. 2-е изд., испр. — М.:

Слайд 40Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть