Слайд 1 «О терпеливый мой язык!»
(культура речи и языковая норма)
Выполнила:
Маликова Оксана,
МОУ Первомайская СОШ
Слайд 2Сухомлинский говорил, что речевая культура человека-зеркало его духовной культуры.
Слайд 3Актуальность
Повышение речевой культуры учащихся — одна из актуальных задач, стоящих перед
современной школой. Особое значение имеет работа над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Наблюдения показывают, что однотипные нарушения встречаются в речи разных детей, повторяются из поколения в поколение. Следовательно, их появление связано с объективными закономерностям, определить которые мы и попытаемся.
Под речевыми ошибками при этом следует понимать любые случаи отклонения от действующих языковых
Поэтому мы решили привлечь внимание окружающих к данной проблеме и создали проект, который назвали «О, терпеливый наш язык!»
Слайд 4Проблема
Овладение школьниками русским языком, как правило, сопровождается большим количеством
речевых и грамматических ошибок
Слайд 5 Цель: привлечь внимание учащихся, их родителей, учителей к
данной проблеме; формировать потребность соблюдать РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку, создать пособие для школьников, способствующее предупреждению и устранению морфологических ошибок.
Объект исследования: типичные морфологические ошибки школьников, причины возникновения этих ошибок, приёмы их предупреждения и устранения.
Предмет исследования: слова, в которых наиболее часто нарушаются морфологические нормы
Гипотеза исследования:
уровень культуры речи учащихся повысится, если постоянно привлекать внимание к данной проблеме, активно включать учащихся в изучение морфологических норм языка, прививать навык пользования словарями, учащиеся почувствуют ответственность за свой родной язык.
Применение обучающимися пособия «Морфологические ошибки. Пути их устранения» сократит количество грамматических ошибок в устной и письменной речи школьников.
Слайд 6Задачи
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Провести социологическое исследование по выявлению слов,
в которых наиболее часто делают ошибки окружающие нас люди.
2.1 Подготовить диагностические карты для тест – опроса. Провести тест – опрос.
2.2.Выявить слова – лидеры по ошибкам.
3.Наметить пути повышения речевой культуры наших одноклассников.
3.1.Провести школьную акцию «За чистоту русской речи!».
3.2. Проводить речевые пятиминутки на уроках русского языка. Собрать коллекцию запоминалок
3.4. Познакомиться со словарями.
4.Провести повторный эксперимент.
5. Выступить с защитой проекта на научно – исследовательской конференции.
Слайд 8Первый этап – теоретический
Задача
Раскрыть содержание понятий «речевые и
грамматические ошибки».
Слайд 9Понятие нормы
Норма – единственно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления
слова, формы, конструкции.
Слайд 10нормы
Орфоэпические
Лексические
Грамматические
Словообразовательные
Морфологические
Синтаксические
Слайд 11Речевая ошибка
В работах М. Р. Львова под
речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма». Цейтлин С. Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм». Наиболее полное определение речевых ошибок и недочетов дано в работах Т.А. Ладыженской.
По ее мнению, речевая ошибка – это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка.
Слайд 12Грамматическая ошибка
Грамматические ошибки - это неcоблюдение норм
слово и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Слайд 13Морфологические нормы
1.Ошибки в образовании имен существительных, связанных с категориями числа:
Слайд 14Использование существительных в речи
Формы род.п.мн.ч.:
Слайд 15Использование прилагательных в речи
Нельзя соединять в одной конструкции простую и сложную
степень сравнения:
Слайд 16Использование числительных в речи
Слайд 18Использование местоимений в речи
Слайд 19Второй этап – практический
Задачи
1. Составить перечень
типичных морфологических ошибок, допускаемых школьниками. Выяснить причины появления ошибок в речи школьников.
2. Составить диагностические листы,провести тест - опрос
3. Разработать пособие для обучающихся 5 – 11 класс «Морфологические ошибки. Пути их устранения».
Слайд 20Мы провели опрос среди жителей поселка и учащихся МОУПервомайская СОШ
Количество опрошенных:
78 человек
Возраст опрошенных: от 9 до 50 лет.
Задав жителям поселка вопрос «Нужно ли говорить правильно?» , мы выяснили , что 62% людей считают, что нужно, а 48% что «нет».
Участники опроса считают, что нужно говорить правильно, потому что
правильная речь показывает красоту русского языка;
говорит об образованности человека;
помогает людям понимать друг друга.
Слайд 21 Исправят ли они собеседника, если он допустит ошибку
55% исправят, а
45% нет.
Те, кто исправят ошибку, сделают это потому что
нужно уважать свой родной язык;
чтобы человек знал, как говорить правильно;
чтобы в дальнейшем человек не допускал ошибок;
Нет
Из уважения к собеседнику;
так как не имеют необходимых знаний или
считают это некорректным.
Слайд 22Вывод
Таким образом, мы выяснили, что большинство жителей поселка считает, что необходимо
говорить правильно (62%), но далеко не все (38%) могут исправить собеседника, если он допустит ошибку.
Слайд 232. Диагностический лист для тест – опроса.
Таблица. Диагностический лист для тест
– опроса.
Слайд 24Диагностический лист для тест – опроса.
Слайд 283. Пути повышения речевой культуры.
Акция «За чистоту русской речи!»
Слайд 29Речевые пятиминутки на уроках русского языка.
Нет
ЛОЖИ - ПОЛОЖЬ - ПОКЛАДИ
есть
ПОЛОЖИ – КЛАДИ
Не клади лук в суп, положи чеснок!
.
Слайд 32Нет туфель, сапог
Одна пара модных туфель
Стоит, как огромный трюфель.
Зато кожаных сапог
Накупил я, сколько смог!
Слайд 33Чулок, но Носков
«Чулки» и «носки» подчиняются простому правилу: чем короче,
тем длиннее.
Носки короткие – слово длинное: носков (6 букв)
Чулки длинные – слово короткое: чулок (5 букв)
Слайд 34Третий этап – контролирующий
Задача
1. Создать презентацию.
2. Оформить работу в соответствии с «Положением о конкурсе».
Слайд 36Результаты
Выявлены причины морфологических ошибок школьников.
Составлен перечень типичных морфологических ошибок, допускаемых
школьниками..
Создано пособие «Морфологические ошибки. Пути их устранения".
Создана презентация.
Слайд 37Выводы
1. Основные причины речевых и грамматических ошибок школьников:
- влияние одного языка
на другой;
- невысокий уровень сформированности грамматических навыков и знаний;
- невладение запасом лексики и правилами грамматики;
- недостаточное развитие оперативной памяти.
2. Типичные ошибки, допускаемые школьниками:
- образование имен существительных, прилагательных, связанных с категориями рода, числа, падежа;
Слайд 38Заключение.
В результате проведенного исследования, были выявлены слова, в которых больше всего
нарушались морфологические нормы.
Наша гипотеза подтвердилась: в процессе работы над проектом повысился уровень культуры нашей речи и речи окружающих нас людей;
У учащихся нашей школы появилась потребность соблюдать морфологические нормы;
Ребята почувствовали ответственность за свой родной язык.
Слайд 39Библиография
Алекторова Л.П., Введенская Л.А., Зимин В.И. Словарь синонимов русского
языка. 2-е изд., испр. — М.: Астрель: ACT, 2008.
Тихонов А. Н.Морфемно-орфографический словарь. М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002
Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – 2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1990.
Вишнякова О.В. Лексические паронимы и слова с общей понятийно-логической соотнесенностью. Русский язык в школе, 1994, № 3. – С. 79-81.
Загоровская О.В. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: Учебное пособие. Воронеж, 2003.
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителя М., 1998.
Т. А. Ладыженская. Методика развития речи на уроках русского языка. М., 1980
Мучник Б.С. Новые формы работы по стилистике.