Презентация, доклад на тему Исследовательский проект по русскому языку   Диалекты моего села

Содержание

Введение Я живу в селе Речица Жуковского района Брянской области. С детских лет в речи односельчан я слышу много необычных, но вместе с тем ярких и образных слов, составляющих лексику говора нашего села.

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Речицкая основная общеобразовательная школа     Районная научно-практическая

конференция   Исследовательский проект по русскому языку   «Диалекты моего села» Автор работы: Курашова Дарья, ученица 6 класса   Руководитель: Мычка Юлия Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Речицкая ООШ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    Речицкая основная общеобразовательная школа     Районная научно-практическая конференция  

Слайд 2Введение Я живу в селе Речица Жуковского района Брянской

области. С детских лет в речи односельчан я слышу много необычных, но вместе с тем ярких и образных слов, составляющих лексику говора нашего села. Это диалекты. Поэтому тема моего исследовательского проекта «Диалекты моего села».
Введение    Я живу в селе Речица Жуковского района Брянской области. С детских лет в

Слайд 3 Постепенно диалекты уходят из языка вместе с их носителями. Вот

почему так важно записать родной язык деревни. В этом я вижу актуальность исследования. Новизна исследования состоит в том, что изучение диалектов поможет расширить знания об историческом прошлом села.
Постепенно диалекты уходят из языка вместе с их носителями. Вот почему так важно записать родной

Слайд 4Цель моей исследовательской работы – узнать и изучить диалектные слова жителей

села Речица, составить словарь диалектных слов. Задачи: 1. Рассмотреть особенности разговорной речи. 2. Собрать диалектные слова, используя данные анкетирования и опросов местных жителей. 3. Составить словарь диалектных слов.
Цель моей исследовательской работы – узнать и изучить диалектные слова жителей села Речица, составить словарь диалектных слов.

Слайд 5 Методы исследования - анализ информации, опрос информаторов, систематизация материала.

Объект исследования – разговорная речь жителей. Предмет исследования – диалектные слова моего родного села Речица. Гипотеза – историческое происхождение села нашло отражение в лексиконе селян.
Методы исследования - анализ информации, опрос информаторов, систематизация материала.

Слайд 6 Практическая значимость заключается в том, что собранный материал может быть интересен

широкому кругу лиц. Очень важно привлечь внимание к этой теме ещё и потому, что культуру родного края должен знать каждый.
Практическая значимость заключается в том, что собранный материал может быть интересен широкому кругу лиц. Очень важно

Слайд 7 Брянская область относится к говорам южнорусского наречия, а центральная часть Брянской

области входит в западную группу языков.
Брянская область относится к говорам южнорусского наречия, а центральная часть Брянской области входит в западную группу

Слайд 9 При обработке материала в говоре села Речица мною были зафиксированы следующие

типы диалектизмов. 1)Собственно лексические. Их 13, например: Нонче 'сейчас, тогда'. В словаре Даля: Нонче – теперь, в настоящее время, в наше время, в этом году, сегодня (синонимы: ноне, нонеча, нонечка, ноньмо). 2) Лексико-словообразовательные. Их 12: Ажно - даже, абрюзлый – полный человек, кузик - пуговица.
При обработке материала в говоре села Речица мною были зафиксированы следующие типы диалектизмов. 1)Собственно лексические. Их

Слайд 103) Фонематические. Их 30. Это самая большая группа:

Аканье, т.е. совпадение о и а в одном звуке а : вада', масты', лаша'тка, γъвар’и'т’ (говорить), атвар’и´ (отвори), вар’эва. Щелевое (γ-фрикативное) : аγаро'т (огород), аγо'н’ (огонь), γарбус (гарбуз), γарожа (горожа). Формы предложного падежа существительных женского и среднего рода могут иметь одно окончание -е: ф шале', ф пальте', ф кине'.
3) Фонематические. Их 30. Это самая большая группа:     Аканье, т.е. совпадение о и

Слайд 11 Формы родительного и винительного падежей возвратного местоимения себя и

местоимений 1 и 2 лица употребляются с окончанием -е: у тебе', у мене', не ждал тибе' или: у тя'. Возвратные формы глагола на -ся: стара'лася, руγа'лася. Употребление диалектных форм инфинитива: итти'ть (идти), правесть (провести), идёть, поёть, несёть, слазивать, залазивать, пастивать. Своеобразное употребление глаголов: пекёт (печёт), жгёт (жжёт).
Формы родительного и винительного падежей возвратного местоимения себя и местоимений 1 и 2 лица употребляются

Слайд 12 Неправильное употребление рода – купил платью, возьми

одеялку. Отсутствие разносклоняемых существительных железнодорожные путя (правильно пути), «скока время» (сколько времени). Диалекты евошный (его), еёшная (её), ихния (их) можно услышать даже среди школьников.
Неправильное употребление рода – купил платью, возьми одеялку.

Слайд 13 4)Семантические. Их 7. Например, слово лоб. В литературном языке это часть лица.

Значение диалекта – высокий, с крепким телосложением мужчина.
4)Семантические. Их 7. Например, слово лоб. В литературном языке это часть лица. Значение диалекта – высокий,

Слайд 14СЛОВАРЬ диалектов с. Речица
Собственно лексические диалекты
Када – когда
Нонче , ноне, ноньмо,

нонечка – сейчас, сегодня, в настоящее время.
Откуль – откуда
Отсель – отсюда
Серёд – середина
Склизко – скользко
Тада - тогда
Тама – там
Цигарка – сигарета, самокрутка из махорки

СЛОВАРЬ диалектов с. РечицаСобственно лексические диалектыКада – когдаНонче , ноне, ноньмо, нонечка – сейчас, сегодня, в настоящее

Слайд 15Лексико-словообразовательные диалекты Абрюзглый – полный человек Ажно – даже Божни'ца – святой угол, место,

где ставится икона. Вокурат – точь-в-точь Еёшная, еёшный – её, его Ихния – их Качка, люлька – детская кроватка Кузик – металлическая пуговица Писклёнок – цыплёнок Прибирацца – навести порядок в доме
Лексико-словообразовательные диалекты  Абрюзглый – полный человек Ажно – даже  Божни'ца – святой угол, место, где

Слайд 16Фонематические диалектизмы Бечь – бежать, быстро идти Варево – 1) еда, пища, 2)

все, что варится, 3) сваренное пиво. Ведры - вёдра Гарбуз – 1) овощ – тыква, арбуз; 2) Перен. – о дряхлом полном старике. Горожа – 1) забор, тын, изгородь, плетень, изготовленный из тонких прутьев или кольев. Жгёт - жжёт Залазивать – залезать, Иттить, идёть – идти, идёт Куфайка – фуфайка, безрукавка Мене, мя – мне, меня Окны - окна Пастивать – пасти скот Пекёт - печёт Правесть – провести, показать Пятны - пятна Слазивать – слезать Старалася – старалась  
Фонематические диалектизмы Бечь – бежать, быстро идти  Варево – 1) еда, пища, 2) все, что варится,

Слайд 17Семантические Бабка – 1) незнакомая престарелая женщина, 2) наковальня. Дымарь – приспособление для

одымливания пчёл. Лоб – 1) часть лица, 2) высокий, с крепким телосложением мужчина. Пахать - усердно работать, врать Пунька – 1) небольшой сарай для сена, 2) небольшой хлев для овец и свиней.   Растоня – перекресток дорог Рогач – ухват. Сам – муж, хозяин.        
Семантические Бабка – 1) незнакомая престарелая женщина, 2) наковальня.  Дымарь – приспособление для одымливания пчёл.

Слайд 18В ходе исследования выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Диалекты нашего села

помогут в изучении его истории.
В ходе исследования выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. Диалекты нашего села помогут в изучении его истории.

Слайд 19ВЫВОД: Итак, в результате исследования определено, что в нашем селе преобладает южнорусское

наречие, зафиксированное в большей степени в фонематических диалектизмах. Основными являются аканье и γ- фрикативное. В настоящее время данный язык является повсеместно исчезающим.
ВЫВОД: Итак, в результате исследования определено, что в нашем селе преобладает южнорусское наречие, зафиксированное в большей степени

Слайд 20ПЕРСПЕКТИВА продолжить  дальнейшее изучение Речицких диалектов, так как они представляют огромный интерес

для исследования.
ПЕРСПЕКТИВА продолжить  дальнейшее изучение Речицких диалектов, так как они представляют огромный интерес для исследования.

Слайд 21СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!

Слайд 22 Список литературы 1. Аванесов Р. И. , Бромлей С. В., Булатова Л. Н., Захарова

К. Ф. , Кузьмина И. Б., Мораховская О. Н., Немченко Е. В., Орлова В. Г. , Строганова Т.Г.  Русская диалектология / Под ред. Р. И. Аванесова и В. Г. Орловой . — 2-е изд. — М .: Наука , 1965. 2. Бромлей С. В., Булатова Л. Н., Захарова К. Ф. и др. Русская диалектология / Под ред. Л. Л. Касаткина . — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение , 1989.  3. Будде Е.Ф. К какому из русских наречий принадлежит говор современных жителей Брянского уезда Орловской губернии. — СПб.: тип. Академии наук, 1906. 4. Дурново Н.Н., Соколов Н.Н. Опыт диалектологической карты русского языка в Европе с приложением очерка русской диалектологии. М., 1915. 5. Словарь русских народных говоров / Сост. Ф.П. Филин. Ф.П.Сороколетов // М. - Л.: Наука, 1965–2007. Вып.1-41. 6. Словарь русских народных говоров / Сост. Ф.П. Филин. Ф.П.Сороколетов // СПб.: Наука, 2008 - 2013. Вып.42 – 46. 7. Шахматов А.А. 1864 – 1920 Сборник статей и материалов. Под ред. С.П. Обнорского. М. – Л., 1947. – с.11. 8. Этимологический словарь русского языка / Сост. Е. Грубер// М.: Локид – Пресс, 2008. 9. Интернет-источники: http://litra.ru,http://wikipedia.org        
Список литературы 1. Аванесов Р. И. , Бромлей С. В., Булатова Л. Н., Захарова К. Ф. ,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть