Выполнила: Шавыркина Анна,
учащаяся 8 Д класса
Руководитель: Садомова
Антонина Петровна,
учитель русского языка и
литературы
МБОУ г. Абакана «СОШ №25»
Трактовка мифологического образа в сказке Г.Х. Андерсена “Русалочка”
Слайд 2Цель исследования: определить интерпретацию образа русалочки в сказке
Г.Х.
Андерсена.
Задачи:
сопоставить мифологические представления о русалках с художественным образом сказки
Х.-К. Андерсена.
Объект исследования:
образ русалочки.
Предмет исследования:
образ русалочки в мифологии и сказке
Х.К Андерсена.
Методы:
сравнение, анализ, обобщение.
Слайд 3Практическая значимость исследования: результаты могут быть использованы на уроках литературы, МХК, музыки,
ИЗО.
Гипотеза:
образ Русалочки из сказки Андерсена не соответствует фольклорным представлениям об этом мифологическом существе.
Актуальность исследования: изучение данной темы поспособствует не только лучшему культурологическому восприятию образа русалочки, но и лучшему пониманию духовно-нравственных ценностей жизни.
Слайд 4
Этимология слова “русалка”
Русалка:
русло (по местожительству русалок
в реках);
русый, русявый (по цвету волос у русалок);
по названию древних священных рек Росса и Руса;
древнерусское название праздника и игр – русалии;
Русалки - существа, которые пребывают на земле в течение Русальной недели (неделя до или после Троицы).
Слайд 6Различные названия русалок
Хитка
Лобаста
Купалка
Лешачиха
Водяниха
Шутовка
Чертовка
Самовиты
Мавки
Слайд 7Различные названия русалок
Купалка - девица, которую избирают участницы купальных забав, лучшая
плясунья в ночь перед днем Ивана Купалы.
Слайд 8Различные названия русалок
Водяниха из воды выходит нагою в полночь и садится
на камень; тут она расчесывает свои длинные волосы, по которым всегда струится вода, и вызывает дождь.
Слайд 10Различные названия русалок
Хитка – похищает, топит людей в воде, в особенности
молодых парней, т.к. мстит за тех девушек, которые утонули из-за несчастной любви.
Слайд 11Происхождение русалок
Русалки - девицы, пропавшие без вести.
В русалок превращаются утопленницы,
люди, купающиеся в неурочное время,
некрещеные дети.
Слайд 13РУСАЛКИ защищают посевы и содействуют цветению и урожаю, но могут навредить
тем, кто работает в их праздник: вытаптывают, высушивают посевы, насылают бури, ливни, град.
Слайд 14«Русалья неделя» начинается с Троицына дня. В эту пору русалки выходят
в земную Явь из водоёмов. В ночь Ивана Купалы русалки веселятся и уходят в свои омуты до следующего лета.
В это время опасно попасться русалкам: увлекут в водоём или защекочут до смерти.
Те, кого губили русалки, сами становятся русалками.
Слайд 16Интерпретация образа русалки в мифологии и сказке Х.-К. Андерсена
Слайд 17Интерпретация образа русалки в мифологии и сказке Х.-К. Андерсена
2. Местонахождение русалок
У мифических русалок нет определенного места жительства.
У русалочки есть семья, но матери у нее нет. “Морской царь давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха мать».
“Больше всего любила русалочка слушать рассказы о людях. Особенно удивляло русалочку то, что цветы на земле пахнут, что леса там зеленые, а рыбы, которые живут в ветвях, звонко поют. Бабушка называла рыбками птичек, иначе внучки не поняли бы ее”.
Слайд 18Интерпретация образа русалки в мифологии и сказке Х.-К. Андерсена
3. Занятия русалок
Мифологическая
русалка заманивает людей в свои ловушки, крадёт еду и белье, наносит вред полям.
В сказке Андерсена русалки - миролюбивые существа.
У русалок существует культ мифологического существа – человека. В садике одной из принцесс стоит статуя мраморного мальчика, русалочки сажают цветы и мечтают о человеческих радостях.
Слайд 19
Все, что происходит в русалочьем мире в сказке Андерсена, оказывается связанным
с человеком, с его с традициями и праздниками, например, совершеннолетия.
“Когда вам исполнится пятнадцать лет, - говорила бабушка, - вам тоже разрешат всплывать на поверхность моря, сидеть на скалах и смотреть на плывущие мимо огромные корабли, на леса и города!”
Слайд 20
Убрав тему зла, Андерсен в сказке соединяет два мира -
человеческий и сказочный – на основе любви.
Русалочка спасает принца. “Сначала она очень обрадовалась тому, что он попадет к ним на дно, но потом вспомнила, что люди не могут жить в воде. Ей показалось, что принц похож на мраморного мальчика из их сада; она поцеловала его и пожелала, чтобы он остался жив.”
Слайд 21Русалочка и принц
В мифологии русалка может обрести бессмертную душу, если человек
полюбит её.
Русалочка Андерсена тоже хочет добиться любви человека. «Бессмертная душа русалочке необходима, потому что ей дано всего триста лет (потом она превращается в пену). Это большая жизнь, но бессмертная душа дает возможность жить вечно».
Любовь русалочки к принцу – главная тема сказки. Это тема любви романтической, обреченной, любви – самопожертвования.
Слайд 22Русалочка жертвует ради счастья всем: родным домом, прекрасным голосом, обретает ноги.
Но
принц женится на девушке, которую он считает своей спасительницей.
Его свадьба должна убить русалочку, превратить в морскую пену!
Слайд 23
Андерсен дает русалочке шанс вернуться в семью: сестры жертвуют свои прекрасные
длинные волосы морской ведьме, чтобы спасти русалочку.
Взамен они получают острый нож, которым она должна убить принца, чтобы вновь стать русалкой.
Русалочка все-таки жертвует своей жизнью ради любви.
Любовь не может убить другую любовь - такова мысль Андерсена.
Слайд 25 Выводы:
Русалка Андерсена и русалка в мифологии похожи
только внешне. Мифологическая не имеет души, ее любимое занятие – причинять людям вред.
Русалочка Андерсена, наоборот, гибнет во имя любви, не думая о мести.
Андерсен взял миф о русалочке только в основу сказки, но создал свой образ русалочки.
Писатель переосмысливает мифологические образы для художественного воплощения таких важных нравственных идей, как гуманизм, душевная чистота и любовь.