Слайд 1
Исследовательская работа
«Молодёжный сленг
в русском языке»
Работу выполнила:
Канашкова Галина,
обучающаяся 9
«А» класса
МБОУ «ОШ №5»
Куратор: Служивенкова О.В.,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Цель исследования:
выявить причины использования молодёжного сленга, его взаимодействие с
литературным языком;
понять, как через этот лингвистический пласт отображается сознание молодёжи,
её ценностные и нравственные ориентиры.
Слайд 3Задачи:
сформулировать понятие «сленг»;
определить, какое место занимают молодёжные сленги в речи школьников;
провести
социологическое исследование (анкетирование) среди обучающихся среднего звена с целью определения:
а) причин употребления школьниками сленговых выражений,
б) способов формирования правильной и грамотной речи.
Слайд 4
Предмет исследования:
школьный сленг
Объект исследования:
устная речь обучающихся
5-9 классов МБОУ
ОШ №5 г. Асино
Слайд 5
Сленг – это слова, живущие
в современном языке полноценной жизнью, но
считающиеся нежелательными
к употреблению в литературном языке.
Слайд 6Молодёжный сленг – социальный диалект людей в возрасте 13-30лет, возникший
из
противопоставления себя старшему поколению и официальной системе,
и отличающийся разговорной,
а иногда и грубо-фамильярной окраской.
Слайд 7
Три волны
в истории
формирования
сленга в России:
1. 20-е годы
2. 50-60-е
годы
3. 70-80-е годы
Слайд 8
Способы образования сленга:
аффиксация, то есть образование слов с помощью суффикса:
показ – показуха, спокойствие – спокуха;
-неморфологические способы образования сленга: ботаник - чересчур прилежный ученик.
Примеры усечения: препод- преподаватель, комп- компьютер, клава – клавиатура, репа - репетиция.
Слайд 15
Как говорит современный школьник
батоны –кнопки клавиатуры
гоблин – старомодный человек
карандаши в
стакане – родители дома
клава – клавиатура
лафа – счастье
не париться – не думать
пешкарусом – пешком
репа – репетиция
родичи – родители
твикс- двойка
тормоз – медлительный человек, плохо соображающий.
халява – отдых
чеснок – честный человек
ящик - телевизор
И ещё много других слов.
Слайд 16
Причины использования сленга:
-социальные факторы (приоритет материальных ценностей, разделение общества на
богатых и бедных)
-значимость «своего» языка для общения (общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста для молодёжи продолжает быть значимым, школьники хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться;
-влияние СМИ на речь современной молодёжи.
Слайд 17
Рекомендации для тех, кто желает
исключить из речи сленговые слова
, советую:
1) читать хорошую литературу;
2) включить самоконтроль за речью своей и чужой;
3) практиковать выступления перед аудиторией;
4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.
Слайд 18
«Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык – это
клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
И.С. Тургенев
Слайд 19
Литература:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание
: в 4 т. / В. И. Даль. - М. : Астрель : АСТ, 2002. - 2002. - 1158 с.
2. Розина Р.И. Состояние и тенденции развития общего русского сленга. [Текст] / Р.И. Розина. – М.: Русский язык, 2000. – 142 с.
3. Кронгауз М. И. Русский язык на грани нервного срыва. [Текст] / М.И. Кронгауз – М.: Языки славянских культур, 2007. – 90 с.
4. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.- М.: Дрофа, 2001. – 464 с.
5. Интернет-ресурсы:
file:///C:/sputnik/Resurs/http_rus.1september.ru_urok