Презентация, доклад на тему Исследовательская работа по русскому языку Тайна имени

Содержание

Имена, имена, имена –В нашей жизни звучат не случайно:Как загадочна эта страна –Так и имя – загадка и тайна. Александр

Слайд 1НПК «Шаг в будущее»
Исследовательская работа по русскому языку
«Тайна имени»
Подготовил:Хазуев Аслан, учащийся

4 класса МБОУ «СОШ №50»
Научный руководитель:
Адамова Н.А., учитель русского языка и литературы

НПК «Шаг в будущее»Исследовательская работа по русскому языку«Тайна имени»Подготовил:Хазуев Аслан, учащийся 4 класса МБОУ «СОШ №50»Научный руководитель:

Слайд 2Имена, имена, имена –
В нашей жизни звучат не случайно:
Как

загадочна эта страна –
Так и имя – загадка и тайна.
Александр Бобров



Bonum nomen bonum omen - Хорошее имя — хорошее знамение (латинская поговорка)

Имена,  имена,  имена –В нашей жизни звучат не случайно:Как загадочна эта страна –Так и имя

Слайд 3 Введение

Имя человеку даётся с рождения. Он его

не выбирает, за него это делают другие. Нам очень хочется узнать, историю происхождения и значение имён.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.



Введение Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают

Слайд 4 Имя – это не просто слово.
За каждым

именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый.
Имя – это не просто слово.  За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен

Слайд 5

Цель:
Изучить и познакомиться со значением имён людей, ритуалом имянаречения на Руси. Выяснить, какие имена носят девочки и мальчики школы, сколько человек носит одно и тоже имя, какие имена занимают первые места по частоте употребления.
Задачи проекта:
Развивать исследовательские качества, творческие способности, любознательность.
Научиться оформлять полученные результаты.


Слайд 6Результаты
Привлечение учащихся школы к исследовательской работе.
Систематизация и оформление добытых при исследовании

материалов в видиосюжет для детской программы «Окно в мир».
Создание и выпуск буклетов « Наши имена».
РезультатыПривлечение учащихся школы к исследовательской работе.Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов в видиосюжет для детской программы

Слайд 7Методы исследования:
Наблюдение

Сравнение

Анализ литературы

Анализ информации Интернета

Методы исследования:  НаблюдениеСравнениеАнализ литературыАнализ информации Интернета

Слайд 8Этапы исследования.
1.Познакомиться с лексическим значением слова «Имя».
2.Выяснить,какое значение имеет имя
в

жизни человека.
3.Исследовать материал о происхождении имён.
4.Исследовать материал о редких и популярных именах.

Этапы исследования. 1.Познакомиться с лексическим значением слова «Имя».2.Выяснить,какое значение имеет имя в жизни человека.3.Исследовать материал о происхождении

Слайд 9ОНОМАСТИКА
Наука о личных именах называется ономастикой. Термин этот

связан с греческим словом онома – имя. Отрасли ономастики, посвященные изучению отдельных разрядов имен, также имеют свои особые названия. Имена людей относятся к ведению антропонимики (от греч. антропос - человек).
ОНОМАСТИКА   Наука о личных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом онома –

Слайд 10 В Толковом словаре

В.И. Даля имя – это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность».
А в Новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремова имя – наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других

В Толковом словаре  В.И. Даля имя – это

Слайд 11Личное имя (в древнерусском языке также – рекло, назвище, прозвище, название,

прозвание,) – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.

Личное имя (в древнерусском языке также – рекло, назвище, прозвище, название, прозвание,) – это специальное слово, служащее

Слайд 12Имена людей - часть истории. В именах отражается быт, верования, фантазия

народа, его исторические связи. На первый взгляд, кажется, что в именах нет ничего таинственного. Все они привычны и понятны, и мало кто задумывается над смыслом своего имени. Это то, что отличает нас от других, и то, что нас объединяет. Оно нам может либо нравиться, либо не нравиться, но и быть без имени мы не можем.

Имена людей - часть истории. В именах отражается быт, верования, фантазия народа, его исторические связи. На первый

Слайд 13 В истории русских личных имен выделяются четыре этапа:
Дохристианский, в

котором существовали самобытные имена, созданные средствами древнерусского языка.
Период после крещения Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные церковью от разных народов древности.
Новый этап, начавшийся после Октябрьской революции. Проникновение в русский язык большого числа заимствованных имен и имятворчество .
 4. Современный этап

В истории русских личных имен выделяются четыре этапа:   Дохристианский, в котором существовали самобытные имена,

Слайд 14Древнерусские имена были своеобразными характеристиками людей
по внешности – Мал, Бел, Косой,

Рябой, Кудряш, Черныш, Некраса, Милава, Чернуха;
по характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Умник, Несмеяна, Досада;

по профессии – Кожемяка, Селянин и др.

Древнерусские имена были своеобразными характеристиками людейпо внешности – Мал, Бел, Косой, Рябой, Кудряш, Черныш, Некраса, Милава, Чернуха;

Слайд 15имена из животного и растительного мира (Волк, Кот, Щука, Ерш,);

имена по

порядку рождения (Первуша, Перва, Вторак, Третьяк);

имена богов и богинь (Лада, Ярило);

имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян, Добр, Смеяна, Умник);

имена из животного и растительного мира (Волк, Кот, Щука, Ерш,);имена по порядку рождения (Первуша, Перва, Вторак, Третьяк);имена

Слайд 16С принятием христианства многие древнерусские имена были вытеснены так называемыми календарными,

поскольку имя ребенку стали давать по святцам – календарю с именами святых. Это видоизменённые греческие, латинские и некоторые восточные имена.
С принятием христианства многие древнерусские имена были вытеснены так называемыми календарными, поскольку имя ребенку стали давать по

Слайд 17М. Владимов
Был в старину такой обычай: Несли младенца в

церковь. Там, В страницы святцев пальцем тыча, Поп имена давал по дням. Коль ты родился в день Ефима, То назван именем таким. Но если в день Иеронима, То - хошь, не хошь - Иероним!

М. Владимов   Был в старину такой обычай:  Несли младенца в церковь. Там,  В

Слайд 18Древние были уверены, что судьба человека, города и даже государства предначертана

его именем.

Очень часто ребенку давали два имени — одно из них было ложным, второе настоящим, в надежде ввести в заблуждение недобрых духов. Обычай скрывать свое имя историки и этнографы находят почти у всех народов мира.

Древние были уверены, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем. Очень часто ребенку давали

Слайд 19 После Октябрьской революции
в русский язык приходит много иноязычных имён, которые

носили революционные деятели разных стран: Марат (один из деятелей Французской революции), Томас (в честь автора «Утопии Томаса Мора), Мартин (Мартин Лютер).
Некоторые имена представляли собой переосмысленны
е существительные. Например, Баррикада, Граната, Кнопка,Облигация.

После Октябрьской революции  в русский язык приходит много иноязычных имён, которые носили революционные деятели разных

Слайд 20Создание новых имён, образованных путём сокращения слов и наименований
Рев и Люция

– слово «революция», разделенное для двойняшек.
Красарма - сокращенное словосочетание «Красная Армия»
Рес – решение съезда.
Эрлен – эра Ленина
Ким – Коммунистический интернационал молодёжи

Создание новых имён, образованных путём сокращения слов и наименованийРев и Люция – слово «революция», разделенное для двойняшек.Красарма

Слайд 21 М.Владимов
Эпоха новым лексиконом
Врывалась в речь цехов и сел.
Шли Амфилохии в ревкомы,
Аделаиды

– в комсомол.
Они своих созвучно эре
Именовали октябрят:
Заря, Идея, Пионерий,
Ревмир, Ревпуть и Диамат!..


М.Владимов Эпоха новым лексикономВрывалась в речь цехов и сел.Шли Амфилохии в ревкомы,Аделаиды – в комсомол.Они своих

Слайд 22Современный этап
Олимпиада, Луна , Галавиктория, Салат Латук, Авиадиспетчер, Ярослав-Лютобор, Воля, Прохлада,

Приватизация, Россия, Выборина.
Есть в Москве мальчик, который уже 8 лет живёт без свидетельства о рождении. Родители зовут его БОЧ. Полное имя мальчика - БОЧ рВФ 260602 (Биологический Объект Человека рода Ворониных-Фроловых, родившийся 26 июня 2002 года).

Современный этап Олимпиада, Луна , Галавиктория, Салат Латук, Авиадиспетчер, Ярослав-Лютобор, Воля, Прохлада, Приватизация, Россия, Выборина. Есть в

Слайд 23В старину когда-то так бывало у чеченцев: Если вдруг о предках говорят, До

двадцатого колена всех сочтут, Всех дедов, прапрадедов учтут!
Начинают старики по порядку, не спеша. Для почину подзывают любого малыша. -А ну-ка, сынок, без запинки нам поведай, Кто твой отец, кто дед, кто отец деда?
Хоть смущен тот, но крепко в памяти жива,  Как таблица умножения, как дважды два,  Вся родная родословная за сотни лет, Как учил его отец, как отца учил дед…

В старину когда-то так бывало у чеченцев: Если вдруг о предках говорят, До двадцатого колена всех сочтут,

Слайд 24 Откуда произошли чеченские имена?
Исконно нахские имена отражают отношение к

окружающей жизни. Исконные имена представляют собой наиболее древний слой в чеченской антропонимике, являются достоянием чеченского языка и редко проникают в другие языки.
Откуда произошли чеченские имена?   Исконно нахские имена отражают отношение к окружающей жизни. Исконные имена

Слайд 25 В чеченских именах отражен животный мир: 
  Борз  - волк  Лом - лев и

форма падежа Лоьма
Кхокха - голубка  Човка - грач  Куьйра - ястреб  Маккхал - коршун  Олхазар - птица  Леча - сокол 


В чеченских именах отражен животный мир:     Борз  - волк  Лом - лев и форма падежа

Слайд 26Названия драгоценных камней
Деши-золото 
Дети-серебро
  Бирлант-бриллиант 
Джовхар-жемчуг
  Мокхаз-кремень

Названия драгоценных камнейДеши-золото  Дети-серебро  Бирлант-бриллиант  Джовхар-жемчуг  Мокхаз-кремень

Слайд 27 Явления природы, космические тела: 
Марха-туча, облако  Седа -звезда  Батта-лунная  Маьлх-аьзни - солнечная красавица  Камета-комета  Къилба-юг


Явления природы, космические тела:   Марха-туча, облако  Седа -звезда  Батта-лунная  Маьлх-аьзни - солнечная красавица  Камета-комета  Къилба-юг

Слайд 28 Имена, образованные от прилагательных
Дика-xороший  Маса-быстрый, резвый
Майрсолт-храбрый (бек)  Сутарби-жадный  Хаза-красивая, (Хазабика)  Курбика-гордая (бика)

Имена, образованные от глаголов. 

Имена, образованные от прилагательных Дика-xороший  Маса-быстрый, резвыйМайрсолт-храбрый (бек)  Сутарби-жадный  Хаза-красивая, (Хазабика)  Курбика-гордая (бика) Имена, образованные от

Слайд 29Много в чеченском языке заимствованных имен из других языков.
Из собственно

арабских имен остались в обиходе лишь те, которые в той или иной мере были связаны с именем пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) и именами его сподвижников и учеников.

Много в чеченском языке заимствованных имен из других языков. Из собственно арабских имен остались в обиходе лишь

Слайд 30Аббас-значение этого имени – суровый, хмурый. Ахмад (Ахьмад) - прославляемый.  Аюб -означает раскаивающийся,преследуемый. Заман (Зама, Замани) -

значение имени - время, эпоха. Ибрахим (Ибрах1им) - значение-отец народов. Малика - значение имени - царица.  Мансур - значение имени - победоносный. 




Аббас-значение этого имени – суровый, хмурый. Ахмад (Ахьмад) - прославляемый.  Аюб -означает раскаивающийся,преследуемый. Заман (Зама, Замани) - значение имени -

Слайд 31 Исследование распространённых имён
С целью исследования имен, мною были взяты списки учащихся

1-4 классов школы у классных руководителей.
По этому списку я выявил имена поколения детей (мужские и женские) и имена их родителей.
Данные занес в таблицы: «Распространённые имена двух поколений».
Исследование распространённых имён С целью исследования имен, мною были взяты списки учащихся 1-4 классов школы у

Слайд 32Анкета Исследование популярных имен.
1. Напишите Ваше имя.
2. Кто Вас так назвал, в

честь кого, почему?
3. Нравится ли Вам ваше имя? 4. Как зовут ваших родителей?
5. Как зовут ваших дедушек и бабушек?
6. Какие редкие, необычные имена давали вашим ровесникам?

Анкета Исследование популярных имен.1. Напишите Ваше имя.2. Кто Вас так назвал, в честь кого, почему?3. Нравится ли

Слайд 33 Самые распространенные имена среди учащихся 1-4 классов.

Самые распространенные имена среди учащихся 1-4 классов.

Слайд 34Самые редкие имена

Самые редкие имена

Слайд 35Выводы
Имена – это историческое достояние народа. К сожалению, многие исконно чеченские

имена незаслуженно забываются, уходят в прошлое. Имена несут в себе часть истории, культуры, веры своего народа.
Многие современные чеченские имена заимствованы из арабского, персидского, русского и других языков.

Выводы Имена – это историческое достояние народа. К сожалению, многие исконно чеченские имена незаслуженно забываются, уходят в

Слайд 36 Выводы
От чего же зависит выбор имени :
-

Называют в честь родственников;
- От благозвучия имени и соотнесенности его с отчеством, фамилией;
- Выбирают редкие и своеобразные имена.

Употребляя личные имена, мы забываем, а иногда и не знаем, что каждое из них имеет свою историю и первоначальное значение, как и все другие слова языка.

Выводы    От чего же зависит выбор имени :-  Называют в честь родственников;-

Слайд 37Использованная литература
Словарь имен. – М.: «Научная книга», 1998.
 
Тайна имени – М.,РИПОЛ,

1997. 
 
Тайна вашего имени – Тверь «Итиль», 1991г.
 
www.solnet.ee Детский портал Солнышко.
 Суперанская А.В. «Общая теория имени собственного»;
Успенский Л. «Как тебя звать?»
http://www.iknowit.ru/words/word47308.html
http://lib.rus.ec/b/105621/read#t9


Использованная литератураСловарь имен. – М.: «Научная книга», 1998. Тайна имени – М.,РИПОЛ, 1997.  Тайна вашего имени – Тверь «Итиль»,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть