Слайд 1Творческая работа (сказка в стихах),
представленная на Международный конкурс детского творчества
в номинации «Гербарий слов»
Стилизованная сказка
про курочку Рябу.
Выполнила: Кудрявцева Алена Андреевна, ученица 6 «А» класса МОУ СОШ с. Поима Белинского района
Слайд 2Введение
И дети, и взрослые – все обожают сказки.
Их простой язык, доступно изложенный сюжет, положительные и отрицательные герои – все это воспринимается нами, детьми, с увлечением. Любую начатую сказку хочется дослушать до конца, чтобы узнать, чем всё закончится. Роль сказок огромна: они развивают воображение, грамотную речь, учат правильно понимать, что хорошо, а что плохо. «Сказка – ложь, да в ней намек». Практически любая сказка таит в себе скрытый смысл, который бывает иногда неясен и непонятен не только детям, но и взрослым. Она веками воспринимала духовный опыт народа, идеалы и надежды, представления о мире и человеке, добре и зле, правде и справедливости.
Сказка – это кладезь народной мудрости. Ее темы и сюжеты часто отражаются в авторских сказках, стилизованных под фольклор. Подобные сказки представляют собой оригинальные синтезированные произведения, в которых происходит активное взаимопроникновение двух творческих систем: авторской и народной. А что, если попробовать самим сочинять сказки?
Слайд 3Цель исследования – я хочу привлечь внимание к стилизованной сказке и
поделиться опытом ее сочинения.
Задачи исследования:
Узнать, что такое стилизованная сказка.
Представить многообразие художественных особенностей стилизованных сказок.
Сочинить сказку, стилизованную под русскую народную, и показать технологию ее сочинения.
Можно предположить, что поэтика и жанровое своеобразие стилизованной сказки определяется индивидуальной творческой манерой автора.
Методы исследования:
чтение сказок,
изучение литературы по теме,
исследование особенностей сочиненной сказки.
Слайд 4Основная часть
Работу над исследованием я начала с подробного изучения стилизованной сказки.
Для выявления данного термина обратилась к краткой литературной энциклопедии и выяснила, что стилизация в литературе очень распространенное явление. Это намеренное и явное подражание тому или иному стилю. А стилизация сказки определяется как сознательно написанная по какому-нибудь примеру или образцу и повторяющая до мельчайших подробностей приемы данного жанра.
Многие русские поэты и писатели: А.С. Пушкин, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, А.Н. Толстой, К.И. Чуковский, С.Я Маршак, - создававшие стилизованные сказки, использовали фольклорные сказочные темы, сюжеты, образы.
Слайд 5Стилизованные сказки возвращают нам благоговейное отношение к русской речи, к фольклору,
к интеллектуальной мощи народа, так как эстетика сказки неисчерпаема. Воспитательный эффект достигается народной мудростью, лукавством, многоцветностью слова, россыпью песенных ритмов. В таких сказках можно обнаружить все многообразие художественных особенностей фольклора:
традиционные зачины, присловья, словесные формулы;
два плана повествования: реальный и вымышленный, фантастический;
разговорность речи, краткость повествования;
последовательность изложения;
постоянные эпитеты;
действие закона троичности;
украшение сказки прибаутками, присказками, стихотворными и песенными вставками;
употребление слов или устойчивых словосочетаний, заимствованных из устного народного творчества для стилизации.
Слайд 6 Для того чтобы написать сказку собственного сочинения, я
прочитала много авторских сказок, стилизованных под фольклорные. Среди зодчих литературной сказки могу назвать имена не только А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. Я читала «Сказку о царе Берендее» В. А. Жуковского, «Сказку о пастухе и диком вепре» и «Жар-птицу» Н. М. Языкова, «Пестрые сказки» В. Одоевского, «Кощей Бессмертный» А. Вельтмана, «Конек-горбунок» П. Ершова.
При создании своей сказки тоже использовала прием стилизации. Сюжет был взят у русских народных сказок «Курочка Ряба» и «Колобок».
Слайд 7 Но все же она отличается от традиционной.
Написана стихами.
Присутствует юмор.
Есть присказка:
Хочу рассказать вам сказку
Про курочку Рябу,
Как снесла она яичко простое,
А не золотое.
Так слушайте сказку другую
Про курочку очередную.
Смешивается и тип сказки: бытовой и о животных. Но есть общее: герои (дед, баба, курочка Ряба),
есть зачин:
Жили-были дед да баба,
И была у них курочка Ряба.
И снесла она им яичко
Уж совсем простое
И по величине небольшое.
есть концовка:
Вот и пора конца настала –
Сочинять я уже устала.
имеется намек на закон троичности: в поисках яичка дед, баба и курочка Ряба получают помощь от трех животных: от птички, лягушки, лисички.
Слайд 8 Для создания своей сказки я использовала технологию игровой
терапии: объектом игры стало куриное яйцо, сваренное на завтрак. Я крутила его на столе, забавляясь его быстрым движением, как вдруг оно упало и разбилось. А мне вспомнилась сказка про курочку Рябу, и я начала фантазировать… Ведь сказка — это игра, но самые важные вещи в ней такие же, как и в настоящей жизни. Моя курочка Ряба снесла яичко, из которого по волшебству и солнечному теплу появился на свет желтенький цыпленок.
Сочиняя сказку, я стараюсь играть во что-то важное. В обычной жизни это самое важное не всегда разглядишь, а в сказке всё можно подчеркнуть. Вроде бы выдуманное, но все-таки — реальность. А еще я уверена, что сочинить сказку можно про любой предмет. Стоит только поиграть с ним, вглядеться в него, и тогда перед вами откроется мир фантазии, и вы обязательно что-то сочините.
Слайд 10Хочу рассказать вам сказку
Про курочку Рябу,
Как снесла она яичко простое,
А
не золотое.
Так слушайте сказку другую
Про курочку очередную.
Жили-были дед да баба,
И была у них курочка Ряба.
И снесла она им яичко
Уж совсем простое
И по величине небольшое.
Слайд 11Обрадовалась баба яичку,
Завернула его в тряпичку
Да к окошку его положила,
А сама
молоко проследила.
Убежало в печи молоко,
Все дымом заволокло.
Слайд 12Бросился дед к окошку
Да открыл его всей ладошкой.
Покатилось в тряпичке яичко
По
завалинке на крылечко.
А потом так скоро по дорожке,
Будто выросли у него ножки.
Плачет дед, плачет баба,
Плачет курочка Ряба:
Куда делось наше яичко?
Может, его видала птичка?
Слайд 13А птичка им в ответ:
- Уж простыл яичка след.
Покатилось оно к
реке.
Может, зарылось в песке?
Слайд 14И отправились в путь дед и баба
Да пестрая курочка Ряба
Искать яичко
простое,
Непослушное, озорное.
Слайд 15Подошли они к реке
И спросили лягушку в прыжке
Про яичко простое,
По величине
небольшое.
- Видела я яичко,
Покатилось оно за лисичкой
Вдоль берега, к оврагу.
Вдруг спряталось за корягу?
Слайд 16Идут дальше дед и баба
Да пестрая курочка Ряба
Искать яичко простое
Для них
такое родное.
У оврага столкнулись с лисичкой
И спросили ее про яичко.
- Да, видала яичко смешное,
Тепленькое такое.
Покрутилось на солнце оно
И к деревне на ножках прошло.
- Как пошло? – закричала баба.
- Как пошло? – закудахтала Ряба.
И развел тут руками дед:
- Уж таких чудес вовсе нет,
Чтоб яичко само
Бегало и ножками шло.
Слайд 17И к деревне пошли дед и баба
Да пестрая курочка Ряба
Вслед за
своим яичком
Мимо красненькой землянички.
А в деревне, у самой избы,
Дед и баба скорлупки нашли.
Закудахтала курочка Ряба:
- Что случилось с яичком, баба?
А ей баба в ответ:
- Наверно, яичка уж нет!
Плачет дед, плачет баба,
Плачет пестрая курочка Ряба.
А на завалинке птенчик сидит
Да тихонько пищит.
Слайд 18Увидали его дед и баба,
Увидала и курочка Ряба.
Подбежали к цыпленку быстрей
Да
расспрашивать скорей:
- Как могло так случиться,
Что смог цыпленок в яйце зародиться?
Отвечает им птенчик важно:
- Был я яичком отважным.
Когда на окошке лежал,
О свободе только мечтал.
А когда отворилось окошко,
Покатился я по дорожке.
Пригревало тут солнышко жутко -
Чудо стряслось под скорлупкой:
Было тесно внутри мне лежать,
Так и стал я скорлупку ломать.
Слайд 19А сейчас я, похоже, цыпленок!
- Ну и чей же теперь я
ребенок?
Улыбнулись дед и баба:
- Ты, конечно, дитятко, наше!
Рады мы нянчить цыпленка,
Рябиного ребенка!
- Эй, курочка Ряба,
Скорей обняла уж сынка бы!
Заклохтала тут курочка Ряба,
Под крыло посадила чадо.
Дед насыпал пшенички,
Принесла им баба водички.
Слайд 20Не нарадуются дед и баба
На свою курочку Рябу
И на шустрого цыпленка,
Рябиного
ребенка.
Слайд 21Вот и пора конца настала –
Сочинять я уже устала.
Слайд 22Заключение
Абсолютно каждый человек, находясь в раннем детстве,
слушал сказки. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего. И взрослые, и дети хотя бы раз, но рассказывали кому-то свою сказку. Способность к сочинительству у каждого определенно есть, только нужно захотеть его применить. Воображение, как и талант, дремлет в нас. Правда у кого-то оно дремлет, а у кого-то и спит беспробудным сном. Но это поправимо. Главное — поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть, и тогда при вашем желании, она медленно двинется по рельсам сказочных идей, постепенно ускоряя свой ход.
«У каждого из нас
Внутри талант таится.
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться».
Т. Мирончик
А еще очень важно найти благодарного слушателя, который оценит твое сочинение по достоинству. В моем случае – это мама. Она меня выслушает и вдохновит на новые творения. Я уже давно сочиняю стихи, песни, сказки. Мне это безумно нравится! Через сочинительства развиваю свои творческие способности, воображение. Думаю, что мое хобби поможет мне в будущем в определении профессии.