Презентация, доклад на тему Исследовательская работа на тему Слова-паразиты в речи учащихся школы презентация

Содержание

Язык народа и богат, и точен,Но есть, увы, неточные слова,Они растут как сорная траваУ плохо перепаханных обочин. Николай Рыленков

Слайд 1ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Слова-паразиты

в речи учащихся

школы»





Костюкова Дарья,
9 класс,
МОУ «Школа № 82 Г. Донецка»
Учитель Кулабухова В.Н.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Слова-паразиты в речи учащихся школы»

Слайд 2Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут

как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.




Николай Рыленков
Язык народа и богат, и точен,Но есть, увы, неточные слова,Они растут как сорная траваУ плохо перепаханных обочин.

Слайд 3С давних пор известно, что русский язык остается самым сложным и

выразительным языком на планете. На всем протяжении обучения в образовательных учреждениях мы изучаем нормы и правила языка, но, порой, и этого недостаточно, чтобы считать себя знатоком.
В школе на уроках нас знакомят с общепринятыми правилами устной и письменной речи. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками. Мы общаемся со взрослыми, смотрим телевизор и слышим слова, загрязняющие наш язык. Это слова-паразиты, которые прочно вошли в речь не только детей, но и взрослых.

С давних пор известно, что русский язык остается самым сложным и выразительным языком на планете. На всем

Слайд 4Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий»
русский язык

засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела особую актуальность и стала одной из центральных в обществе.
В свободной энциклопедии «Википедия» читаем: «Слова-паразиты – лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «как бы», «это самое», «ну…» и других».
Актуальность данной темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий»русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой,

Слайд 5В словаре лингвистических терминов Д.Э.Розенталя приводится следующее определение слов-паразитов: «Слова или

словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д. Значит, так сказать, собственно говоря, видите ли, ну, того, вот и т. п.» В лингвистической литературе есть целый ряд терминов, определяющих слова-паразиты: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «вставные элементы», «слова-заменители». Самое распространённое определение слов-паразитов, данное филологами: слова и звуки, засоряющие устную речь.

В словаре лингвистических терминов Д.Э.Розенталя приводится следующее определение слов-паразитов: «Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не

Слайд 6
Поэт А.Шабаев написал шуточное

стихотворение:

Вы... это самое... того...
Когда вы говорите,
То значит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните...         
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.

Поэт А.Шабаев написал шуточное         стихотворение:

Слайд 7 Многие из этих слов присутствуют

в речи учащихся. Некоторые используют их в своей речи очень часто, другие реже и к месту. Слова-паразиты очень прочно закрепились в лексиконе людей, намертво вошли в разговорную речь, стали привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает, а слушатель устает от такого собеседника.
Существует две группы слов-паразитов с точки зрения функционального значения:
Первая группа слов служит для сокращения и ускорения речи. Это действительно паразиты. Они засоряют нашу речь, зачастую препятствуют взаимопониманию собеседников. Это слова типа, значит, короче, ну, да и другие.
Другая группа слов отражает наши эмоции. Главная их особенность заключается в том, что они позволяют одним словом выразить несколько эмоций. Например, удивление и радость, возмущение и огорчение, что очень популярно в подростковой среде. Это слова «реально», «классно», «клёво», «достали» и другие.
Многие из этих слов присутствуют в речи учащихся. Некоторые используют их

Слайд 8 Считается, что слова-паразиты часто употребляются людьми, которые делают «заминки» в

речи, не могут подобрать нужное слово. Также считается, что эти слова появляются в речи из-за бедности словарного запаса говорящего. С этим утверждением можно не согласиться. Люди с богатым словарным запасом тоже употребляют в своей речи слова-паразиты.
Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов кандидат филологических наук Ирина Борисовна Левонтина в своей статье «Действительно ли эти слова лишние в языке?»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Конечно, вы можете замолчать и держать паузу до тех пор, пока не придумаете абсолютно гладкую фразу. Но тогда собеседник засомневается: то ли вы все еще формулируете, то ли уже заснули или отвлеклись. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа».
Считается, что слова-паразиты часто употребляются людьми, которые делают «заминки» в речи, не могут подобрать нужное слово.

Слайд 9Действительно, в живой разговорной речи иногда трудно подобрать подходящее слово. По

этой причине и возникает в речи слово-паразит.
Некоторые люди намеренно употребляют слова-паразиты в своей речи. Их роль в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете, какое дело», «ну как вам сказать», «всё дело в том…», «как бы Вам сказать», «стесняюсь сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, как ему правильно ответить на поставленный вопрос.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре «паразитов», начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Также употребление слов-паразитов в речи
можно объяснить привычкой или «модой»
на слова. Чаще этой «моде» подвержены
подростки, реже взрослые.

Действительно, в живой разговорной речи иногда трудно подобрать подходящее слово. По этой причине и возникает в речи

Слайд 10 Исходя из всего сказанного, можно сделать

следующий вывод: слова-паразиты не несут в речи никакой смысловой нагрузки и являются лишними и ненужными словами. Слова-паразиты, или «слова-сорняки», засоряют нашу речь. От употребления таких слов-паразитов нужно избавляться.
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Например, если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей.
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека - робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» - человек не расположен к общению,
он не любит разговоры, поэтому хочет
сократить свою речь.
«Это самое» украшает речь людей с
плохой памятью или ленивых, кто
зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.
Исходя из всего сказанного, можно сделать следующий вывод: слова-паразиты не несут в

Слайд 11 Чтобы выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов,

определить наиболее употребляемые из них, я в течение двух недель наблюдала за речью школьников, а затем провела анкетирование «Слова-паразиты в нашей речи».
В процедуре проведения письменного опроса принимали участие 43 учащихся подросткового возраста (20 девочек и 23 мальчика). Анкета состояла из шести вопросов.
Знаете ли Вы что такое слова-паразиты?
Употребляете ли вы слова-паразиты в речи?
Какие слова-паразиты Вы употребляете чаще всего в речи?
Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
Считаете ли Вы, что слова-паразиты нужно искоренять из русской речи?
Какие способы борьбы со словами-паразитами можете предложить?
 

Чтобы выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них, я

Слайд 121. Знаете ли вы, что такое
«слова – паразиты»?
2. Употребляете ли

вы
слова - «паразиты»?
1. Знаете ли вы, что такое «слова – паразиты»?2. Употребляете ли вы слова - «паразиты»?

Слайд 144. Замечаете ли вы в своей речи слова -паразиты?

5.Считаете ли вы, что слова - «паразиты» нужно искоренять из русской речи?
4. Замечаете ли вы  в своей речи слова -паразиты?  5.Считаете ли вы, что слова -

Слайд 156. Каковы способы борьбы со словами – паразитами?

6. Каковы способы борьбы со словами – паразитами?

Слайд 16 С помощью проекта я хочу привлечь

внимание широкого круга учащихся и учителей к проблемам сохранения чистоты русского языка, воспитывать активную позицию в решении языковых проблем, повышать популярность языковой культуры. Становится грустно от того, что «великий и могучий» русский язык, как утверждают классики, в нашей речи уже не кажется таким богатым и красивым.
Полученные результаты в ходе работы над проектом подтверждают гипотезу, что большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты и подобные слова есть и в речи взрослых.
Я считаю, что слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то
ещё имеет такую привычку, советую
срочно провести генеральную чистку
и дезинфекцию своей речи. В этом вам
поможет мой проект.

С помощью проекта я хочу привлечь внимание широкого круга учащихся и учителей

Слайд 17Чтобы борьба со словами, которые засоряют нашу речь, стала эффективной, я

предлагаю ознакомиться с памяткой
«Как избавиться от слов-паразитов»
1. Для пополнения своего словарного запаса чаще читайте классическую литературу.
2. Каждый день заучивайте по пять новых слов из толкового словаря.
3. Контролируйте не только свою, но и чужую речь.
4. Чаще выступайте перед аудиторией и участвуйте в дружеских беседах.
5. Попросите друзей или родственников указывать вам на «пустые» слова.
6. Запишите свою речь на диктофон и проанализируйте её.

Чтобы борьба со словами, которые засоряют нашу речь, стала эффективной, я предлагаю ознакомиться с памяткой «Как избавиться

Слайд 18

Читайте, читайте и еще раз читайте!
Ничто не развивает речь лучше,


чем чтение качественной литературы.

Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.

Слайд 19«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это

достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

И.В.Тургенев
 

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

Слайд 20Давайте говорить грамотно!
Давайте беречь
наш язык!

Давайте говорить  грамотно!Давайте беречь наш язык!

Слайд 21 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

БЛАГОДАРЮ  ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть