Презентация, доклад на тему Использование здоровьесберегающих технологии на уроках русского языка и литературы

Содержание

Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся

Слайд 1Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями

здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 584 «Озерки» Санкт-Петербурга

Использование здоровьесберегающих технологии на уроках русского языка и литературы

Создала Дементьева Татьяна Валентиновна,
учитель русского языка и литературы tania_dementeva@mail.ru

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI

Слайд 2Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы

Здоровьесберегающие образовательные

технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся

Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к

Слайд 3Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы
Здоровьесберегающие технологии не

могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания
Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школыЗдоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы

Слайд 4Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы
Русский язык и

литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям
Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школыРусский язык и литература – серьёзные и сложные предметы.

Слайд 5Успешность применения любой педагогической технологии зависит от личности учителя, психологически грамотной

направленности его педагогической деятельности

Очень важна правильная организация урока, соблюдение гигиенических показателей, влияющих на урок:

Успешность применения любой педагогической технологии зависит от личности учителя, психологически грамотной направленности его педагогической деятельностиОчень важна правильная

Слайд 6Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

1.Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски.
2.Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, работа с тестами, творческая и самостоятельная работа

3. Продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7-10 минут. 4.Различные методы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех.
(ОПТ, ППТ, УВТ)

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии       (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 7Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

5.Физминутки и другие оздоровительные формы на уроке – их место, содержание и продолжительность (по СанПиН 2.4.2.28 21-10).
6.Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности. УВТ, ППТ)

7.Наличие и выбор на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
8.Место и длительность применения ТСО (СанПиН 2.2.2/2.41340-03); умение учителя использовать их как возможности инициирования учебного процесса

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии       (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 8Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

9.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации. (ППТ)

10.Психологический климат на уроке: в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. (ППТ)

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии       (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 9Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

К  пропаганде здорового образа жизни  мы можем привлечь   возможности художественной литературы и русского языка. Для этого не нужны отдельные уроки. Просто то, что раньше нам не казалось таким уж важным, должно занять свое особое  место при анализе литературных произведений.

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии       (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 10Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

Программа по литературе (для 5-11 классов) включает стихи русских поэтов о неповторимых красотах русской природы. Анализируя их поэзию с художественной точки зрения, педагог обращает внимание школьников на роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира лирического героя и читателя (духовное здоровье). (ОПТ)

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии       (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 11Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

При изучении биографий писателей и художников показываем тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Л. Н. Толстого, который писал:
«Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле».
Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни. (УВТ)

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии       (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 12Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

В каждом произведении классической русской литературы  можно найти вопросы, связанные  с нравственным здоровьем личности. Что такое  добро и зло, честь и бесчестье, истина и ложь, нравственное поведение и безнравственное поведение?  Ответы на эти вопросы дает роман Л.Н. Толстого «Война и мир». У учеников складывается четкое убеждение, что защита родины, борьба со злом, истинная дружба, любовь, патриотизм, честь и достоинство – это нравственные нормы. Если эти нормы нарушать, то  личность постепенно разрушается.
Изучая роман Толстого, десятиклассники твердо усваивают понятие «нравственное здоровье личности». (УВТ)

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии       (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 13Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

В школьные программы по воспитанию учащихся вошел пункт о самоопределении ребенка в социуме, формирование человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала. С этой задачей тесно связано социальное здоровье ребенка, то есть умение ученика  соотносить свои устремления, желания с устремлениями и желаниями других (УВТ)

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии       (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 14Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

Примерами могут служить такие произведения, как роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Конфликтная ситуация привела к дуэли и смерти Грушницкого .
Конфликт между Онегиным и Ленским закончился дуэлью и  смертью  Ленского («Евгений Онегин»).
(УВТ)

Анализируя данные примеры на уроках литературы, подростки начинают сознавать, что бесконфликтное поведение (т.е. социальное здоровье)   помогает достичь определенной цели и комфортно себя чувствовать в социуме.
Учителю необходимо выносить на обсуждение данные ситуации, но не в форме нравоучений, а  в форме обмена мнениями, оставляя ученикам право выбора, тогда можно надеяться на  успешное закрепление позиций.

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии       (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 15Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

На уроках можно проводить мини-викторины по пройденному материалу на тему здоровьесбережения:
Кто «надев широкий боливар…едет на бульвар и там гуляет на просторе?» (Евгений  Онегин)
Что бы вы прописали Ионычу?
Над чем смеется В. Маяковский в стихотворении «Гимн обеду?» (УВТ)

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии       (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 16Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

Чтобы не было на уроках перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов письменных работ (диктантов, изложений), а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию. Во время выполнения сложных заданий для снятия напряжения можно использовать «Психологическую страницу». Словарь мудрых мыслей: • “Хороший смех оздоравливает душу”, • “Здоровый сон – прекрасное самочувствие днём”, • “Улыбка – лучшая таблетка”.
Во избежание усталости учащихся на каждом уроке необходимо разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии        (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 17Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

Позволяют избежать монотонности на уроке различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок и др. Использование ИКТ дает возможность сэкономить время и провести его интересно, избегая перегрузки, тем самым повышая мотивацию к учению. (ППГ)
Педагогу необходимо вводить в учебный процесс комплекс развивающих технологий (блочно-модульная система обучения старшеклассников, разноуровневые творческие задания и др.)

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии        (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 18Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.
Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.
Структурными элементами урока должны выступать:
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* релаксация;
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;
* прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии        (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 19Что вредит здоровью школьника?
Стрессовая педагогическая тактика.
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным

и функциональным возможностям школьников.
Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Интенсификация учебного процесса.
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Что вредит здоровью школьника?Стрессовая педагогическая тактика.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.Несоблюдение физиологических и

Слайд 20Организационно-педагогические технологии (ОПГ) Психолого-педагогические технологии

(ППТ) Учебно-воспитательные технологии (УВТ)

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым мы пользуемся, стремясь раскрыть способности и возможности каждого ребенка

Организационно-педагогические технологии  (ОПГ) Психолого-педагогические технологии        (ППТ) Учебно-воспитательные технологии

Слайд 21Заключение
Здоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы

и не только социальная, но и нравственная, и свой посильный вклад в сохранение здоровья молодого поколения может внести каждый учитель.
Во-первых, мы все мамы и также обеспокоены сохранением и укреплением здоровья наших детей. Во-вторых, современные реформы образования требуют от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровьесберегающих технологий. И наконец, как педагоги, мы осознаём тот факт, что качество обучения напрямую связано с состоянием здоровья ребёнка.

ЗаключениеЗдоровье подрастающего человека – это одна из главных проблем современной школы и не только социальная, но и

Слайд 22Интернет - ресурсы
http://www.moluch.ru/archive/30/3464/
http://www.moluch.ru/archive/30/3464/
http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/zdorovesberegajushhie-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-jazyka0.html
http://metodsovet.su/load/nach_russ_yaz/razr_urokov/urok_russkogo_jazyka_iz_serii_quot_zdorovesberegajushhie_tekhnologii_quot/7-1-0-885

Интернет - ресурсыhttp://www.moluch.ru/archive/30/3464/http://www.moluch.ru/archive/30/3464/http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/zdorovesberegajushhie-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-jazyka0.htmlhttp://metodsovet.su/load/nach_russ_yaz/razr_urokov/urok_russkogo_jazyka_iz_serii_quot_zdorovesberegajushhie_tekhnologii_quot/7-1-0-885

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть