Презентация, доклад на тему Использование на уроках русского языка и литературы технологии РКМЧП для формирования интеллектуальных и творческих способностей

Содержание

Актуальность педагогического опыта соответствие целям и направлениям развития современного российского образования, удовлетворение запроса общества на формирование социально успешной личностивведение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, предполагающих деятельностный и компетентностных подходы в обучении

Слайд 1Использование на уроках русского языка и литературы технологии РКМЧП для формирования

интеллектуальных и творческих способностей

Елдина Ю.Н.,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа №27»

Использование на уроках русского языка и литературы технологии РКМЧП для формирования интеллектуальных и творческих способностейЕлдина Ю.Н., учитель

Слайд 2Актуальность педагогического опыта
соответствие целям и направлениям развития современного

российского образования, удовлетворение запроса общества на формирование социально успешной личности

введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, предполагающих деятельностный и компетентностных подходы в обучении

метапредметность и личностная значимостью результатов формирования коммуникативной компетенции

создание условий для успешного прохождения ГИА

возможность включения в активную работу максимального количества обучающихся в ограниченное время урока

Технология критического мышления

Актуальность педагогического опыта   соответствие целям и направлениям развития современного российского образования, удовлетворение запроса общества на

Слайд 3 Обучающийся выступает не как объект для восприятия готовых знаний,

а как соучастник, соавтор процесса обучения

Критическое мышление-тип мышления, помогающий человеку определить собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни

Обучающийся выступает не как объект для восприятия готовых знаний, а как соучастник, соавтор процесса обученияКритическое

Слайд 4 научить обучающихся
выделять причинно-следственные связи;
рассматривать новые идеи и знания в

контексте уже имеющихся;
отвергать ненужную или неверную информацию;
понимать, как различные части информации связаны между собой;
выделять ошибки в рассуждениях;
делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, идейные установки отражает текст или говорящий человек;
отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
отделять главное от несущественного в тексте или в речи, акцентировать внимание на первом



Задачи:

научить обучающихсявыделять причинно-следственные связи;рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся; отвергать ненужную или

Слайд 5учебный процесс

Реализация поставленных задач идет в двух направлениях:
внеурочная деятельность

учебный процессРеализация поставленных задач идет в двух направлениях: внеурочная деятельность

Слайд 6постановка вопроса, побуждающего к осмыслению изучаемой информации;
развитие умение выделять в информации

главное, составлять план;
обучение логически законченному рассказу;
побуждение к осмыслению информации средствами сопоставления предметов, явлений, свойств, признаков;
обучение порядку самостоятельной работы над новым текстом (информацией, задачей);
подведение к видению (осознанию, осмыслению) противоречий;
сообщение материала, привлекая учащихся к участию в поиске обоснований;
обучение овладению методами анализа ответов одноклассников;
обучение приемам самостоятельного составления схем, таблиц;
организация обсуждения выполненных работ

Формирование у учащихся интеллектуальных умений происходит за счёт следующих видов деятельности, организуемых на уроке:

постановка вопроса, побуждающего к осмыслению изучаемой информации;развитие умение выделять в информации главное, составлять план;обучение логически законченному рассказу;побуждение

Слайд 7Рефлексия
Стадия вызова
Осмысление
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз

-Что я знаю?

–Что я узнал нового? Как изменились мои знания?

-Что я буду делать с новыми знаниями?

РефлексияСтадия вызоваОсмыслениеВ основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз -Что я знаю? –Что я узнал

Слайд 8«Инсерт»
Стадия вызова
«Корзина идей, понятий, имен»
Цель:
-актуализировать имеющиеся у обучающихся

знания по данной теме;
-вызов интереса к теме и определение  цели ее рассмотрения

«Кластер»

«Верные и неверные утверждения»

«Дерево предсказаний»

«Толстые и тонкие вопросы»

«Бортовой журнал»

«Мозаика»

«Инсерт»Стадия вызова «Корзина идей, понятий, имен» Цель: -актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме;-вызов интереса к

Слайд 9Осмысление
Цель:
- позволяет учащемуся получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже

имеющимися знаниями.

.

«Учебный мозговой штурм»

«Верные и неверные утверждения»

«Толстые и тонкие вопросы»

ОсмыслениеЦель:- позволяет учащемуся получить новую информацию;- осмыслить ее;- соотнести с уже имеющимися знаниями..«Учебный мозговой штурм»«Верные и неверные

Слайд 10Цель:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- усвоение нового знания, новой информации

учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

.

«Синквейн»

Рефлексия

«Эссе»

Цель:- целостное осмысление, обобщение полученной информации;- усвоение нового знания, новой информации учеником;- формирование у каждого из учащихся

Слайд 11Прием «тонких» и «толстых» вопросов
Примеры вопросов учащихся: - Почему повесть

называется «Капитанская дочка»? - Почему у Гринева и Пугачева сложились такие хорошие отношения? - Почему Екатерина II не сразу согласилась помочь Маше и Гриневу в отличие от Пугачева?
Прием «тонких» и «толстых» вопросов Примеры вопросов учащихся: - Почему повесть называется «Капитанская дочка»? - Почему у

Слайд 12способ графической организации материала
записывается ключевое слово-ядро темы
вокруг ключевого слова записываются слова,

выражающие основные идеи, факты, образы по теме

Разбивка на кластеры

способ графической организации материалазаписывается ключевое слово-ядро темывокруг ключевого слова записываются слова, выражающие основные идеи, факты, образы по

Слайд 13Кластер


-Что здесь лишнее? Доработайте схему и заполните кластер

Кластер-Что здесь лишнее? Доработайте схему и заполните кластер

Слайд 141этап.Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной

теме.
2этап.Происходит обмен информацией.

Главная задача рефлексии- исправить предшествующие представления, «присвоить» новую информацию, определить перспективы в изучении темы.

Мозговая атака

1этап.Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме.2этап.Происходит обмен информацией. Главная задача рефлексии-

Слайд 15 Двойные дневники

Двойные дневники

Слайд 17Учитель выбирает и записывает 4-7слов.
Учащиеся дают общую трактовку этих терминов.
Восстанавливают сюжет,

в котором фигурируют эти понятия.
Воспроизводят какой-либо процесс, опираясь на эти слова.
Занимаются сочинительством, стилистически грамотно используя эти слова в тексте.

Ключевые слова

Учитель выбирает и записывает 4-7слов.Учащиеся дают общую трактовку этих терминов.Восстанавливают сюжет, в котором фигурируют эти понятия.Воспроизводят какой-либо

Слайд 18Прием "Ключевые слова". Урок в 5 кл. «Стили речи» Предположите, какие из слов,

фраз, символов, расположенных на доске нам понадобятся сегодня на уроке.
Прием

Слайд 19«Знаю-хочу узнать-узнал»

«Знаю-хочу узнать-узнал»

Слайд 20Корень-главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов
Окончание-

изменяемая часть слова, которая служит для образования новых слов
Однокоренные слова-это слова, имеющие одинаковый корень

Верные или неверные утверждения

Корень-главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных словОкончание- изменяемая часть слова, которая служит для

Слайд 21Средняя колонка- «линия сравнения», в ней перечисляются те категории, по которым

предложено сравнить явления, события, факты
Соседние колонки- информация, которую предстоит сравнить

Сводная таблица

Средняя колонка- «линия сравнения», в ней перечисляются те категории, по которым предложено сравнить явления, события, фактыСоседние колонки-

Слайд 22 Сводная таблица

Сводная таблица

Слайд 23 Сводная таблица

Сводная таблица

Слайд 24Тонкие вопросы требуют односложные ответы
Кто? Что? Где? Куда? Как звать?
Толстые вопросы

предполагают развернутые вопросы: почему вы думаете, что преступление всегда против совести? почему вы считаете, что убийство иногда можно оправдать? почему все-таки бабушка купила внуку пряник? если бы вы встретились с Витей после совершенного обмана, что бы вы ему посоветовали?

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Тонкие вопросы требуют односложные ответыКто? Что? Где? Куда? Как звать?Толстые вопросы предполагают развернутые вопросы: почему вы думаете,

Слайд 25Денотантный граф
Глагол
обозначает
отвечает
изменяется
является
действие предмета
на вопросы «что делать?»,
«что сделать?»
по временам
сказуемым

прошедшее время
настоящее время
будущее

время

изменяется

изменяется

изменяется

по родам и числам

по лицам и числам

по лицам и числам

называется

спряжение

Денотантный графГлаголобозначаетотвечаетизменяетсяявляетсядействие предметана вопросы «что делать?», «что сделать?»по временамсказуемымпрошедшее времянастоящее времябудущее времяизменяетсяизменяетсяизменяетсяпо родам и числампо лицам и

Слайд 261 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет

составляться денотатный граф.

2 этап – подбор глаголов, которые будут связывать ключевое понятие и его признаки. Рекомендуется использовать следующие группы глаголов:
глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.;
глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться;
глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;
глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия.

3 этап – подобрать существенные признаки ключевого понятия, которые связываются с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола можно найти 1-3 признака.

Правила составления денотатного графа:

1 этап - выделение ключевого слова или словосочетания, от которого будет составляться денотатный граф.2 этап – подбор

Слайд 271стадия-вызов.На основе лишь заглавия предположить, о чем будет текст
2стадия-осмысление. Познакомившись с

частью текста, уточняют представления о материале.
-Что будет дальше и почему? Найдите предложения, где сюжет меняется. Как заканчивается этот рассказ?
3стадия-рефлексия. Формы работы: письмо, дискуссия, тезисы, выбор пословиц, творческие работы

Чтение с остановками

1стадия-вызов.На основе лишь заглавия предположить, о чем будет текст2стадия-осмысление. Познакомившись с частью текста, уточняют представления о материале.-Что

Слайд 28концентрация знаний, ассоциаций, чувств;
сужение оценки явлений и событий;
выражение своей позиции ,взгляда

на событие, предмет

Синквейн

концентрация знаний, ассоциаций, чувств;сужение оценки явлений и событий;выражение своей позиции ,взгляда на событие, предметСинквейн

Слайд 29
Свобода. Что представляется мне, когда я слышу это слово? Зеленые луга

под летним солнцем или безоблачное небо, словно купол накрывающее все вокруг. Или ветер, который сметает снег с вершин самых высоких гор… У человека, живущего в современном мире, не может быть абсолютной свободы…(При изучении романа «Мы» Е.Замятина)

Эссе

Свобода. Что представляется мне, когда я слышу это слово? Зеленые луга под летним солнцем или безоблачное небо,

Слайд 30организация элективов;
организация работы литературного общества;
издание школьного литературно-художественного журнала «Родник» и

газеты «Школьная правда»
проведение ученических конференций, литературных вечеров, поэтических мастерских;
организация олимпиад по учебным предметам;
организация проектной деятельности;
организация погружения в предмет (в каникулярное время);
организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр;
образовательные туристические поездки;
организация предметных декад

Внеурочная деятельность

организация элективов;организация работы литературного общества; издание школьного литературно-художественного журнала «Родник» и газеты «Школьная правда»проведение ученических конференций, литературных

Слайд 33Результативность

Результативность

Слайд 34Количество победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников

Количество победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников

Слайд 35Итоги участия ребят в городских, республиканских, всероссийских конкурсах

Итоги участия ребят в городских, республиканских, всероссийских конкурсах

Слайд 362016-2017 учебный год

2016-2017 учебный год

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть