Слайд 1Использование мнемотехник для запоминания правил по русскому языку
Презентацию подготовила учитель русского
языка и литературы
МБОУ Калитвенской СОШ Каменского района Ростовской области
Желтова О. А.
Слайд 2Мнемозина- богиня памяти.
Имя произошло от греческого слова
« мнемо», что
значит «память»
Приёмы запоминания называют
мнемотехникой.
Слайд 3Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и
воспроизведение информации. Использование мнемотехники для школьников в настоящее время становится все более актуальным.
Mnemonikon - искусство запоминания. Слово образовано от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти и воображения.
Мнемотехника (мнемоника) - искусство запоминания и укрепления памяти, мнемоника, это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это система, позволяющая записывать в мозг не визуальную информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Слайд 4Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. Мнемотехника значительно
повышает способность концентрироваться на одном деле, что способствует обучению другим дисциплинам. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана .
Слайд 5Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень
запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
Мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.
Слайд 6Цель: эффективное усвоение и запоминание материала обучающимися.
Использование приёмов мнемотехники на уроках
русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
Слайд 8Где можно использовать мнемоприёмы?
На уроках чтения и развития речи можно использовать
при:
обогащении словарного запаса,
обучении пересказу,
составлении рассказов,
разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок,
отгадывании загадок.
Слайд 9Методы мнемотехники:
Метод графических ассоциаций
На уроках или в виде творческого домашнего
задания дети работают над созданием схематичных рисунков на месте пропусков, прямо или косвенно ассоциирующихся с образом данного слова
Слайд 10Подбор слова по согласным буквам
После того как двузначное или трехзначное число
преобразовано в сочетание согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел - 4 варианта, для трехзначных чисел - 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются.
ДТ ПБ = ТП = ТоПор
ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр
Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова - таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).
Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами - прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.
ВФ ЧЩ ШЛ - ВЧШ - Восковая ЧаШа
ЧЩ ШЛ ШЛ - ЧШЛ - Черная ШеЛковица
В редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.
ЧЩ РЦ СЗ - ЧРС - ЧеРСтвый (хлеб)
Слайд 11Образные коды букв алфавита
Образные коды букв алфавита могут быть составлены произвольно.
Главное, чтобы они не пересекались с другими образными кодами. Так образные коды, использованные вами для кодирования букв русского алфавита, не должны использоваться при кодировании в образы трехзначных и двузначных чисел.
Принцип подбора образов под буквы очень простой. Необходимо подобрать слово, начинающееся на нужную букву.
А - Арка
Б - Бур
В - Винтовка
Г - Грабли
Слайд 12Правила в стихах
При изучении алфавита детям предлагается такое стихотворение:
Есть такое Королевство-
Нам
оно знакомо с детства.
В Королевстве том живёт
Многочисленный народ.
А народ тот необычный –
Из кирпичиков различных
Каждый житель сложен там.
Отгадать сумеешь сам,
Что за жители? Какие
В них кирпичики такие?
Тех кирпичиков, смотри.
В Королевстве 33.
Слайд 13При изучении глаголов неопределённой формы предлагается такое правило:
Что делаеТ ?- лижеТся .
Что
делаТь ? - лизаТь и лизаТься .
Смотри на вопрос внимательно ,
Не будешь тогда ошибаться .
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.
ЛИС , ЛИСИЦА , ЛИСОНЬКА , ЛИСА
И ЛИСЁНОК маленький смешной ,
ЛИСИЙ хвост и ЛИСЬИ голоса -
С буквой И мы пишем , дорогой!
ЦВЕТЕНЬЕ , ЦВЕТОЧЕК , ЦВЕСТИ , ЦВЕТНОЙ
Проверим мы словом ЦВЕТ .
Слова эти пишутся с буквой Е ,
Так же , как слово РАСЦВЕТ .
Слайд 14Комбинированный метод –
это использование при запоминании слова
графические, и
звуковые ассоциации, а так же этимологию слова.
Деревня – от слова «дерево»; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение (Деревня – проверочное: дерево).
Земляника – от слова «земля»; земляная ягода. (Земляника – проверочное: земли).
Коньки – от слова «конь»; первоначально изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. (Коньки – проверочное: конь).
Слайд 15Библиографический список:
«Русский язык. Правила в стихах». Издательство «Дельта» 1999 год.
«Страна Лингвиния:
фонетика, графика, орфография». Издательство «Новый диск».
Парамонова Л.Г. «Лёгкий способ стать грамотным». Издательство «Дельта», 2008 год.
Парамонова Л.Г. «Правили в стихах». Издательство «Дельта», 2008 год.
Н.В. Томилина «Предметные недели». Издательство «Учитель» 2008 год.
Бакулина Г.А., «Интеллектуальное развитие на уроках русского языка»-Москва «Владос», 2000 год.
Лайло В.В. «Повышение грамотности и развитие мышления»-Москва «Дрофа»,1999 год.
Шемшурина А.И. «Этическая грамматика в начальных классах»-Москва «Школа-Пресс», 1998 год.