Презентация, доклад на тему Использование мнемотехник для запоминания правил по русскому языку

Содержание

Мнемозина- богиня памяти. Имя произошло от греческого слова « мнемо», что значит «память»Приёмы запоминания называютмнемотехникой.

Слайд 1Использование мнемотехник для запоминания правил по русскому языку
Презентацию подготовила учитель русского

языка и литературы
МБОУ Калитвенской СОШ Каменского района Ростовской области
Желтова О. А.
Использование мнемотехник для запоминания правил по русскому языкуПрезентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ Калитвенской СОШ

Слайд 2Мнемозина- богиня памяти.
Имя произошло от греческого слова
« мнемо», что

значит «память»

Приёмы запоминания называют
мнемотехникой.

Мнемозина- богиня памяти. Имя произошло от греческого слова « мнемо», что значит «память»Приёмы запоминания называютмнемотехникой.

Слайд 3Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и

воспроизведение информации. Использование мнемотехники для школьников в настоящее время становится все более актуальным.
Mnemonikon - искусство запоминания. Слово образовано от  имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Мнемотехника способствует развитию памяти и воображения.
Мнемотехника (мнемоника) - искусство запоминания и укрепления памяти, мнемоника, это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это система, позволяющая записывать в мозг не визуальную информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для школьников

Слайд 4Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. Мнемотехника значительно

повышает способность концентрироваться на одном деле, что способствует обучению другим дисциплинам. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана .

Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться на одном деле,

Слайд 5Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень

запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный  с лексическим значением слова.
Мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.
Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых

Слайд 6Цель: эффективное усвоение и запоминание материала обучающимися.
Использование приёмов мнемотехники на уроках

русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный  с лексическим значением слова.

Цель: эффективное усвоение и запоминание материала обучающимися.Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень

Слайд 8Где можно использовать мнемоприёмы?
На уроках чтения и развития речи можно использовать

при:
обогащении словарного запаса,
обучении пересказу,
составлении рассказов,
разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок,
отгадывании загадок.

Где можно использовать мнемоприёмы?На уроках чтения и развития речи можно использовать при:обогащении словарного запаса,обучении пересказу,составлении рассказов,разучивании стихотворений,

Слайд 9Методы мнемотехники:
Метод графических ассоциаций
На уроках или в виде творческого домашнего

задания дети работают над созданием схематичных рисунков на месте пропусков, прямо или косвенно ассоциирующихся с образом данного слова
Методы мнемотехники: Метод графических ассоциаций На уроках или в виде творческого домашнего задания дети работают над созданием

Слайд 10Подбор слова по согласным буквам
После того как двузначное или трехзначное число

преобразовано в сочетание согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел - 4 варианта, для трехзначных чисел - 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются.
 ДТ ПБ = ТП = ТоПор
ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр
Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова - таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).
Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами - прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.
ВФ ЧЩ ШЛ - ВЧШ - Восковая ЧаШа
ЧЩ ШЛ ШЛ - ЧШЛ - Черная ШеЛковица
В редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.
ЧЩ РЦ СЗ - ЧРС - ЧеРСтвый (хлеб)

Подбор слова по согласным буквамПосле того как двузначное или трехзначное число преобразовано в сочетание согласных букв, из

Слайд 11Образные коды букв алфавита
Образные коды букв алфавита могут быть составлены произвольно.

Главное, чтобы они не пересекались с другими образными кодами. Так образные коды, использованные вами для кодирования букв русского алфавита, не должны использоваться при кодировании в образы трехзначных и двузначных чисел.
Принцип подбора образов под буквы очень простой. Необходимо подобрать слово, начинающееся на нужную букву.
А - Арка
Б - Бур
В - Винтовка
Г - Грабли

Образные коды букв алфавитаОбразные коды букв алфавита могут быть составлены произвольно. Главное, чтобы они не пересекались с

Слайд 12Правила в стихах
При изучении алфавита детям предлагается такое стихотворение:
Есть такое Королевство-  Нам

оно знакомо с детства.  В Королевстве том живёт  Многочисленный народ.
А народ тот необычный –  Из кирпичиков различных  Каждый житель сложен там.  Отгадать сумеешь сам,  Что за жители? Какие  В них кирпичики такие?  Тех кирпичиков, смотри.  В Королевстве 33.

Правила в стихахПри изучении алфавита детям предлагается такое стихотворение:Есть такое Королевство-  Нам оно знакомо с детства.  В

Слайд 13При изучении глаголов неопределённой формы предлагается такое правило:
Что делаеТ ?- лижеТся . Что

делаТь ? - лизаТь и лизаТься . Смотри на вопрос внимательно , Не будешь тогда ошибаться .
Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.
ЛИС , ЛИСИЦА , ЛИСОНЬКА , ЛИСА И ЛИСЁНОК маленький смешной , ЛИСИЙ хвост и ЛИСЬИ голоса - С буквой И мы пишем , дорогой!
ЦВЕТЕНЬЕ , ЦВЕТОЧЕК , ЦВЕСТИ , ЦВЕТНОЙ Проверим мы словом ЦВЕТ . Слова эти пишутся с буквой Е , Так же , как слово РАСЦВЕТ . 

При изучении глаголов неопределённой формы предлагается такое правило:Что делаеТ ?- лижеТся . Что делаТь ? - лизаТь и

Слайд 14Комбинированный метод – это использование при запоминании слова графические, и

звуковые ассоциации, а так же этимологию слова.

Деревня – от слова «дерево»; место, очищенное от деревьев; крестьянское селение (Деревня – проверочное: дерево).
Земляника – от слова «земля»; земляная ягода. (Земляника – проверочное: земли).
Коньки – от слова «конь»; первоначально изгиб конька украшали изображением лошадиной головы. (Коньки – проверочное: конь).

Комбинированный метод –  это использование при запоминании слова   графические, и звуковые ассоциации, а так

Слайд 15Библиографический список:
«Русский язык. Правила в стихах». Издательство «Дельта» 1999 год.
«Страна Лингвиния:

фонетика, графика, орфография». Издательство «Новый диск».
Парамонова Л.Г. «Лёгкий способ стать грамотным». Издательство «Дельта», 2008 год.
Парамонова Л.Г. «Правили в стихах». Издательство «Дельта», 2008 год.
Н.В. Томилина «Предметные недели». Издательство «Учитель» 2008 год.
Бакулина Г.А., «Интеллектуальное развитие на уроках русского языка»-Москва «Владос», 2000 год.
Лайло В.В. «Повышение грамотности и развитие мышления»-Москва «Дрофа»,1999 год.
Шемшурина А.И. «Этическая грамматика в начальных классах»-Москва «Школа-Пресс», 1998 год.

Библиографический список:«Русский язык. Правила в стихах». Издательство «Дельта» 1999 год.«Страна Лингвиния: фонетика, графика, орфография». Издательство «Новый диск».Парамонова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть