Презентация, доклад на тему Использование кластера на уроках литературы

Содержание

Кластер — один из методов (приемов) ТРКМ. Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Кластер способствует систематизации и обобщению учебного материала. 

Слайд 1

Использование приёма

«Кластер»

на уроках литературы
Использование приёма      «Кластер» на уроках литературы

Слайд 2 Кластер — один из методов (приемов) ТРКМ.
Это графическая форма организации

информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Кластер способствует систематизации и обобщению учебного материала. 
Кластер — один из методов (приемов) ТРКМ. 	Это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы,

Слайд 3 К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
ВЫЗОВ
ОСМЫСЛЕНИЕ
РЕФЛЕКСИЯ


К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:ВЫЗОВОСМЫСЛЕНИЕРЕФЛЕКСИЯ

Слайд 4 На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и

анализ полученных фактов.
На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.  На стадии

Слайд 5Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты

со спутниками.
В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.
Вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Основные принципы составления кластераКластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.В центре располагается основное понятие,

Слайд 6Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер

может быть оформлен:
на доске;
на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания;
желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры.
Это позволит выделить определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Правила оформления кластера на уроке	В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен: на доске;на отдельном

Слайд 7Рекомендации по составлению кластера
При его создании не стоит бояться излагать и

фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения.
В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены.
Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи.
Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними.
В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Рекомендации по составлению кластераПри его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум,

Слайд 8Достоинства применения приема
Он позволяет охватить большой объем информации.
Вовлекает всех участников коллектива

в обучающий процесс, им это интересно.
Дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
Достоинства применения приемаОн позволяет охватить большой объем информации.Вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно.Дети

Слайд 9Что дает применение кластера на уроках детям? 
Прием кластера развивает системное мышление;


учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения;
учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний;
развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Что дает применение кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление; учит детей систематизировать не только учебный

Слайд 10Разновидности кластеров
Представляющие действующих лиц («Бедная Лиза» Н. М. Карамзин)

Разновидности кластеровПредставляющие действующих лиц («Бедная Лиза» Н. М. Карамзин)

Слайд 11Характеристика, данная автором (« Бедная Лиза» Н. М. Карамзин)

Характеристика, данная автором (« Бедная Лиза» Н. М. Карамзин)

Слайд 12Восстанавливающий события (День Онегина)

Восстанавливающий события (День Онегина)

Слайд 13Создающие образ героя (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)


Создающие образ героя (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

Слайд 14Умение формировать понятие

Умение формировать понятие

Слайд 16В.Г.Распутин «Живи и помни»
Настена

Андрей
«Сошлись – Грубость, ругань, избиение до полусмерти (до войны) надо жить»
3,5 года на войне. В разведке надежный друг, сила. 16 лет, Воевал не хуже, не лучше других. 3 ранения – 3 сирота месяца в госпитале. «Обманул себя сам». . Свидеться с родными хоть ненадолго.
«Надо быть вместе, Разорвал все связи с обществом. Звериная когда плохо. Вот для жестокость (облик, глаза). Расправа с теленком, чего люди сходятся». выть по-волчьи, красть рыбу…
Спасти Андрея. Спасти Потерял нравственные принципы. в нем человека
Долг перед людьми - Не останется следа на Земле долг перед мужем

Вопрос: можно ли оставаться человеком, находясь вне общества?
Живи и помни, человек, и казнись тем, что ты свершил. Какое наказание может быть страшнее такой жизни? Андрей оставлен жить на земле для безысходного страдания. На его совести три смерти самых близких.


В.Г.Распутин «Живи и помни»Настена            Андрей«Сошлись –

Слайд 17В.М.Шукшин «Калина красная»















Тюрьма
Малина
Нинка, друзья
Увлечения
Увод патруля
Отъезд
Люба (с.Ясное)
Вранье: «Военкомат»
«Давайте любить друг друга» «Бардак

для несчастных»

Работа шофёром

В Сосновке у матери

С Колей

С Шурой

На тракторе

Смерть

«Не делайте так,
как поступил Егор.
Не ходите по его дорожке,
здесь опасно, и всё может
скверно кончиться»

В жизни за всё
надо платить

В.М.Шукшин «Калина красная»ТюрьмаМалинаНинка, друзьяУвлеченияУвод патруляОтъездЛюба (с.Ясное)Вранье: «Военкомат»«Давайте любить друг друга» «Бардак для несчастных»Работа шофёромВ Сосновке у матери

Слайд 18Современное прочтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Два богача»

Современное прочтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева  «Два богача»

Слайд 19 Когда при мне превозносят богача

Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту -племянницу в свой разоренный домишко. — Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить... — А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика! Июль, 1878

Два богача

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих

Слайд 20«Два богача»
Конструктивист: у меня всегда есть конкретное предложение
Мещанин: моя
хата с краю


ничего не знаю

Оптимист: я верю, что все будет хорошо

Перестраховщик: живи тихо, не выделяйся

Максималист: это – хорошо, а это – просто глупость

«Два богача»Конструктивист: у меня всегда есть конкретное предложениеМещанин: мояхата с краю –ничего не знаюОптимист: я верю, что

Слайд 21Восстанавливающий систему образов произведения ( Троепольский «Белый Бим»..)

Восстанавливающий систему образов произведения ( Троепольский «Белый Бим»..)

Слайд 22Выводы
Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать

свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности.
Повышают мотивацию учащихся.
Формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства.
Дарят им ощущение творческой свободы.  
ВыводыУроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой

Слайд 23Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность
Бернард Шоу
Спасибо за внимание!

Единственный путь, ведущий к знанию - деятельностьБернард ШоуСпасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть