Презентация, доклад на тему Использование исследовательского метода на уроках литературы.

Содержание

О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг! А.С.Пушкин . 

Слайд 1«Использование исследовательского метода на уроках литературы
Подготовила учитель
МБОУ «СОШ №2 им.М.В.Фрунзе»


русского языка и литературы
Опанащук Э.В.
 

«Использование исследовательского метода на уроках литературыПодготовила учитель МБОУ «СОШ №2 им.М.В.Фрунзе» русского языка и литературыОпанащук Э.В. 

Слайд 2О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт –

сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг! А.С.Пушкин

.
 

О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух,  и опыт – сын ошибок трудных,  и

Слайд 3«Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного

познания в процессе поиска этих методов и применение их. В-третьих, он формирует... черты творческой деятельности. В результате исследовательский метод даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативные и гибко используемые знания и формирует опыт творческой деятельности» (И.И. Лернер).

.
 

«Он призван обеспечить, во-первых, творческое применение знаний, во-вторых, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов

Слайд 4В зависимости от объекта исследования можно выделить следующие приёмы:
.
 

В зависимости от объекта исследования можно выделить следующие приёмы: . 

Слайд 51.Побуждающий к гипотезам диалог (Какие есть предположения? Как нам проверить гипотезу?

Что нужно сделать? Какой план действия предлагаете? Кто думает иначе?)

.
 

1.Побуждающий к гипотезам диалог (Какие есть предположения? Как нам проверить гипотезу? Что нужно сделать? Какой план действия

Слайд 62.Предъявление классу противоречивых фактов. Например, проблема авторства романа М. А. Шолохова

«Тихий Дон», факты биографии С. А. Есенина, судьба Андрея Соколова и советских военнопленных в годы ВОВ (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»), оценка романа Шолохова отечественными и зарубежными критиками.

.
 

2.Предъявление классу противоречивых фактов. Например, проблема авторства романа М. А. Шолохова «Тихий Дон», факты биографии С. А.

Слайд 73.Приёмы: «Исследуем текст». «Разгадываем тайну слова». «Внимание: эксперимент». «Предмет как проблема».
.
 

3.Приёмы: «Исследуем текст».  «Разгадываем тайну слова».  «Внимание: эксперимент». «Предмет как проблема».    . 

Слайд 84. Составление логической схемы, связывающей между собой определённые понятия: цепочка (определение

последовательности действий и выражения отношения), ступеньки (восходящие и нисходящие в зависимости от того, восхождение или падение героя мы наблюдаем), круги Вена (определение общего и отличного) и т.д.

.
 

4. Составление логической схемы, связывающей между собой определённые понятия: цепочка (определение последовательности действий и выражения отношения), ступеньки

Слайд 95. Работа в группах. Группа 1 – историки-исследователи (работают с творческой историей

произведения, авторским замыслом, прототипом героя) Группа 2 – географы–исследователи (рассказывают о месте, где мог бы расположиться выдуманный Д. Дефо остров) Группа 3 – творцы (готовят сжатый пересказ главы текста из учебника) Группа 4 – литературоведы (составляют викторину по произведению) Группа 5 – корректоры (исправляют ошибки, связанные с неверно использованной информацией, задают вопросы по ходу выступления обучающихся)

.
 

5. Работа в группах.  Группа 1 – историки-исследователи (работают с творческой историей произведения, авторским замыслом, прототипом героя)

Слайд 106.Компаративный анализ. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения

двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер: теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический

.
 

6.Компаративный анализ. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы

Слайд 117.Творческая работа. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной

литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка, стихотворения. 

.
 

7.Творческая работа. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический

Слайд 12по Ахматовой (Горбаткова Ольга)   Умей уходить красиво. Отступать –

не значит назад. Уметь уходить – тоже сила, И нам её дарит ад.   Умей зажигать спички, Чтоб резвый в руках огонёк Взметнулся раненой птичкой – И всё за собою увлёк.   Умей прощаться навеки, Чтоб слово – как стук топора. И вырви из карт реки, Чьи воды касались бедра.            Умей выключать разум, Чтоб сердце вело вперед, И станешь счастливым сразу. А, быть может, наоборот.   Умей поджигать опоры Мостов, по которым прошел, И не впускать в коридоры Воспоминаний шёлк.   Пусть мысли не утихают И пульса в висках бой. Пусть путь тебе освещают Мосты, что горят за спиной

.
 

по Ахматовой   (Горбаткова Ольга)      Умей уходить красиво. Отступать – не значит

Слайд 13Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (Опанащук Марина) Вокруг столько мёртвых душ... Как и любой писатель,

Гоголь Влюбился в родину свою, Влюбился в реки и озёра, В поля, берёзки на краю... Прекрасна русская природа, Да только с обществом беда: Дворянство — лишь для глаз отвода, Честь и достоинство — вода, Что уж неслабо помутнела, На двери совести запор Навесить сильные сумели. Так бы и жили до сих пор... За общества судьбу радея, Поэму Гоголь написал, Где все пороки лицедеев Он правды светом озарял. Чиновники в его твореньи По тюлю вышивать могли, Варить прекрасное варенье И в вист, коль даже на мели, Играть с охотою садились. Помещики недалеко: Одни всю жизнь на всё скупились, Другие чересчур легко Деньгами кровными сорили, А третьи всех гостей в свой дом Речами сладкими манили, Забыв о статусе своём. Печально, верно? Но то время В сравненье с нашим не идёт. Рассудка золотое семя У Гоголя берёг народ. Сейчас помещиков не стало, Но у чиновников иных «Достоинств» их отнюдь немало. Сейчас у многих молодых Вся жизнь: забавы и веселье. Если б сказали, что в уме У нынешнего поколенья, Когда писатель в тишине О человеческом пороке Во всей красе его писал, То Гоголь был бы точно в шоке: На «мёртвых» мир богаче стал.

.
 

Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (Опанащук Марина) Вокруг столько мёртвых душ...  Как и любой писатель, Гоголь Влюбился в

Слайд 14М.А.Шолохов «Тихий Дон» (Горбаткова Ольга)   Земли донские, вольные, Выкоханы копытами, Курени хлебосольные Вешним дождем

омытые.   Земли донские – славные, Кровью поёны казачьей, Кипящей и горькотравною, Мелеховской, горячей.   Очи казачьи – чёрные, Чёрные, с поволокою. Волосы – густо-смольные, Брови – тёмной сорокою.   Норов казачий – пламенный, С запахом сена жженного. Дух, как копыто, каменный Маштака пробужденного.   Шашка казачья – крепкая, Шашка – подруга верная. Казачья рука – меткая, Боем и кровью проверена.   Лошадь казачья – справная, С гривой, ветрами плетённою. Сердце казачье – бравое, С печалями потаёнными.   Казачья земля – обильная. Казачья семья – вечная. Казачья душа – сильная. Казачья судьба – бесконечная.  

.
 

М.А.Шолохов «Тихий Дон» (Горбаткова Ольга)    Земли донские, вольные, Выкоханы копытами, Курени хлебосольные  Вешним дождем

Слайд 15по М.А.Булгакову «Мастер и Маргарита» (Опанащук Марина)   ПАМЯТИ МАСТЕРА Солнце тихо спешило покинуть

земной чертог. Задыхаясь, барахтался в людях город Москва: Пустота и чрезмерность в седой завивались смог, Между стопками водки о чем-то шипела молва. То, что нечистью кличут, - небес многоликая тень, Воланд в черной сутане - лишь зритель в первых рядах. Не пройдет, не закончится: новый наступит день, И запляшут порочные искры в лживых глазах. Прокуратору тысячи лет, что для смертного миг. Разве стоит карьера того, чтоб других - под удар? Хуже трусости нет. Пусть и поздно, он это постиг. Тише, тише, та казнь - всего лишь кошмар.   После битвы тяжелой тебе, как награда, покой. И не больше чем отзвук: и зависть, и скорбь, и грусть. Все пустое: теперь любимая рядом с тобой, Ну а в записях - номер сто восемнадцатый - пусть...

.
 

по М.А.Булгакову «Мастер и Маргарита» (Опанащук Марина)   ПАМЯТИ МАСТЕРА Солнце тихо спешило покинуть земной чертог. Задыхаясь,

Слайд 168.Продолжить строки высказывания собственным рассуждением. «Он стоял у ворот родного дома,

держал на руках сына… Это было всё, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром…» (М.Шолохов «Тихий Дон»).  

.
 

8.Продолжить строки высказывания собственным рассуждением.  «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это

Слайд 17Казалось бы, перед читателем – логичное завершение романа «Тихий Дон»: Григорий

Мелехов вернулся домой. Но домой ли? И Григорий ли? Молодой, бравый, полный жизненных сил Григорий уходил с хутора сильным, бесстрашным казаком. Оставив богато расписанный курень, зеленеющий баз, дружную семью, сладко пахнущие связки сена и блеющий и мычащий разными голосами хлев, он устремился навстречу новым надеждам, мечтаниям и свершениям. Через несколько лет вернулся к порогу родного дома старый измученный казак с потухшим, робким взором. Ветер безжалостно треплет сухие безжизненно-белые волосы, срывает мутные слезинки с потрескавшихся колючих щёк. Тишина, запустение, голод. Красные курени на красных подворьях красных улиц.

.
 

Казалось бы, перед читателем – логичное завершение романа «Тихий Дон»: Григорий Мелехов вернулся домой. Но домой ли?

Слайд 18И непонятно: то ли это привет большевистской революции, то ли это

кровь убитых станичников заливает подслеповатые окошки соседских домов. Григорий необузданным волком ушёл с хутора и вернулся побитой собакой в колхоз. Чёрная, пущистая, богатая земля стала бурым истощённым песком, смешанным с грязью и осколками свинца. Сожжены амбары, церковь мельница. Даже старой тонконогой овечки не найдёшь на на отзывающейся эхом каждому шагу улице. В мелеховской горнице свои порядки устанавливает Кошевой. Всё, ради чего жил и воевал Григорий, разрушено. Родной дом стал чужим. Горячая кровь остывает. Неспроста Шолохов называет солнце холодным: ни один источник тепла не согреет уже душу старого казака, и никогда больше для него не засияет солнце ласково и приветливо. ГорбатковаОльга

.
 

И непонятно: то ли это привет большевистской революции, то ли это кровь убитых станичников заливает подслеповатые окошки

Слайд 19«Страницы листая…» («Мои впечатления о литературе») Когда парус счастья отходит И, словно виденье, растает, Мы

в книгах отраду находим, Страницы листая. И пусть сразу высохнут слёзы: Нам будней и в жизни хватает. Познаем волшебные грёзы, Страницы листая. Там судеб и жизни так много, В их мир ты хоть раз улетая, Не сможешь сказать: «Как убого!» - Страницы листая. И сколько ты истин постигнешь, Героям сопереживая, Ты мудрости стену воздвигнешь, Страницы листая. Из книг незаметно, украдкой Советы для жизни хватая, Ты сам для всех станешь загадкой, Страницы листая. И если внезапно всё рухнет, Уйдёт, на прощанье махая, Лишь тот человек не отступит, Кто жадно страницы листает.   Опанащук Марина

.
 

«Страницы листая…» («Мои впечатления о литературе»)  Когда парус счастья отходит И, словно виденье, растает, Мы в

Слайд 20«Листая страницы…»
Литература – неотъемлемая часть жизни каждого. Издавна письменность помогала людям

и народам делиться мудростью, передавая жизненные уроки.
Из личного опыта могу сказать, что книги открыли мне много истин, до которых бы я не дошёл никогда. Авторы произведений оказывают огромную услугу всем людям, показывая трагедии из жизни выдуманных героев, их проблемы и пути решения. Глуп тот, кто не пользуется плодами неизмеримого труда писателей.
Печорин, Онегин, Катерина, Гобсек – все они были призваны помочь нам. С прочтением каждого произведения я как будто проживал их жизни, я чувствовал, как мой жизненный опыт преумножался в разы. Я пережил множество ссор, испробовал разные виды любви, побывал среди коррупционеров и контрабандистов, стрелял и получал ранения, чувствуя запах пороха. Никакой жизни мне бы не хватило. Вот чего добиваются прозаики и поэты во всём мире.
.
 

«Листая страницы…»	Литература – неотъемлемая часть жизни каждого. Издавна письменность помогала людям и народам делиться мудростью, передавая жизненные

Слайд 21Этот год запомнился мне, как никакой другой, именно с позиции жизненного

опыта, чувства своего возраста и ответственности. Я понял, кем я являюсь для своей семьи, друзей, общества и всего мира, а главное – кем они для меня. Литература помогает отличить истинное от ложного, приподнять завесу тайны жизни, её смысла, обрести свою цель, определить ценности. Я не учил предмет, не зарабатывал оценки. Я жил! Олейник Артём

.
 

Этот год запомнился мне, как никакой другой, именно с позиции жизненного опыта, чувства своего возраста и ответственности.

Слайд 22Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину понимания произведения, будет способствовать воспитанию

желания чтения художественной литературы и развитию речи обучающихся, обогатит их словарь и выведет на новую ступень познания и творчества.

.
 

Умело организованная исследовательская деятельность повысит глубину понимания произведения, будет способствовать воспитанию желания чтения художественной литературы и развитию

Слайд 23.
 
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть