Презентация, доклад на тему Использование фразеологизмов в речи

Содержание

Цель: пополнить словарь школьника фразеологизмами, совершенствовать речевые умения и навыки учащихся, научиться работать со словарём.

Слайд 1 Использование фразеологизмов в речи
(6 класс)

Автор: Ковалёва Галина Васильевна,
учитель русского

языка и литературы
МОУ “Школа № 102 г. Донецка”



Программа самореализации учащихся
на уроках русского языка

Использование фразеологизмов в речи (6 класс)Автор: Ковалёва Галина Васильевна,учитель русского языка и литературыМОУ “Школа № 102

Слайд 2 Цель: пополнить словарь школьника фразеологизмами, совершенствовать речевые умения и навыки учащихся,

научиться работать со словарём.

Дорогой друг!
Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Наука Фразеология сказочно богата. В ее кладовых хранятся слова от самых - самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались фразеологические обороты – мудрость русского народа. Во фразеологии отразились исторические события, народное отношение к ним, выразился взгляд народа на человеческие достоинства и недостатки. Точность и образность – главные особенности фразеологизмов. Писатели видят в ней великолепные примеры образного выражения действительности. Учёный-лингвист А.И.Ефимов говорил так: «Фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы русского языка». Знание фразеологии, умелое использование ее - неотъемлемая часть речевой культуры человека. Открой для себя удивительный и занимательный мир фразеологизмов!

Цель: пополнить словарь школьника фразеологизмами, совершенствовать речевые умения и навыки учащихся, научиться работать со словарём.

Слайд 3 Выполняя задания,

ты
Выполняя задания, ты

Слайд 4Продолжи предложение:
Лексикология -
Лексика –
Лексическое значение –
Лексикон -
Слово -


Словосочетание -
Предложение -
Продолжи предложение: Лексикология - Лексика – Лексическое значение –Лексикон -Слово -  Словосочетание -Предложение -

Слайд 5Изучаем теорию
В русском языке, кроме отдельных слов самостоятельными значениями,

из которых мы составляем словосочетания и предложения, есть более сложные единицы – устойчивые сочетания слов.
В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность. Смысл имеет всё выражение в целом. Эти устойчивые сочетания называются фразеологизмами, или фразеологическими оборотами.
Например, уносить ноги – убегать,
куриная память – плохая память,
ломать голову - усиленно думать.
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология.
Фразеологией называется раздел науки о языке, который изучает фразеологический оборот. Слово фразеология произошло от греческих слов фразис - выражение, логос – слово, учение.
Устойчивые сочетания отличаются от свободных тем, что в них нельзя заменить или переставить ни одного слова.

«V» - это мне известно;

« + » - это для меня новое;

« ?» - информация, которая вызывает интерес или удивление.
 

Изучаем теорию   В русском языке, кроме отдельных слов самостоятельными значениями, из которых мы составляем словосочетания

Слайд 6
Основная часть фразеологизмов русского языка исконно русского происхождения, источником их является,

например, профессиональная речь
(точить лясы, бить баклуши, без сучка и задоринки, снять стружку, сесть на мель, играть первую скрипку).
Одни фразеологизмы попали в литературный язык из жаргона и разговорной речи. Другие фразеологизмы пришли из диалектов и связаны с трудом крестьянства
(поворачивать оглобли, из кулька в рогожку, на воде вилами написано).
Многие фразеологизмы имеют своим источником богослужебные книги
(святая святых, исчадие ада, по образу и подобию, глас вопиющего в пустыне, земля обетованная).

Основная часть фразеологизмов русского языка исконно русского происхождения, источником их является, например, профессиональная речь  (точить лясы,

Слайд 7Фразеологизмы

Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях. Наиболее употребительные фразеологизмы включаются

в толковые словари под специальным значком.
Например, зарубить на носу (или на лбу) – принять к сведению, запомнить навсегда. Происхождение фразеологизма объясняют так: носом в старину называли переднюю часть памятной дощечки (бирки), которую носили неграмотные люди, делая на ней пометки – зарубки.
Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения.
Ребята работали засучив рукава. (как? прилежно)
К фразеологизмам относятся и народные пословицы, поговорки, «крылатые выражения» писателей, учёных, общественных деятелей.
Например, Не в коня корм. Сейте разумное, доброе, вечное.
( Н. Некрасов).

Фразеологизмы Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях. Наиболее употребительные фразеологизмы включаются в толковые словари под специальным значком.

Слайд 8

«Да-нетка»
Вы согласны с утверждением?
«Да-нетка»

Слайд 93АДАНИЕ. Определи, какое из двух сочетаний слов является фразеологизмом и почему.
Медвежья

берлога, медвежья услуга.
Волчий хвост, волчий аппетит.
Важная деталь, важная птица.
Горькая микстура, горькая правда.
Завязать узел, завязать переписку.
Сбивать с дерева, сбивать с толку
3АДАНИЕ. Определи, какое из двух сочетаний слов является фразеологизмом и почему. Медвежья берлога, медвежья услуга.Волчий хвост, волчий

Слайд 10Отгадай!
Ее заваривают, затевая какое-то неприятное «хлопотное» дело, а

потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просят» рваные туфли

Отгадай!   Ее заваривают, затевая какое-то неприятное «хлопотное» дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее

Слайд 11Отгадай!
Ее толкут в ступе или носят решетом те,

кто занимается бесполезным делом, ее набирают в рот, когда молчат, ею нельзя разлить неразлучных друзей.
Отгадай!   Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом, ее набирают

Слайд 12Учимся сопоставлять.
Задание. Найди четвёртое «лишнее».
1. Кот наплакал , капля

в море, на всех парах, с мизинец.
2. Во всю прыть, что есть духу, сломя голову, хоть пруд пруди.
3. В то же миг, сесть в калошу, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.

Учимся сопоставлять.  Задание. Найди четвёртое «лишнее». 1. Кот наплакал , капля в море, на всех парах,

Слайд 13

Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим - … .
Мы, конечно, обрадовались, … , слушаем. Мой братишка так … от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, … ". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы … .
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров … отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
"Вот пустомеля, - возмутился дед,- все время кому-нибудь … .
У братишки слезы … . Я, конечно, тоже … .
"Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете".
И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была - … .
Для справок: пальчики оближешь, одним духом, собаку на этом съел, не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать; уши развесили, потерял голову, попались на удочку, в три ручья, морочит голову.





Задание. Данный текст дополни фразеологизмами.
Обрати внимание на слова для справок.


Слайд 14Задание: Заменить выделенные в тексте слова и словосочетания фразеологизмами. Сделать

вывод о роли фразеологизмов в речи

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла без всяких затруднений. Вообще он очень хорошо знал эту тему, потому что на уроках все быстро воспринимал и легко усваивал, а вот его друг Вовка в это время бездельничал и порой даже дремал.

Задание: Заменить  выделенные в тексте слова и словосочетания фразеологизмами. Сделать вывод о роли фразеологизмов в речи

Слайд 15
Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по

маслу. Вообще он как свои пять пальцев знал эту тему, потому что на уроках все схватывал на лету , а вот его друг Вовка в это время бил баклуши и порой даже клевал носом.
 Вывод:
Фразеологизмы кратко и ёмко выражают мысль, авторскую оценку изображаемого.

Работа над сочинением о роли фразеологизмов у Петьки шла как по маслу. Вообще он  как свои

Слайд 16Развиваем творческое воображение. Узнай фразеологизм!

Развиваем творческое воображение.  Узнай фразеологизм!

Слайд 17 Развиваем умение доказывать свою точку зрения. Какие фразеологизмы характеризуют человека с

положительной и отрицательной стороны?

Не из робкого десятка Городить околесицу
Пробивать грудью Ни рыба ни мясо
Мухи не обидит
Смотреть сквозь пальцы
Золотые руки Считать ворон


Жить как кошка с собакой.
Не разгибая спину Спустя рукава
Держит ухо востро Лясы точить
Душа в душу

Развиваем умение доказывать  свою точку зрения.  Какие фразеологизмы характеризуют человека с положительной и

Слайд 18Допиши фразеологизм!

Труслив как… Хитёр как…

Надут как…




Изворотлив как..

Нем как…

Болтлив как...

Допиши фразеологизм!Труслив как…    Хитёр как…     Надут как…  Изворотлив как..Нем

Слайд 19КРАСНЫЙ КАК РАК

КРАСНЫЙ КАК РАК

Слайд 20Исправь ошибки!
1.Человек был семи пядей в плечах.
2. Он был упрямый,

хоть палку на голове теши .
3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей .
4. Она с детства узнала, почём кило лиха .
5. Ребята решили вывести его на свежую воду .
6. Нам грозили показать, где раки ночуют .
Исправь ошибки! 1.Человек был семи пядей в плечах. 2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши

Слайд 21Подведём итоги

Подведём итоги

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть