Презентация, доклад на тему Интерактивная игра по русскому языку по теме Обобщение знаний за курс 6 класса

Содержание

Правила игрыВ игре принимает участие несколько команд.На игровом поле — 6 категорий: «Фонетика», «Синтаксис», «Лексика», «Фразеология», «Устное народное творчество», «Этимология».В каждой категории — по 6 вопросов разного уровня сложности (оценены баллами от 10 до 60). Члены

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.Н. Сабурова»

города Можги Удмуртской Республики

Интерактивная игра
по русскому языку
и литературе

для учащихся 6-х классов

Составитель: Чувашова О.С.,
учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.Н. Сабурова» города Можги Удмуртской РеспубликиИнтерактивная игра по

Слайд 2Правила игры
В игре принимает участие несколько команд.

На игровом поле — 6

категорий: «Фонетика», «Синтаксис», «Лексика», «Фразеология», «Устное народное творчество», «Этимология».
В каждой категории — по 6 вопросов разного уровня сложности (оценены баллами от 10 до 60).
Члены команды выбирают категорию, затем вопрос. Вопросы задаются по очереди. На обдумывание отводится 20-30 секунд в зависимости от уровня сложности вопроса.
Если ответ правильный, то команда получает баллы соответственно номиналу вопроса. Если ответ неправильный, то возможность ответа переходит к другой команде (времени на обдумывание не даётся).
Вернуться на игровое поле можно с помощь кнопки

Правила игрыВ игре принимает участие несколько команд.На игровом поле — 6 категорий: «Фонетика», «Синтаксис», «Лексика», «Фразеология», «Устное

Слайд 4ФОНЕТИКА. Вопрос 1.
10 баллов
Сколько гласных звуков
в алфавите?
ОТВЕТ: 6

звуков
ФОНЕТИКА. Вопрос 1.10 баллов Сколько гласных звуков в алфавите?ОТВЕТ:  6 звуков

Слайд 5ФОНЕТИКА. Вопрос 2.
20 баллов
Укажите слова, в которых есть звук [о]:
комета;

просвет;
перо;
волна;
колёса

ОТВЕТ: колёса, перо

ФОНЕТИКА. Вопрос 2.20 баллов Укажите слова, в которых есть звук [о]:комета; просвет; перо; волна; колёса

Слайд 6ФОНЕТИКА. Вопрос 3.
30 баллов
Сколько звуков [ш] встречается
в предложении?
Бьют парнишку

по фуражке,
чтоб пожил он в деревяшке.

ОТВЕТ: 4

ФОНЕТИКА. Вопрос 3.30 баллов Сколько звуков [ш] встречается в предложении?Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в

Слайд 7ФОНЕТИКА. Вопрос 4.
40 баллов
Приведите примеры слов
с непроизносимым согласным,
которые

являются синонимами или антонимами слов:

письменный,
добросовестный,
весёлый,
отдельный

устный

честный

радостный

совместный

ФОНЕТИКА. Вопрос 4.40 баллов Приведите примеры слов с непроизносимым согласным, которые являются синонимами или антонимами слов:письменный, добросовестный,

Слайд 8ФОНЕТИКА. Вопрос 5.
50 баллов
Укажите ошибочное суждение:
В слове «чувствовал» – 9

звуков.
В слове «ещё» все согласные звуки мягкие.
В слове «здравствуйте» все согласные звуки твёрдые.
В слове «резко» буква з обозначает [с].

ОТВЕТ: вариант 3 – «здравствуЙТе»

ФОНЕТИКА. Вопрос 5.50 баллов Укажите ошибочное суждение:В слове «чувствовал» – 9 звуков.В слове «ещё» все согласные звуки

Слайд 9ФОНЕТИКА. Вопрос 6.
60 баллов
За каким сонорным звуком спрятано большое, просторное

помещение?

ОТВЕТ: за-Л

ФОНЕТИКА. Вопрос 6.60 баллов За каким сонорным звуком спрятано большое, просторное помещение?ОТВЕТ:  за-Л

Слайд 10СИНТАКСИС. Вопрос 1.
10 баллов
Расставьте пропущенные знаки препинания.
Укажите грамматические основы.
Над

полями и лесами всё ярче и ярче светит солнышко.
Потемнели в полях дороги посинел на реке лёд.

,

СИНТАКСИС. Вопрос 1.10 баллов Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите грамматические основы.Над полями и лесами всё ярче и

Слайд 11СИНТАКСИС. Вопрос 2.
20 баллов
Найдите ошибки в схемах:


[ О и О

].

[ - = ] и [ - =].

[ О а О].

[ О , О].

,

СИНТАКСИС. Вопрос 2.20 баллов Найдите ошибки в схемах:[ О и О ].[ - = ] и [

Слайд 12СИНТАКСИС. Вопрос 3.
30 баллов
Какой пример не является
словосочетанием?
1) вечер наступил
2)

получил приказ
3) в своей школе
4) на родной земле
5) белый снег

СИНТАКСИС. Вопрос 3.30 баллов Какой пример не является словосочетанием?1) вечер наступил2) получил приказ3) в своей школе4) на

Слайд 13СИНТАКСИС. Вопрос 4.
40 баллов
Составьте с данными словами пары словосочетаний, в

которых эти слова будут разными частями речи

ПРОСТОЙ
ГНЁТ
ПИЛА

СИНТАКСИС. Вопрос 4.40 баллов Составьте с данными словами пары словосочетаний, в которых эти слова будут разными частями

Слайд 14СИНТАКСИС. Вопрос 5.
50 баллов
Расставьте в тексте знаки препинания так,
чтобы

наследники не разорились.

ЗАВЕЩАНИЕ ПРАВИТЕЛЯ

Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую.

,

СИНТАКСИС. Вопрос 5.50 баллов Расставьте в тексте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились.ЗАВЕЩАНИЕ ПРАВИТЕЛЯПоставьте на моей

Слайд 15СИНТАКСИС. Вопрос 6.
60 баллов
В "Российской грамматике" М. В. Ломоносова, напечатанной

в Петербурге в 1755г., в главе "О знаках" перечислены знаки препинания и даны правила их употребления. Всего этих знаков восемь. Названия первых четырех не расходятся с современными: запятая, точка с запятой, точка, вопросительный знак. Остальные четыре знака мы теперь тоже употребляем, но называем их по-другому.


Какой знак препинания
в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова носит название вместительный?

СКОБКИ ( )

СИНТАКСИС. Вопрос 6.60 баллов В

Слайд 16ЛЕКСИКА. Вопрос 1.
10 баллов
Назовите антонимы в пословицах:

Ученье – свет, а

неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет. Мир строит – война разрушает. Старый друг лучше новых двух. Друг спорит, а недруг поддакивает.

ЛЕКСИКА. Вопрос 1. 10 балловНазовите антонимы в пословицах:Ученье – свет, а неученье – тьма. Сытый голодного не

Слайд 17ЛЕКСИКА. Вопрос 2.
20 баллов
Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель,

акваланг, акватория? Прокомментируйте
свой ответ.

ОТВЕТ: слова родственные, с общим латинским корнем аква – вода

ЛЕКСИКА. Вопрос 2. 20 балловЕсть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ.ОТВЕТ: слова родственные,

Слайд 18Бывает русая, бывает острая.
Что это? Как называются такие слова в

русском языке. Назовите определение.

ЛЕКСИКА. Вопрос 3.
30 баллов

ОТВЕТ: Коса. Омонимы.

Бывает русая, бывает острая. Что это? Как называются такие слова в русском языке. Назовите определение.ЛЕКСИКА. Вопрос 3.

Слайд 19ЛЕКСИКА. Вопрос 4.
40 баллов
Найдите общее определение к каждой «тройке» слов.

Назовите эти прилагательные.

Подушка, характер, требования
Работа, хлеб, кофе
Проспект, архитектор, предложение (или член предложения)
Время, копия, наука

ОТВЕТ: мягкий, чёрный, главный, точный

ЛЕКСИКА. Вопрос 4. 40 балловНайдите общее определение к каждой «тройке» слов. Назовите эти прилагательные.Подушка, характер, требованияРабота, хлеб,

Слайд 20Прочтите фрагмент сказки А.Ремизова.
- Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! –

говорил старик. – Встретишься с медведем, скажи ему: « Иди, иди, Мишка!< …>. И медведь уйдет.
Назовите устаревшее значение подчеркнутого слова. В каком значении это слово употребляется в современном русском  языке?

ЛЕКСИКА. Вопрос 5.
50 баллов

Прочтите фрагмент сказки А.Ремизова.- Странного человека медведь никогда не тронет, он знает! – говорил старик. – Встретишься с медведем,

Слайд 21В данном тексте слово употреблено в значении «странствующий, прохожий».
В современном

русском языке оно имеет значение «необычный, непонятный, вызывающий недоумение».

ЛЕКСИКА.
ОТВЕТ НА ВОПРОС 5 (50 баллов)

В данном тексте слово употреблено в значении «странствующий, прохожий». В современном русском языке оно имеет значение «необычный,

Слайд 22ЛЕКСИКА. Вопрос 6.
60 баллов
Русская поговорка гласит:
«Не было ни

гроша, да вдруг алтын!»
А сколько это алтын?


ОТВЕТ: Алтын – это 3 копейки

ЛЕКСИКА. Вопрос 6. 60 балловРусская поговорка гласит:  «Не было ни гроша, да вдруг алтын!»А сколько это

Слайд 23ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 1.
10 баллов
Объясните значение фразеологизма Яблоку негде упасть
ОТВЕТ: 1.

То же, что Шагу негде ступить. [Кизяковский:] Публики — яблоку негде упасть (Б. Ромашов. Воздушный пирог). 2. Очень тесно. В кубриках, и без того тесных, яблоку негде упасть. Душно
(А. Гущин. Курс, проложенный огнём).
ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 1.10 баллов Объясните значение фразеологизма Яблоку негде упастьОТВЕТ: 1. То же, что Шагу негде ступить.

Слайд 24ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 2.
20 баллов
Подберите фразеологизм
к его толкованию:
1)Овладевать собой, успокаиваться. 
2)

Усиленно думать над трудным вопросом. 


ОТВЕТ: Брать себя в руки. 
Ломать голову. 

ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 2.20 баллов Подберите фразеологизм к его толкованию:1)Овладевать собой, успокаиваться. 2) Усиленно думать над трудным вопросом. 	ОТВЕТ:

Слайд 25ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 3.
30 баллов
Назовите фразеологизм и его значение.

Ответ: Заметать следы -

уничтожать, устранять то, что может служить уликой в чем-либо.
ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 3.30 баллов Назовите фразеологизм и его значение.Ответ: Заметать следы - уничтожать, устранять то, что может служить

Слайд 26ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 4.
40 баллов
Назовите фразеологизм и его значение.
Вспомните еще

один фразеологизм со словом язык. Назовите его значение.

ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 4.40 баллов Назовите фразеологизм и его значение. Вспомните еще один фразеологизм со словом язык. Назовите

Слайд 27Фразеологизм «тянуть за язык»
подразумевает под собой: заставлять человека говорить что-либо конкретное

против его воли, давать обещание, проболтаться. Буквально означает выведывать информацию.

ФРАЗЕОЛОГИЯ.
ОТВЕТ на вопрос 4 (40 баллов)


Держать язык за зубами. Длинный язык.
Острый язык. Вертится на языке. Развязать язык. Соскочить с языка. Язык без костей. Язык заплетается.

Фразеологизм «тянуть за язык»подразумевает под собой: заставлять человека говорить что-либо конкретное против его воли, давать обещание, проболтаться.

Слайд 28ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 5.
50 баллов
Многие фразеологизмы корнями уходят в далёкое прошлое,

тесно связаны с жизнью народа, его историей.
Попробуйте отгадать фразеологизм по его происхождению.

В старину некоторые помещики очень любили полакомиться этими речными обитателями. Однако зимой ловить их было чрезвычайно трудно, поэтому на промысел отправляли провинившихся крестьян. После многочасового купания работники зачастую заболевали.
Как же грозился помещик, если хотел кого-нибудь серьёзно наказать?

Я тебе покажу, где раки зимуют

ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 5.50 баллов Многие фразеологизмы корнями уходят в далёкое прошлое, тесно связаны с жизнью народа, его

Слайд 29ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 6.
60 баллов
В далёкой древности четверг был днём Перуна

– «бога грома». В этот день ожидали дождя, так необходимого в засуху. Мольбы к Перуну часто оставались безрезультатными, поэтому родилось выражение, окрашенное разочарованием и сожалением.
Какое это выражение?

После дождичка в четверг

ФРАЗЕОЛОГИЯ. Вопрос 6.60 баллов В далёкой древности четверг был днём Перуна – «бога грома». В этот день

Слайд 30ФОЛЬКЛОР. Вопрос 1.
10 баллов
Как называются
начало и конец сказки?
Зачин, концовка

ФОЛЬКЛОР. Вопрос 1.10 баллов Как называются начало и конец сказки?Зачин, концовка

Слайд 31ФОЛЬКЛОР. Вопрос 2.
20 баллов
Угадай сказку по словам,
которые в ней

упоминаются:

Каравай, свадьба, ковёр,
Кощей Бессмертный, стрела, игла

«Царевна-лягушка»

ФОЛЬКЛОР. Вопрос 2.20 баллов Угадай сказку по словам, которые в ней упоминаются:Каравай, свадьба, ковёр, Кощей Бессмертный, стрела,

Слайд 32ФОЛЬКЛОР. Вопрос 3.
30 баллов
Соберите 2 пословицы:
в других, рот, и сам,

того,
не разевай, не любишь, на чужой, не делай, каравай, чего

1. На чужой каравай рот не разевай.
2. Чего в других не любишь,
того и сам не делай

ФОЛЬКЛОР. Вопрос 3.30 баллов Соберите 2 пословицы:в других, рот, и сам, того, не разевай, не любишь, на

Слайд 33ФОЛЬКЛОР. Вопрос 4.
40 баллов
Закончите пословицы:
Всякая пословица…
недаром молвится
Терпение и труд…
всё перетрут
Кончил

дело…

гуляй смело

Что посеешь…

то и пожнёшь

Корень ученья горек…

зато плод сладок

ФОЛЬКЛОР. Вопрос 4.40 баллов Закончите пословицы:Всякая пословица…недаром молвитсяТерпение и труд…всё перетрутКончил дело…гуляй смелоЧто посеешь…то и пожнёшьКорень ученья

Слайд 34ФОЛЬКЛОР. Вопрос 5.
50 баллов
Что такое постоянные эпитеты?
Подберите их к следующим

словам:

Поле
Лес
Девица
Солнце
Молодец

Чистое
Дремучий
Красная
Ясное
Добрый

ФОЛЬКЛОР. Вопрос 5.50 баллов Что такое постоянные эпитеты?Подберите их к следующим словам:ПолеЛесДевицаСолнцеМолодецЧистоеДремучийКраснаяЯсноеДобрый

Слайд 35ФОЛЬКЛОР. Вопрос 6.
60 баллов
Назовите жанр
этого фольклорного произведения
Ты умница-разумница,
Ты умница-разумница,
Про

то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

Потешка

ФОЛЬКЛОР. Вопрос 6.60 баллов Назовите жанр этого фольклорного произведенияТы умница-разумница,Ты умница-разумница,Про то знает вся улица,Петух да кошка,Да

Слайд 36ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 1.
10 баллов
Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора.


Сейчас это работник, поддерживающий порядок во дворе.

ОТГАДАЙТЕ СЛОВО ПО ЕГО ЗНАЧЕНИЮ

Дворник

ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 1. 10 балловРаньше этим словом называли хозяина постоялого двора. Сейчас это работник, поддерживающий порядок во

Слайд 37ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 2.
20 баллов
Что с точки зрения происхождения объединяет такие

женские имена, как
Евгения, Яна, Ольга,
Стефания, Клавдия?

Эти женские имена образованы
от мужских имён

ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 2. 20 балловЧто с точки зрения происхождения объединяет такие женские имена, какЕвгения, Яна, Ольга, Стефания,

Слайд 38ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 3.
30 баллов
Слова маникюр,

манипуляция,
манжета,
мануфактура
Произошли от общего латинского корня «ман».
Что означает этот корень?

РУКА

ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 3. 30 балловСлова  маникюр,       манипуляция,

Слайд 39ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 4.
40 баллов
В старину на Руси замужняя женщина любого

сословия не могла появиться на людях с непокрытой, простой головой.
Это считалось позором.
Каким сейчас словом (глаголом),
не таким обидным, называют
факт позора?

Опростоволоситься

ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 4. 40 балловВ старину на Руси замужняя женщина любого сословия не могла появиться на людях

Слайд 40ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 5.
50 баллов
1) Раньше – человек, за плату получающий

помещение и питание в чужой семье. Сейчас – тот, кто живёт за чужой счёт.

2) Раньше – богатое женское платье для бала. Сейчас – грубая рабочая одежда.

ОТГАДАЙТЕ СЛОВА ПО ИХ ЗНАЧЕНИЮ

НАХЛЕБНИК, РОБА

ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 5. 50 баллов1) Раньше – человек, за плату получающий помещение и питание в чужой семье.

Слайд 41ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 6.
60 баллов
Глагол «робеть» (пугаться, стесняться) произошёл от древнего

слова «робя», то есть «ребёнок».
Подумайте, что в устах нашего прапрадеда означало восклицание «Не робей!».
Что он хотел передать этой фразой?

«Не робей!» буквально означает
«Не будь, как ребёнок!»

ЭТИМОЛОГИЯ. Вопрос 6. 60 балловГлагол «робеть» (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова «робя», то есть «ребёнок». Подумайте,

Слайд 42«КОТ В МЕШКЕ»
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в

день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « »
Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
«КОТ В МЕШКЕ»  Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой

Слайд 43ОТВЕТ
Ответ издателя: « »

ОТВЕТОтвет издателя: «  »

Слайд 44Спасибо за игру!

Спасибо за игру!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть