Презентация, доклад на тему Интегрированный урок по русскому языку и литературе.

Содержание

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» анализ художественного текста.

Слайд 1Интегрированный урок
Литература ( анализ текста).
Русский язык ( синтаксис).

Интегрированный урок  Литература ( анализ текста). Русский язык ( синтаксис).

Слайд 2 Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» анализ художественного текста.

Л.Н. Толстой  «Кавказский пленник»    анализ художественного текста.

Слайд 3«На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку.» С.Я. Маршак.
Текст-это

определенная реальность: за ним всегда стоит автор.
Текст-это авторское открытие, осознание им тех или иных сторон действительности и его умение выразить эту действительность средствами языка.
«На всех словах – события печать.  Они дались недаром человеку.» С.Я. Маршак.Текст-это определенная реальность: за ним

Слайд 4А. Киселев "Горный пейзаж (Кавказские вершины)" (1880)

А. Киселев

Слайд 5А. Мещерского "Кавказ" (1873).

А. Мещерского

Слайд 8Январь 1852 года.

Лев Николаевич Толстой
поступает на службу и отправляется на

Кавказ.
Январь 1852 года.Лев Николаевич Толстой поступает на службу и отправляется на Кавказ.

Слайд 10КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864,
война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.


Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.
Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства.
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа. Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под

Слайд 11«…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые

противоположные вещи —
война и свобода».

Лев Толстой о Кавказе:

«…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода».Лев

Слайд 12«Кавказский пленник» =
Свобода-
простор, красота Кавказа

и плен-

война
«Кавказский пленник» = Свобода- простор, красота Кавказа и плен-        война

Слайд 14Быль –
повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что

было в действительности.

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Слайд 15Рассказ-
небольшое прозаическое произведение соединенное сюжетом и состоящий из одного или

нескольких эпизодов.
Рассказ- небольшое прозаическое произведение соединенное сюжетом и состоящий из одного или нескольких эпизодов.

Слайд 16Сюжет –
цепь событий, происходящих в произведении.
Сюжет состоит из отдельных

эпизодов.
Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных эпизодов.

Слайд 17Эпизод –
изображение одного события, имеющего начало и конец.

Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец.

Слайд 18Слова-«незнакомцы»
Аул,

Ногаец, Сакля,
Бешмет, Черкеска, Айда!
Войлок, Галун, Буза,
Чалма, «Урус», Джигит,
Мечеть, Шептала, Мекка,
Хаджи, Алла! Мулла.
Слова-«незнакомцы» Аул,

Слайд 20Одежда татар
Башмет - верхняя распашная, стеганная одежда
Галун- нашивка из золотой или

серебряной мишурной тесьмы
Одежда татарБашмет - верхняя распашная, стеганная одеждаГалун- нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы

Слайд 24В стилистике русского языка выделяется три типа текстов:

повествование
описание
рассуждение

В стилистике русского языка выделяется три типа текстов:повествованиеописание рассуждение

Слайд 25Значение имен героев:
Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слова

«жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке.
Жилин = действие.
Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.
Костылин = бездействие.
Значение имен героев:Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом,

Слайд 26 Добрый (думает о матери, жалеет ее), надеется на себя, ;

слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи ; обдумывает побег; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; плохо переносит боль, усталость, бездействует; работящий, не может сидеть без дела, мастер; раскис, упал духом; проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется; всем помогает, даже своим врагам – татарам; ему интересны другие люди, любит детей; великодушный; способен на предательство; не принимает других людей; офицер русской армии; «хоть не велик ростом, а удал был»; не соратник, а обуза страдает, проявляет эгоизм; плохо переносит боль, усталость, бездействует.
Добрый (думает о матери, жалеет ее), надеется на себя, ; слабый человек, на себя не надеется,

Слайд 28
Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете

неправильным.
1. События происходили осенью. (-)

2. Жилин был невелик ростом, да удал. (+)

3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его бросил. (+)

4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рудлей. (-)

5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. (+)

6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. (-)

7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. (+)

8. Во второй раз Жилин бежал один. (+)

9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты. (+)

10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал. (+)
Значок (+), если тезис вы считаете правильным, значок (-), если считаете неправильным. 1. События происходили осенью. (-)2.

Слайд 29«Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с Богом поезжай

опять на службу».
«А не уехать ли одному без солдат? Или не ездить?»
«Ты подожди внизу, а я только взгляну».
«Пить, воды, пить дайте».
«А много ли он хочет выкупа?»
«Зачем ты к старику ходил?»
«Вынимай ружьё!»
«Как взрадуется Дина!»

Каких предложений больше? Почему?

Характеристика предложения по цели высказывания и интонации.

«Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с Богом поезжай опять на службу». «А не уехать

Слайд 30Простые и сложные предложения
1. Жилин ехал верхом, а телега с его

вещами шла в обозе.
2. Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз.
3. Сняли татары седло, сбрую.
4. Рубаха оборванная, вся грудь голая.
5. Начал Абдул кричать на красного, залопотал так, что слюни изо рта брызжут.
6. Встал Жилин, раскопал щёлку побольше, стал смотреть.
7. Пересказал переводчик, опять заговорили все вдруг.
8. Пришёл ногаец, скуластый, в одной рубахе.
Простые и сложные предложения1. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе.2. Выехал Жилин

Слайд 31Предложения с обращениями.
«Хорошо, Иван, хорошо!»
«Ай, урус! ай, Иван!»
«Братцы! выручай, братцы!»


Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнёшься – пропал.
«Опускай шест, Дина!»
Не выходи, луна, из-за туч, помоги выбраться!
Предложения с обращениями.«Хорошо, Иван, хорошо!»«Ай, урус! ай, Иван!» «Братцы! выручай, братцы!» Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнёшься

Слайд 32Однородные члены предложения
1. Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с

товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.
2. Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам.
3. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов.
4. Жилин губами и руками показал, чтобы пить ему дали.
5. А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт.
Однородные члены предложения1. Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра

Слайд 331. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

3.

Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?


1. Чему учит рассказ?2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?3. Какие же проблемы поднимает Л. Н.

Слайд 34Кроссворд.

1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати.

Глаза черные, светлые и лицом красивая». (Дина)

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов». (Рассказ)

3. Русский поэт, который восхищался красотой Кавказа. (Пушкин)

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении». (Сюжет).

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан специально для детей и вошел в учебник, который Л.Н.Толстой готовил специально для крестьянских детей. Как назывался этот учебник? (Азбука)

6. Какой прием использует Л.Н.Толстой, описывая Жилина и Костылина? (Антитеза)

Кроссворд.1. Определите героя по описанию: «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза черные, светлые и лицом красивая».

Слайд 35Дружба!

Дружба!

Слайд 36Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Слайд 37Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы:
о товарищеском

долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости.
Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия.
Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности,

Слайд 38Написать ответ на вопрос:
Какие мысли вызвал у нас данный рассказ?
Для

этого используется метод незаконченных предложений:
Нам понравилось…
Мы поняли, что…
Мы научились…
Нам близка мысль…
Мы согласны с тем, что…
Мы думаем, что…

Рефлексия


Написать ответ на вопрос: Какие мысли вызвал у нас данный рассказ?Для этого используется метод незаконченных предложений:Нам понравилось…Мы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть