Слайд 1Интегрированный урок: русский язык и география
ТЕМА: «Сложноподчинённые предложения»
ТИП урока: урок –
практикум
Класс: 9
Проводят:
Федорова Татьяна Сергеевна – учитель русского языка и литературы
Таппагарова Анна Михайловна – учитель географии и обществознания
Слайд 2Цели урока:
по русскому языку:
- обобщение и закрепление понятий по теме
«Сложноподчиненные предложения»,
- совершенствование коммуникативных умений и навыков;
по географии:
- определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения России
- изучить состав транспорта
Слайд 3Какие предложения мы называем сложноподчиненными?
Сложносочиненные предложения
Сложноподчиненные предложения
Сложное предложение, части которого равноправны
Используются
сочинительные союзы: и,а, но и другие
[Сверкнула молния], и [грянул гром]
Слайд 4Какой темой объединены данные слова?
Экология , автомобиль, пассажир, авиация, железнодорожный, магистраль,
бассейн, аэродром, аэропорт, трубопровод, коммуникация, инфраструктура.
Слайд 5
ТЕМА: ТРАНСПОРТ
Что такое транспорт?
Слайд 6Транспорт делится на две группы:
универсальные – это те, которые могут
перевозить и различные грузы, и людей
специализированные – это те, которые перемещают лишь определенные грузы (нефть, газ, электроэнергию)
основная задача транспорта – надежно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны
Слайд 7Что такое транспортная система?
Слайд 8
Транспортная система
Совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами,
то есть пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними
Примером крупнейшего транспортного узла является город Москва
Слайд 9Изображение транспортной системы Москвы
Слайд 10ЕДИНаЯ ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Слайд 11Давайте отдохнем
Физминутка
Гимнастика для глаз
Слайд 13Вспомним какие виды имели сложноподчиненные предложения
С придаточными определительными
С придаточными обстоятельственными
С
придаточными изъяснительными
Слайд 14Найдите среди данных предложений сложноподчиненные, определите границы предложений, подчеркните их союзы:
В
европейской части их конфигурация напоминает гигантское колесо, центр которого – Москва.
Железнодорожный транспорт используется там, где невозможно использование морского и речного транспорта.
Протяженность железных дорог в России меньше чем те, которые используются в США и Канаде.
Автомобильный транспорт в России один из самых дорогих, но он отличается маневренностью.
Автомобиль появляется тогда, когда отсутствуют другие виды сухопутного транспорта.
Транспортная система организуется для того, чтобы производить обмен грузов.
Слайд 15Какие виды транспорта вы знаете?
Слайд 16Железнодорожный транспорт
Авиационный транспорт
Речной транспорт
Морской транспорт
Автомобильный транспорт
Трубопроводный транспорт
Слайд 17Распределите данные виды транспорта
трубопроводный
авиационный
железнодорожный
автомобильный
морской
речной
Слайд 18Придумайте сложноподчиненные предложения по теме «Транспорт» и прочитайте их. Используйте конструкции
подсказки:
1) Транспорт используется для того, чтобы…
2) Транспортная система работает, чтобы…
3) Чтобы выбрать транспорт для перевозки, нужно…
4) Железнодорожный транспорт быстрее, так как…
Слайд 19Работа с картой
Определите по карте район с наибольшей плотностью автодорог с
твердым покрытием
Используя диаграмму, определите долю перевозок грузов по видам транспорта
Определите долю перевозок пассажиров
Слайд 20Подведение итогов урока. Рефлексия
Подведем итоги урока.
Что мы вспомнили про сложноподчиненные предложения?
А
что мы знаем про транспорт?
Оцените свою деятельность на уроке, выберите смайлик, соответствующей своей оценке.
Слайд 21Спасибо за проделанную работу,
до новых встреч!
Слайд 22Сложноподчиненным называется такое сложное предложение, части которого соединены при помощи подчинительных
союзов (так как, будто, чтобы и т.п.) или союзных слов (который, какой, сколько, куда, как, где зачем и др.)
[Запела птица голосом блаженным о том], (как мы друг друга берегли).
[Зайцы отлично понимали], (что значат следы собачьих лап на их дороге).
Слайд 23Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным поясняют имя существительное (местоимение) главной части
и отвечают на вопросы определения какой? который? чей?
[Первая и самая большая роскошь, (которую я себе позволяю), это доверие к людям].
Слайд 24Изъяснительные придаточные поясняют слово (чаще всего сказуемое) главной части и отвечают
на падежные вопросы, как и дополнения. Иногда изъяснительные и называют дополнительными.
[Для большей ясности романа здесь объявить мне вам пора], (что страстно влюблена в улана была одна её сестра).
Слайд 25Обстоятельственные придаточные обозначают место, цель, причину, образ действия, условие и т.д.
того, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения. Они отвечают на вопросы обстоятельств:
[Как солнце зимнее прекрасно], (когда, бродя меж серых туч, на белые снега напрасно оно кидает слабый луч!)
Слайд 26Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров в
широтном направлении. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъемности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность.
Слайд 27Авиационный или воздушный транспорт перевозит в труднодоступные районы страны, скоропортящиеся и
срочные грузы. Авиация специализируется на перевозке пассажиров на большие расстояния.
Слайд 28Речной транспорт – это дешевый вид транспорта, обеспечивающий, в основном, внутренние
перевозки.
Слайд 29Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России. Морские суда
имеют большую грузоподъемность, движутся по относительно прямолинейным трассам.
Слайд 30Автомобильный транспорт
Его преимущество в скорости перевозок, большой маневренности и доставке
груза непосредственно потребителю
Слайд 31Трубопроводный транспорт используется для перекачки жидких и газообразных продуктов. Длина газопроводов
в два раза больше длины нефтепроводов.