Слайд 1Интегративный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла в условиях перехода на
фгос ООО
Слайд 2 Для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития
важно давать такие задачи, которые ориентированы на установление широких связей как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом.
Здесь имеет место внутрипредметная и межпредметная интеграция.
Слайд 3 Цель интегративного обучения -
формирование у обучающихся целостного видения мира.
Сегодня это особенно актуально в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, который устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы.
Слайд 4 Интегрированные уроки предоставляют и учителю, и ученику больше возможности
для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом, что особенно актуально в период перехода к профильному образованию. Ролью ученика на интегрированном уроке является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний.
Слайд 5
К ученику как к участнику процесса предъявляются следующие требования:
умение находить и
обрабатывать информацию, используя различные источники,
навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации,
умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию,
выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других.
выступать публично, литературно выражая
свои мысли.
Слайд 6Задача учителя – предметника – способствовать формированию у учащихся универсальных учебных
действий (УУД).
Познавательные УУД:
овладение приёмами анализа исторического события, документов;
выведение следствий из определения понятия;
умение сравнивать, приводить контрпримеры;
постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом;
создание на уроках игровых ситуаций.
Слайд 7Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли;
владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности).
Слайд 8Личностные УДД:
формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
формирование исторической, литературной,
языковой компетентности.
Регулятивные УУД:
умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению понятий.
Слайд 9
Формы проведения интегрированных уроков гуманитарного цикла самые разные: семинары, конференции, путешествия…
Актуальной задачей становится использование в процессе интеграции информационных технологий.
Слайд 10Интегрированный подход к обучению предметов гуманитарного цикла имеет ряд положительных моментов.
Во
– первых, на интегрированных уроках у учащихся вырабатываются и закрепляются универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные).
Во – вторых, на интегрированных уроках у учащихся предоставляется возможность посмотреть на смежные предметы с другой стороны. Это приводит к повышению интереса обучающихся.
В – третьих, в процессе интегрированных уроков у учащихся формируется целостное видение мира, которое проявляется в необходимости изучения предметов, составляющих школьную программу.
Слайд 11Интегрированный подход имеет свои минусы.
Главным из них является сложность организации
интегрированных уроков и чрезмерная насыщенность, «перегрузка» урока.
При составлении календарно – тематического планирования, учителями – предметниками гуманитарного цикла необходимо совместно разрабатывать план работы по проведению интегрированных уроков. Это особенно сложно сегодня, когда программы, к примеру, истории и литературы, не совпадают по хронологии.
Слайд 12
Интегрированные уроки целесообразно проводить примерно 4-6 раз в течение одного учебного
года.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру происходит только в том случае, если соблюдаются следующие условия:
предметы гуманитарных и художественных циклов должны преподаваться интегрировано, образуя единый модуль;
содержание и структура программ сформированы с учетом параллельного изучения данных предметов;
обучение осуществляется методом «погружения» на основе сочетания исторических и тематических подходов;
постижение культуры осуществляется не только на уровне знаний различных культур, но и на уровне овладения способами деятельности, эмоционально-ценностного переживания, выработки личностного отношения к культурно-исторической эпохе.
Слайд 13Точки соприкосновения предметов гуманитарного цикла
Много точек соприкосновения имеют история и русский
язык. Совместно с учителем русского языка можно проводить совместные уроки на обобщение и актуализацию знаний. К примеру, построить урок по заимствованным словам. Возможно изучение темы «Возникновение славянской письменности» также в контексте с русским языком.
Тесно связаны темы литературы и истории. Например, темы: «Великая Отечественная война», «Отмена крепостного права» и т. д.
Литература и русский язык. Богатый материал для таких уроков содержится в произведениях русских классиков А.П.Чехова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина. Такие уроки необходимы в современной школе в связи с переходом на новые технологии для оценки учебных достижений учащихся (ЕГЭ). Это комплексный анализ текста.
Слайд 14Пример:
Урок-защита проектов в 10 классе по теме «Жизнь, творчество, судьба А.П.Чехова».
Учащиеся распределились по группам и разрабатывали свои исследовательские проекты. На уроке в разных формах представили свои исследования «специалисты из разных областей наук»: историк – биография А.П.Чехова (по хронологической таблице дает сравнение исторических событий и этапов жизни Чехова); географ – заочная экскурсия «По чеховским местам» (места пребывания Чехова даны на самостоятельно составленной карте); литературовед – творческая мастерская писателя; медик – Чехов – врач земский; педагог – Чехов – воспитатель; искусствовед – театр в судьбе Чехова.
Слайд 15Пример:
Урок-театр в 11-м классе по теме “В театре А.М.Горького – пьеса
«На дне»
Определены роли и задания: художники-декораторы – оформление театральной афиши, компьютерное оформление программки (консультирует учитель ИЗО);
искусствоведы – выступления на темы «История развития МХАТ”, “Сценическая история пьесы»;
режиссер и актеры – инсценировки фрагментов из пьесы «На дне»;
социолог – социологическое исследование о благосостоянии народа в современной России (консультирует учитель экономики);
краевед – выступление «Пьеса «На дне» - на сценах казанских театров».
Слайд 16Пример:
Урок-театр в 11-м классе по теме “В театре А.М.Горького – пьеса
«На дне»
Определены роли и задания: художники-декораторы – оформление театральной афиши, компьютерное оформление программки (консультирует учитель ИЗО);
искусствоведы – выступления на темы «История развития МХАТ”, “Сценическая история пьесы»;
режиссер и актеры – инсценировки фрагментов из пьесы «На дне»;
социолог – социологическое исследование о благосостоянии народа в современной России (консультирует учитель экономики);
краевед – выступление «Пьеса «На дне» - на сценах казанских театров».
Слайд 17Использованный материал:
Дмитриева Ольга Григорьевна, учитель обществознания. Статья «Интегративный подход к обучению
гуманитарных предметов в условиях реализации ФГОС (история, обществознание, литература, русский язык)».
Усманова Римма Александровна, учитель русского языка и литературы. «Интегративный подход: его реализация на уроках словесности и литературы (из опыта работы)».
Сайт «1sentember.ru»
Слайд 18Спасибо
за внимание!
Автор презентации:
Майманова Ольга
Владимировна.
2015 г.